Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Русь после Аттилы. 5 страница






Посл е этого Амазонкамъ сл е довало совс е мъ изчезнуть, т е мъ бол е е что по Atla-quipa все Huna-Skialdmeyar, или Гунскiя щитоносныя д е вы, сгор е ли съ дворцомъ Аттилы; Α μ α ζ ω ν ε ς; и изчезли, оставивъ свою Гуннскую родную страну, Птоломеевскимъ Амадокамъ ('Λ μ α δ ω π α), которые безъ сомн е нiя были съ родни перевощикамъ ('Λ μ α ξ έ ω ς) ([165]), и зам е няли собой Геродотовскихъ 'Α λ α ζ ω ν ο ι.

Въ описанiи Сарматiи у Птоломея Атадоса, на томъ самомъ м е сте где, былъ Kieвъ-перевозъ. Тутъ же и Χ ο ϋ ν ο ι, ([166]) и Наmаxobii и Roxani и даже Ясичи (Jaziges); недостаетъ только Козаръ; но во время Птоломея Casuari, Chasuarii или Caziri, жили еще при р е к е Amasia, тамъ, гд е былъ Лугъ Бардовскiй, откуда откочевали за Дн е пръ Лонгобарды, о которыхъ в е роятно и упоминаетъ Iорнандъ подъ названiемъ Bardores (гл. liii) въ числ е Украинскихъ, народовъ, оставшихся во власти Данко (Dinzeo) сына Аттилы. ([167])

 

III.

КЫЯНЕ.

(Quenae, Chueni, Kunae, Guni, Hnuni, 'Oυ ν ν α).

 

Для возстанiя на Готовъ, въ 375 году пор. х., Гуннамъ не нужно было приходить изъ Азiи; они уже давно существо­вали въ Европ е, жили при Дн е пре, и были знакомы Готамъ за 1000 л е тъ дор. х, если в е рить н е которымъ хронологамъ древней Исторiи Готовъ вообще, и Дановъ въ особенности.

Гунны не только были знакомы Готамъ до возстанiя на Го­товъ, но, по Аммiану, служили по найму въ войск е Готскомъ и сражались противъ возставшей своей братiи предводимой Болемиромъ.

М е стность населенiя такъ называемыхъ Гунновъ, опред е ляется и по периплу Марцiана Гераклiйскаго (III-го стол.): «Tή ν δ έ π ε ρ ί τ ò ν β ο ρ υ σ Oε ν η ν χ ώ ρ α ν π α ρ ο ι nο ύ σ ι μ ε τ α τ ο ύ ς Ά λ α ν ο ύ ς ο ι xα λ ο υ μ ε ν ο ι Xoα ν ο ί» т. е. «въ окрестностяхъ Дн е пра, за Аланами, живутъ такъ называемые Хоани.»

Не смотря на это, предоставимъ Аммiану, не видавшему Гун­новъ въ лицо, описываетъ ихъ, по разсказамъ Готовъ, следующимъ образомъ:

«О народе Гуннскомъ, говоритъ Аммiанъ, слегка упоминается въ древнихъ л е тописяхъ (?). Гунны живутъ за Меотическимъ озеромъ близъ Ледовитаго океана (?) ([168]) и превосходятъ всякое понятiе о зв е рств е. У нихъ тотчасъ же по рожденiи младенца, изрываютъ ему лицо горячимъ жел е зомъ, чтобъ истребить про­являющiйся пушокъ волосъ. ([169]) По этой причин е они возрастаютъ и стар е ютъ въ безобразiи и безбороды, какъ евнухи. Но вообще они плотны, съ могучими плечами и толстой шеей. По необычайному и сгорбленному туловищу, они кажутся двуногими зв е рями, или грубой работы болванами, которыхъ ставятъ на мостахъ. Этому отвратительному челов е ческому подобiю соответствуетъ и грубость привычекъ. Они употребляютъ сырую безвкусную пищу, питаются полевой овощью и кой-какимъ полусырымъ мясомъ, распареннымъ между ногъ на спин е лошади. У нихъ нетъ домовъ, они изб е гаютъ ихъ какъ кладбищъ. У нихъ н е тъ даже шалашей: съ самаго малол е тства они скита­ются среди горъ и л е совъ. Встр е чая жилище, опасаются ступить на порогъ онаго, даже въ крайней необходимости; имъ страшно быть подъ крышей. На одежду употребляютъ холстъ, или шьютъ оную изъ л е сныхъ кошекъ (куницъ и проч.) Это составляетъ обычную будничную и праздничную одежду, ко­торую они нескидаютъ съ плечъ покуда она не истреплется въ лохмотья. На голов е носятъ перегнутыя на бокъ шапки. Мох­натыя ноги свои обвертываютъ бараньей шкурой. Эта безобраз­ная обувь м е шаетъ имъ свободно ходить, и по этой причин е они неспособны воевать п е шiе; но за то они какъ будто прико­ваны на своихъ лошадяхъ, которыя хотя кр е пки, но неуклюжи.

