![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к памяти руководителя
Память, т.е. умение человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, — важнейшая характеристика психики. Память — многомерное явление; ее различные грани проявляются у разных людей по-разному. для осмысления этого сложного психологического явления используется метод классификации различных измерений, характеристик памяти на основе различных критериев: источник получаемой и сохраняемой информации; характер содержания получаемой информации; степень прочности, надежности сохранения полученных данных и др. По источнику информации память классифицируется на зрительную, слуховую и двигательную (моторную); у разных людей роль этих источников в получении и сохранении впечатлений неодинакова. По характеру содержания информации память подразделяется на логическую, образную, эмоциональную. Установлено, что логическая информация воспринимается левым полушарием мозга, а образная — правым. Эмоциональное восприятие информации более присуще женщинам, чем мужчинам. По критерию прочности сохранения информации различают долговременную и кратковременную память. Как показывает опыт управленческой деятельности, память руководителя должна иметь некоторые профессиональные особенности, важные для его деятельности: • большой объем, способность воспринимать и сохранять информацию и о предметах, и о людях, а также постоянный учет характера сложившихся между людьми взаимоотношений; • оперативность, т.е. умение быстро мобилизовывать имеющуюся информацию, использовать ее в нужное время и в нужном месте; • помехоустойчивость, т.е. ее надежность, работоспособность в сложных ситуациях, например при ведении переговоров, в конфликтных ситуациях и т.п. • ошибка «излюбленной ситуации», хорошо сохранившейся в памяти, — перенос условий, решений, информации из одной ситуации, ранее имевшей место, на другую, хотя и подобную первой. Эта ошибка ведет к упрощению способов поведения руководителя, их стандартизации. Пугь преодоления такой ошибки — всесторонняя оценка ситуации, каждая из которых является неповторимой; • ошибка «краев и середин» — упущение того обстоятельства, что в процессе сообщения информации лучше всего запоминается ее часть, которая находится в начале или в конце сообщения; часть, которая находится в середине сообщения, часто ускользает от нашего внимания. Поэтому наиболее ценную информацию нужно помещать в конце или в самом начале доклада, выступления, беседы, сообщения, решения. Как и другие способности, память может совершенствоваться, при этом могут использоваться следующие основные приемы: 1) мотивация, т.е. формирование у руководителя соответствующих мотивов, установок, развитие чувства ответственности за порученное дело; Таким образом, память тесно связана с мыслительными процессами.
|