![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический аспект организации как составной части управленческой деятельности
Организация определяется как система действий по использованию трех основных компонентов хозяйственной деятельности — людей, материальных ресурсов и экономических взаимоотношений. Из этих трех компонентов, как уже отмечалось, главным является первый, в том числе определение ответственности людей, использование человеческого фактора. 1) создание организационной структуры предприятия, «служебной лестницы», иерархии работников; 2) систематический инструктаж, консультирование работников; 3) принятие управленческих решений, выдача распоряжений, приказов, командование; Делегирование полномочий — это децентрализация управления, его необходимость увеличивается по мере роста масштабов управления. Но делегируются только некоторые полномочия, а всю ответственность за общее состояние дела продолжает нести руководитель. Особую роль организации в управлении придавала, как отмечалось, так называемая бюрократическая школа управления, однако со временем обнаружились ее недостатки. Поэтому во второй половине ХХ в. стали появляться организации нового типа, главная особенность которых состояла в их большой гибкости, динамизме, способности к обновлению, восприятию инноваций. • увеличение объемов информации и ускорение обмена ею между субъектами рынка, в связи с чем обнаружилась крайняя неповоротливость тяжеловесных бюрократических структур и недопустимость их дальнейшего сохранения; • изменение психологии работников, характера их трудовой мотивации в сторону усиления роли таких высших мотивов, как самореализация, самосовершенствование, возможность быстрого продвижения по служебной лестнице и т.п., которые трудно реализовывались в иерархических, бюрократических организациях. В доинформационном обществе определяющим был принцип «Каждому свое в информационном обществе все прочнее утверждается иной принцип — «Каждый должен знать столько, чтобы чувствовать себя самостоятельным, независимым от других». В этих условиях. появились новые типы организаций: Для них характерны отсутствие жесткой структуры, максимальное соответствие постоянно изменяющимся условиям и задачам. Статус работников здесь определяется их профессионализмом, инициативностью, способностью к самосовершенствованию. Среди факторов успеха этих организаций психологическая составляющая имеет первостепенное значение. Однако эти организации часто бывают плохо управляемыми, а диапазон их возможностей оказывается слишком узким. Разновидностью свободных организационных систем являются предпринимательские организации, которые отличаются следующими особенностями: • они рассчитаны скорее на имеющиеся человеческие возможности участников, чем на их финансовые или материальные ресурсы; • основной способ построения такой организации — сетевой, причем эффективность каждой ячейки этой сети всецело определяется предприимчивостью ее создателя; • мотивация участников основывается на активном поиске возможностей для получения максимального результата; • важнейшим организационным принципом является не координация деятельности из одного центра, как это имеет место в организациях традиционного типа, а индивидуальная инициатива. Решающими факторами успеха свободной организации являются индивидуальная инициатива, компетентность, квалификации.
|