Сидя на нихъ, иногда по женски, они исполняютъ верхомъ свои обычныя занятiя. Денно и ночно на кон е, съ коня продаютъ, съ коня покупаютъ, на кон е пьютъ и е дятъ и даже спятъ, склонясь на тощую гриву коня. На кон е же судятъ и рядюгъ о д е лахъ. Бросаясь въ бой безъ всякаго порядка, они несутся толпою въ сл е дъ за храбр е йшимъ».

Описавъ ловкость Гунновъ въ на е здахъ военныхъ, толпой и въ разсыпную, съ крикомъ и гамомъ, ихъ искусство въ стреляньи изъ лука, въ рукопашномъ бо е мечемъ; а главное въ накидыванiи аркана на противника, Аммiанъ заключаетъ упоминанiемъ о ихъ кошахъ, о кочеванье, о лукавств е и страсти къ золоту.

Въ этомъ описанiи Аммiана видны смутные слухи о при-Волжскихъ степнякахъ, которые впрочемъ могли участвовать въ войне, какъ подвластные Руси; но эти слухи смешаны съ разсказами объ удальстве кошевыхъ Украинцевъ, которыхъ Аммiанъ отличаетъ однакоже именемъ Аланъ, заключая замечатель­ными словами, что Невры, ([170]) Будины, ([171]) Гелоны, ([172])Agathyrsi, ([173]) Меланхлены, ([174]) и вообще вс е народы вплоть до Ганга суть Аланы. По Схолiасту же: ([175])«Alani lingua earurn Wilzi dicuntur, crudelissimi ambrones, quos роёtа Gelanos vocal». Вс е эти различныя названiя одного и того же войсковаго сословiя, Alanes, Alaunes, Vulanes, Gelanos, Ulinzes, Wilzi, —поясняется словами же Аммiана: «рабству (т. е. собственно податному состоянiю) они не подвержены; ибо вс е происходитъ отъ благо­родной кроны. По cie время они избираютъ въ начальники себ е (въ Атаманы) отличившихся испытанною военною опытностiю.» ([176])

Такимъ образомъ многоразличныя прозвища древней Руси, или Русиновъ, —гражданскаго и войсковаго сословiя Славянъ, —обращались историками и географами въ различныхъ народовъ, По обряду пострига и призванiю (vocatio) они назывались Косарами, ([177]) или косоносными, носящими чупъ; по сироматству, или об е ту безженства —Сарматами; по поселенiю на краинахъ Руси— Украинцами; по свободному состоянiю— Волынью (Wolani), откуда Аланами, Уланами и проч.

Древность этого коннаго сословiя, знаменованнаго и посвящавшаго себя на службу обрученiемъ, напоминаетъ и Римскiй ordo equester— урядъ конный.

Забраковавъ самыми простыми доводами, водворившееся въ Исторiи, нел е пое мн е нiе о владычеств е какихъ-то нев е домыхъ Гунновъ—Монголовъ, на пространств е между Дунаемъ и Волгой, Г. Венелинъ провид е лъ сквозь темноту сказанiй Византiйскихъ, что царство Аттилы было Русское царство; но названiе Гун­новъ онъ приписываетъ собственно Булгарамъ.

