![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познавательные процессы в управленческой деятельности
Под познанием в современной философии и психологии понимается одна из форм активности человека, существующая наряду сдругой ее формой — предметно-практической деятельностью. Познание — это специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его чувственная и логическая активность направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии с субъектом как более пассивное начало. Субъект и объект в познании противостоят друг другу как познающий и познаваемый: субъект постигает, а объект постигаем. С точки зрения современной теории познания идеальные модели, создаваемые субъектом в ходе познавательной деятельности, никогда не бывают тождественны, идентичны своему объекту. Познание, таким образом, определяется как процесс постижения доступных субъекту отношений между ним и объектом, результатом которого является та или иная информация о реальности. Особенно важную роль в сложных познавательных процессах, обеспечивающих управленческую деятельность, имеют такие стороны познавательных способностей менеджера, как восприятие, память, интеллект, волевые качества. Особенно важную роль в управленческой деятельности играют особенности восприятия людей руководителем.
Под восприятием в психологии понимается непосредственное отражение действительности органами чувств, субъективный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция». Восприятие основывается на зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных ощущениях, но зависит еще и от опыта, знаний, задач деятельности, выполняемой человеком. Поэтому восприятие, особенно восприятие человека человеком, включает в себя не только непосредственные ощущения, но все уровни психики, включая мышление. Руководителю важно учитывать, что одного и того же человека разные люди могут воспринимать, оценивать по-разному. От правильного восприятия людей руководителем во многом зависит характер их взаимоотношений. Наиболее частые ошибки восприятия: • эффект ореола, первого впечатления — сложившееся ранее общее благоприятное представление о человеке необоснованно переносится на те его качества, которые еще неизвестны. Так, иногда полагают, что человек, хорошо зарекомендовавший себя на рядовой, исполнительской должности, обязательно станет и хорошим руководителем, хотя о наличии у него специфических качеств, необходимых руководителю, ничего не известно. Путь избавления от ошибок подобного рода — более глубокое изучение человека, его личностных качеств; • «эффект первого впечатления» — переоценка роли, значимости первой информации о человеке. Между тем первое впечатление часто бывает обманчивым. Выход состоит в том, чтобы, не делая окончательных выводов, учитывать не только первую, но и последующую информацию о человеке; • «эффект стереотипа» — стремление упростить полученную информацию о человеке, оценить его по привычному шаблону. Путь преодоления этой ошибки — избавление от шаблонов, более глубокое понимание того факта, что среди множества людей невозможно найти даже двух полностью одинаковых, что каждый человек неповторим, уникален и требует к себе индивидуального, а не стереотипного подхода. Необходимость избегать подобных ошибок восприятия — важнейшая психологическая задача руководителя.
|