Это мненiе Г. Венелина основано на Iорнанд е, который вы­водитъ Гунновъ изъ Bulgarorum sedes, и на Византiйскихъ писателяхъ, у которыхъ до X в е ка за-Дунайскiё варвары слыли безразлично, то СкиӨ ами, то Сарматами, то Гуннами, то Бул­гарами, то Руссами; потому что Греки понимали подъ вс е ми этими названiями одинъ и тотъ же народъ Славянскiй, какъ мы подъ названiями Турковъ, Оттомановъ, Магометанъ, Османли, Сарацинъ, понимаемъ породу Измаелитовъ. Но вопросъ о названiи, м е стности и значенiи Гунновъ IV и V в е ковъ, разр е­ шается по источникамъ с е вернымъ, какъ простое уравненiе; а опред е ленiе подобнаго неизв е стнаго, въ высшей степени важно для р е шенiя многихъ другихъ вопросовъ.

Предварительно зам е тимъ, что Готы, въ отношенiи своего в е рованiя, считали Славянъ, не иначе какъ язычниками. По вс е мъ преданiямъ, сагамъ и квидамъ, въ основахъ Исторiи с е верныхъ Готовъ и Дацiянъ, существуетъ уже великое царство Hunaland, а по другому названiю Hundingialand, ([178]) котораго обитатели на­зывались Huni, Hundingi, даровавшiе Готскому языку слова: Hedningar, Heidnar, Chedenne, Heiden, однозначительные съ Латинскими pagani, infideles. Существенное названiе народа Kuenae, Gwä ne, т е мъ предпочтительн е е обратилось въ слово Hun, Hund, что оно было и созвучно съ Греческимъ Kύ ω v, которымъ antitrinitarii олицетворили ненавистный имъ символъ тройственности, подъ изображенiемъ триглаваго Цербера, стража области Плутона.

Зоключая описанiе земель населенныхъ Славянами (Suevi, Sueouoni, Siuioni, Suioni) Тацитъ говоритъ (гл. xlv) что Sitoni во всемъ съ ними схожи, кром е того, что управляются женами (quod femina dominatur). Это управленiе женъ очень сомнительно, и в е роятно относится также не къ женамъ (Коnа, Киnа, Quena, Kwä na, Chona) но къ народу Kwä nen, Konae, Chonae, у котораго главный городъ по с е вернымъ сагамъ былъ Kä nugard или Kiä nuborg. Обратимъ вниманiе на единство названiй областей и народовъ Скандинавiи съ прибрежьями Финскаго залива. За моремъ Sitoni, по Птоломею Χ α δ ε ι ν ο ι; по ciю сторону моря Sudeni. Въ Скандiи, по Птоломею, Phiresii; по ciю сторону Pruzze. Тамъ Leuoni, зд е сь Ливы; тамъ Halandia, зд е сь Galindia; тамъ Smolandia, зд е сь Suomalandia.

Не объясняется ли этимъ, переселенiе части изчисленныхъ племенъ за море, или изъ за моря на восточныя набережныя?

Во всякомъ случа е Sigtuna, по надписи на монетахъ Situna, была областью князей Русскихъ и предположительно Кыянскаго рода, и какъ Ботнiя такъ и Cajania были по об е стороны залива, составляя уд е лъ Великокняженiя при-Дн е провскаго, съ которымъ с е верныя саги его см е шиваютъ и о которомъ предстоитъречь. ([179])

Чтобъ ясн е е опред е лить какую страну женъ подразум е вала древность подъ названiемъ восточной Kwä naland или Hunaland, достаточно н е сколькихъ выписокъ изъ сведенiи ни к е мъ уже не опровергаемыхъ.

Олай Верелiй въ прим е чанiяхъ къ Hervarar-Saga пишетъ: «Hunaland ita saepius vocalur Russia in Vilkina saga. Hanc nostri etiam diu vocarunt Hunegard» ([180]) т.е. «Въ Vilk. S. Россiя часто называется страною Гунновъ. Наши также издавна называютъ ее Hunegard.»—«Saxo Gramm. in vita Frothonis III, Ruthenos et Hunnos pro iisdem accipit». «Саксонъ Грамматикъ Руссовъ и Гунновъ принимаетъ за одинъ и тотъ же народъ.»—Helmoldo, citante Stephanio not. pag. 191: «Russia est Chunigard (Conogardia. Sax. Gr.), quam Adamus Bremensis vocat terram feminarum et terram Amasonum». «Стеө анiй, въ прим е чанiяхъ на Гельмольда: Руссiя называлась Хунигардомъ или по Саксону Коногардомъ, по Адаму Бременскому страной женъ или Амазонокъ.»

«Вс е Славянскiя земли, пишетъ Гельмольдъ, лежащiя на востокъ и исполненныя богатства, Даны называли Ostrogard, ныне же называются оне также Chunigard, по бывшему въ нихъ населенiю Гунновъ. Тамъ столичный городъ (Metropolis) Chue.»

Адамъ Бременскiй, этотъ столичный городъ Руссовъ, Hunigard, называетъ Chiven.

«Варяги, то есть Норманны, говоритъ Хагенъ ([181]), въ прим е чанiяхъ своихъ съ (? – возможно къ) изданiю Nibelungenlied, называли Кiевъ (по Гельм. Chue, по сагамъ Kiä nuborg in Kä nugard) Sambatas, т. е. сборное м е сто для кораблей на Дн е пр е.»

Г. Шафарикъ, котораго изысканiя доставили столько драгоц е нныхъ матерьяловъ для объясненiя Славянскаго мipa, особенно среднихъ временъ, не затрогивая западныхъ ученыхъ мн е нiй на счетъ Свевовъ, но колеблется сознать Гунновъ Славянами: «Византiйскiе писатели Θ еофанъ и Кедренъ именемъ Ο ΰ ν ν ο ι называютъ Славянъ; западные писатели и особенно Beda Venerabilis (7 и 8 в.) Гуннами называютъ Славянъ; въ Германскихъ народныхъ сказанiяхъ, подъ именемъ Huni разум е ются Славяне; въ с е верныхъ квидахъ Гуннскiе богатыри Jarisleifr—Я рославъ II Jarizcar—Ярожиръ и пр. обличаютъ въ себ е Славянъ.»

Изъ всего этого сл е дуетъ самое простое заключенiе, что древнie Коуеве или Кыяне, изъ народныхъ сказанiй поступили въ Исторiю Готовъ подъ именами Kwä ne, Quene, Choani, Cunni, Chini и наконецъ Hunni; область Кыянъ, Кыянская или Кiевская Русь, приняла названiе Kuenaland, Konaland, Kunaland, Hunaland; а Кiевъ гpадъ— Kianugard, Konagard, Hunugard. Ho пo обычаю Готовъ давать всему свой смыслъ, Konagard, неизбежно долженъ былъ превратиться въ страну женъ, т е мъ более что по народнымъ разсказамъ въ этой стран е у чортова беремища жили кieвcкiя в е дьмы, (magas mulieres Iорнанда) и совершались б е совскiя празднества Русалiй.

Слухи объ этой стран е женъ и русалокъ очень древни. Геродотъ, какъ любитель народныхъ сказанiй, по св е денiямъ же Готовъ, описалъ происхожденiе Скиө скихъ Амазонокъ и Сарматъ. Дело въ томъ, что Гомеровскiе 'Α λ α ζ ώ ν α ς, приходившiе на защиту Трои изъ страны 'Α λ υ β ι α (если только не 'Α λ υ ζ ί α) ([182]), при Геродот е жили уже надъ Карпатами, или Хробатскими горами, гд е н е когда была Б е лая или Великая Хорватiя, потомъ Галицiя, и гд е по словамъ Геродота протекали р е ки Тирасъ (Дн е стръ; и Гипанисъ (Бугъ).

О переселенiи 'Α λ α ζ ώ ν ε ς ([183])въ Скиө iю, Геродотъ не говоритъ ни слова; но говоритъ о переселенiи 'Α μ α ζ ώ ν α ς, посл е неудачной войны съ Эллинами. Отъ этихъ Амазонокъ и произошли, такъ называемые Сарматы или Σ α υ ρ ο μ α τ ο ι ([184]). Такимъ образомъ, страна женъ сочеталась съ страной Амазонокъ, которыхъ Скиө ы называли Ο ϊ ί ρ π α τ α, т. е. убiйцами мужчинъ; а Иcтopiя Хробатамu ([185]), не обращая вниманiя на русалокъ, у которыхъ были въ обыча е заманивать мущинъ и щекотать ихъ до смерти.

Если Кыяне столь давно изв е стны Исторiи подъ именемъ Гунновъ, то и столща ихъ Kieвъ (Kiä nugard) столь же исконна, и носила прозвище матери градовъ уже во времена Птоломея, которому былъ изв е стенъ Metropolis на Дн е пр е ([186]).

Исконное существованiе Kieвa не подвержено сомн е нiю. Положенiе его на водномъ сообщенiи Балтiйскаго моря съ Чернымъ», и при перевоз е чрезъ Дн е пръ, на сообщенiи Европы съ Aзieй, по сухому пути, составляетъ перекрестокъ самъ собою опред е ляющей м е сто для основанiя города и кладовой для торговли. «Поляномъ же живущимъ по горамъ симъ, говоритъ Несторъ, и б е путь изъ Варягъ въ Греки, а изъ Грекъ по Дн е пру и вверхъ Дн е пра, полокъ до Ловати, и по Ловати внити въ Ильмень озеро.» ([187])

Путь Св. Апостола Андрея Первозваннаго изъ Херсона въ Римъ лежалъ чрезъ Kieвъ. «И ув е да, яко изъ Корсуня близъ устье Дн е прское, и восхотя итти въ Римъ, и прiиде въ устье Дн е прское и оттол е пойде по Дн е пру гор е, и по прилучаю прiиде и ста подъ горами на берез е, и вставъ за утра и р е че къ сущимъ съ нимъ ученикомъ: «видите ли горы сiя, яко на сихъ горахъ возсiяетъ благодать Божiя: имать градъ великъ быть и церкви многи имать Богъ воздвигнути.»

По сказанiю Нестора, Кiевъ основанъ тремя братьями: Кiемъ, Щекомъ и Хоривомъ, у которыхъ была сестра Лыбедь. Если принять въ соображенiе первобытное происхожденiе племенныхъ именъ отъ родоначальниковъ, и обычай названiя заселяемой земли: матерью —по урожденiю на ней, сестрой —по переселенiю единородныхъ, и женой —по прiобр е тенiю во влад е нiе, объясняются и Кiевскiя урочища Кыянъ, Чеховъ и Горалъ (Хорутанъ, Хорватовъ) ([188]).

Стриковскiй и н е которые другiе писатели полагаютъ, что Kiевъ построенъ около 430 года, и что жители онаго были Кивы т.е. Горяне (? —вопрос автора) отъ рода Гунновъ. Судя, по с е вернымъ сказанiямъ, можно предполагать, что Кiевское население им е етъ отношенiе къ бывшей области Huningo (между p. Hunse и Эмизой) и также къ бывшей при-Рейнской области Hunesruck (Hunnorum statio), относя къ ней и городъ Caub ([189]) (Латин. Сиbаe).

Но обратимъ бол е е вниманiя на слова Нестора.

«И былъ около града (Кiева) л е съ и боръ великiй, и они (братья-жители) занимались зв е ринымъ промысломъ; ибо были мудры и смыслени; отъ нихъ Поляне-Кыевы и до сего дни.»

По Iорнанду: «Hunnugari, изв е стны торговлей куньими мъхами съ Херсономъ.»

Ясно, что эти Hunnugari происходятъ отъ Hunugard.

Войсковое сословiе—князья и дружина, какъ упоминаетъ и Тацитъ, проводили зиму на охот е. Въ это время производилась въ л е сахъ ловля зв е рей и сбиралась обычная дань м е хами. Константинъ Багрянородный пишетъ: «При наступленiи ноября, Pyccкie князья, оставивъ съ дружиной своей Кiевъ, разъ е зжались по другимъ м е стамъ, которые у нихъ назывались Γ ύ ρ ω ([190]). Они отправлялись въ земли Δ ε ρ β ά ν ω ν (Древанъ), Δ ρ ο υ ο υ β ι τ ώ ν (Дреговичей, Драговичей), Κ ρ β ι τ ζ ώ ν (Кривичей), Σ ε ρ β ί ω ν (Сербовъ т.е. Б е ло-Сербовъ) и другихъ подвластныхъ Славянъ, и зд е сь проводили зиму (охотясь и сбирая дань). Когда же Дн е пръ вскрывался, то, въ апр е л е м е сяц е, возвращались въ Кiевъ и, вооруживъ суда свои (которые строились въ л е сахъ Кривичей и Ленчанъ, и сплавлялись къ Кiеву), предпринимали обычное путешествie въ Грецiю, (м е нять скору т. е. м е ха, воскъ, медъ и челядь (пл е нных) на паволоки (шелковыя и золотныя ткани) злато, вина и овощи Грецiи.

«При Kieв е, продолжаетъ Несторъ, былъ перевозъ на ту сторону Дн е пра ([191]); почему и думаютъ, что Кiй былъ простой перевощикъ. Если бъ онъ былъ перевощикъ, то не ходилъ бы къ Царюграду; но онъ княжилъ въ роду своемъ (т.е. былъ (Кiевскимъ княземъ). Когда онъ ходилъ къ Царюграду и при которомъ цар е —не в е даемъ; но в е даемъ только о томъ, по сказанiямъ, что онъ принялъ великую почесть отъ царя.» ([192])

ПоВизантiйскому историку Никифору Григору, упоминается о знакомств е Грековъ съ Руссами, уже въ начал е 4-го в е ка по р. х. Онъ пишетъ, что Константинъ великiй пожаловалъ н е коего Русса (ό Ρ ω σ ι χ ό ς) саномъ Стольника.

«При возвращенiи изъ Царьграда, ему (Kiю) понравилась м е стность на Дуна е гд е онъ и срубилъ небольшой городокъ (т.е. кр е постцу) и нам е ренъ былъ поселиться тутъ съ родомъ своимъ; но близъ живущiе воспротивились этому. Дунайцы и до нын е называютъ это м е сто Городище Кiевецъ.»

Если при Нестор е Дунайцы знали м е стность, которою влад е ли временно Кiевляне или Гунны Историкокъ, на Дуна е, то безъ сомн е нiя при Iорнанд е эта м е стность была еще въ живой памяти. О Кiевомъ или Гуннскомъ городк е онъ и упоминаетъ при сл е дующемъ случа е:

«Остроготы (выт е сненные Гуннами въ 376 году изъ за Дуная) жили въ трехъ отд е льныхъ м е стностяхъ подъ управленiемъ братьевъ князей Видимира, Тодомира и Велемира ([193]).

«Велемиръ поселился при озер е (Pelso, Pleso; по Слав. плесо- озеро); Тодомиръ между Scarniunga и Aqua-nigra (Schwarzbach); а влад е нiя Видимира находились между областями братьевъ. Сыновья Аттилы, считая ихъ своими подданными, б е лыми рабами изъ пред е ловъ подвластныхъ Гуннамъ, напали на земли Велемира, такъ что братья его объ этомъ не знали. Велемиръ, хотя и съ малыми силами, но удержалъ ихъ напоръ, разбилъ на голову, и они б е жали въ ту часть Скиө iи, которая прилегаетъ къ Дунаю и называется ими Hunnivar.»

Hunnivar, означая Гунcкiй варошъ т.е. градецъ, замокъ, есть явно переведенное названiе Kieвa-градца ([194]); но положенiе его опред е лить уже трудно; по н е которымъ же соображенiямъ онъ могъ быть въ устьяхъ Дуная. Значенiе этой м е стности въ военномъ и торговомъ отношенiи, для древнихъ Руссовъ было велико: Кiевецъ долженъ былъ лежать на пути воднаго сообщенiя Kieвa съ Византiей; во время же войны въ устьяхъ Дуная было обычное соединiе сухопутнаго войска, шедшаго чрезъ Бессарабiюе ло-Сербiю), съ морскими силами. Зд е сь до 18-го стол е тiя (по стар. картамъ) при Дуна е были еще: близъ Килiи Hoвoй ([195]), городъ Вара и Б е лгородъ ( Bialigrod) ([196]); въ Добрушской области, при Дуна е же, Preslaviza, гд е «с е де Святославъ и княжа ту, въ Переяславци, емля данъ на Грецехъ.»—Зд е сь, говорилъ онъ, среда земли моей: изъ Грецiи – дань златомъ, паволоками, винами и различной овощью; изъ Чеховъ и Угровъ— сребромъ и конями; изъ Руси—м е хами, воскомъ, медомъ и челядью.

IV.

ПОБ Е ДЫ ЭРМАНАРИКА ЗЕЛАНДСКАГО, И ВОЗСТАНIЕ В. К. БОЛЕМИРА КIЕВСКАГО НА ГОТОВЪ.

Казалось бы, что слава Эрманарика, или собственно Яромира (Jarmar, Jarmerio) Зеландскаго, должна была быть ближе къ сердцу Дацiянъ, нежели слава Яромира, или Арминiя ([197]) князя Горицкаго, принадлежащая по всему праву Хорватамъ. Не смотря на это, древнему витязю приписана и Irmensul и воздвигнута Hermansä ule; а на долю покорителя Германiи и Скиө iи, достается едва ли бол е е одной страницы во вс е хъ Исторiяхъ Готовъ, о которыхъ упоминаетъ Iорнандъ.

Повторимъ эту страницу, выписанную Iорнандомъ.

«Спустя н е сколько времени по смерти конунга Готовъ Геберика (Geberich) ([198]), насл е довалъ ему Эрманарикъ, происходящiй от знаменитаго рода Амальскаго. Покоривъ великое число воинственныхъ с е верныхъ народовъ, онъ подчинилъ ихъ своему закону, Но справедливости н е которые изъ нашихъ предковъ сравнивали Эрманарика съ Александромъ великимъ; ибо во власти его были: Cothos, Scythas, Thuidos in aunxis, Vasinabroncas, Merens, Mordensimuis, Caris, Rocas, Tadzans, Athual, Navego, Bubegentes, Coldas ([199]). Чтимый народомъ за подобные подвиги, онъ вознам е рился подчинить своей власти и Лугарей (Eruli), у которыхъ воеводой былъ Аларикъ и покорилъ ихъ, изтребивъ большую часть.»

«Названiе Epулъ, по историку Аблабiю, происходитъ отъ слова Е1е, ([200]) что значитъ по Гречески: болото, (лугъ); ибо они населяли болотистая земли близъ Меотическаго озера. Ерулы (Лугари) были расторопны и чрезвычайно горделивы. Не было народа, который въ числ е войскъ своихъ не озаботился бы им е ть этихъ легкоконныхъ всадниковъ. ([201])»

«Хотя это проворство и доставляло имъ всегда усп е хъ въ сраженiяхъ, но оно должно было уступить стойкости и медлительности Готовъ (stabilitati et tardilali). Судьба р е шила, чтобъ и они, остальные изъ непокорныхъ народовъ, подпали подъ власть Готскаго князя Эрманарика. Посл е Еруловъ, (Лугарей по-Лабскихъ) онъ обратилъ оружiе на Венетовъ (Вендовъ). Непривычные къ войн е, но многочисленные, они сначала противоборствовали. Но многочисленная толпа ничтожна въ войн е противъ строевой силы. Вс е эти вышеизчисленные народы, происходятъ отъ одного корня, и ихъ прозываютъ тремя именами: Венетами (Вендами), Антами (Вендами) и Славянами. Теперь (NB. въ половин е 6-го стол. 200 л е тъ спустя посл е Аттилы), они за гр е хи наши повсюду свир е пствуютъ; а въ то время вс е они покорялись Ерманарику, который благоразумiемъ своимъ покорилъ также и Эстовъ, живущихъ на отдаленныхъ набережныхъ Океана Германскаго, и такимъ образомъ какъ бы въ награду за своитруды, властвовалъ надъ всей Скиө iей и Германiей.»

Бол е е опред е лительныя и бол е е достов е рныя св е денiя о Эрманарик е сообщаютъ Саксонъ Грамматикъ и Меурсiй. По этимъ сказанiямъ объясняется и первоначальное водворенiе Дацiанъ-Готовъ на остров е Зеланд е.

«Сивардъ, король Датчанъ, разбитый Свеонскимъ королемъ Годо ([202]) въ Галандiи (Скандинавской), б е жалъ въ Цимбрiю (Сербскiй полуостровъ). Зд е сь въ отсутствiи князя вступилъ онъ въ бой съ толпой простонародья Славянскаго ([203]), и одержалъ поб е ду. Этой поб е дой онъ думалъ прiобр е сти столь же великую славу, какъ великъ былъ позоръ его б е гства. Но когда къ Славянамъ прибылъ ихъ Князь Изимиръ (Ismar), они разбили Сиварда и пресл е довали въ Фiонiю. Малол е тный сынъ его Яромиръ (Iarmerio) и дв е дочери достались въ добычу непрiятелю. Посл e вс е хъ этихъ неудачъ, Сивардъ искалъ по крайней меpе славной смерти. Поднявъ снова войну въ Сканiи, гд е былъ посадникомъ Само (Simo), онъ былъ убить.

«Между т е мъ Яромиръ жилъ въ пл е ну у Славянскаго князя Изимира ([204]) (Ismar), ум е лъ вкрасться въ дов е ренность, сделаться его любимцемъ, и прiобр е сти общее къ себ е расположение. Только одна княгиня вид е ла въ немъ вскормленнаго волченка, который смотр е лъ къ л е су,»

«У князя Изимира умеръ братъ, и онъ устроилъ въ дом е брата великую тризну. Яромиръ, условившись съ сопл е нникомъ своимъ Гуно (Gunnon), воспользовались этимъ случаемъ и, во время отсутствiя князя, убили княгиню, перебили стражу, забрали казну, подожгли палаты княжескiя, c е ли на коней и не смотря на погоню, усп е ли домчаться до пристани. Находившiйся тутъ корабль доставилъ ихъ благополучно на островъ Зеландiю.»

«Посл е смерти Сиварда, принялъ правленiе Зеландiи братъ его Будо (Budli) ([205]). Когда же сынъ Сиварда возвратился изъ пл е на, онъ сдалъ племяннику область, какъ законному насл е днику. Первымъ подвигомъ Яромира по вступленiи во влад е нiе было заключить союзъ противъ Годо (Gothar) князя Ситунскаго или Свавонскаго (Svavonia) ([206]) съ внутреннимъ его врагомъ, изъ рода Sibbon (Саво, Сабо). Вспомоществуемый его влiянiемъи войскомъ, Яромиръ усп е лъ овладеть Свавонiей. Посл е этого, полагаясь уже на свою собственную силу, онъ напалъ на Славянъ полуострова Цимбрiйскаго или Сербскаго, взялъ въ пл е нъ сорокъ князей и пов е силъ ихъ на вис е лицахъ съ такимъ же числомъ волковъ ([207]). Овлад е въ ихъ землей и устроивъ въ надлежащихъ м е стахъ кр е пости, Яромиръ отправился къ востоку, покорять Саумовъ (Semben, Samland, Samogitia), Куровъ и иныя племена. Во время этого похода, возставшiе Славяне разрушили кр е пости, напали на берега Данiи т.е. Зеландiи и разграбили ихъ. Яромиръ, возвратясь изъ похода, разбилъ флотъ Славянъ и знаменит е йшихъ изъ нихъ, привязавъ къ ногамъ дикихъ быковъ, вел е лъ травить собаками.»

«Съ этого времени мужество Славянъ поникло и они принуждены были покориться Яромиру.»

Этимъ ограничиваются преданiя о поб е дахъ Яpoмupa, или историческаго Эрманарика, который былъ въ одно и то же время и орудiемъ и правой рукой Готовъ-Дацiянъ. Но эти св е денiя окончательно подтверждаютъ, что до IV в е ка, Дацiяне, хотя им е ли сильное уже влiянiе на с е вер е, но не выходили изъ пред е ловъ земель уступленныхъ Гильвомъ для поселенiя Геө iанъ, и что окружающiе ихъ со вс е хъ сторонъ туземцы были Славяне Литва, а къ с е веро-востоку Финская челядь.

Движенiе, по случаю неурожая на с е вер е, Славянскихъ войсковыхъ сословiй и народа къ Дунаю и Дн е пру, сосредоточило вс е Русскiя силы ([208]). Въ это то самое время Эрманарикъ возстановилъ противъ себя Руссовъ ([209]) безчелов е чнымъ поступкомъ. Некто, изъ состоявшихъ при его двор ее роятно изъ числа заложниковъ) б е жалъ. Гн е въ Эрманарика палъ на жену его, называемую Iорнандомъ Sanielh, Исландскими квидами Swanhilda, а Саксономъ Грамматикомъ ([210]) Swavilda, и сл е довательно Всевлadoй, по Сербскому же нар е чiю Свавлadoй. Онъ приказалъ привязать ее къ хвостамъ двухъ лошадей и размыкать по полю. Ея братья Ammius и Sarus, по квидамъ Hamdi(r) и Saurli, р е шились мстить Эрманарику, и нанесли ему н е сколько ударовъ мечами. Онъ не умеръ, но едва уже влачилъ жизнь.

Саксонъ Грамматикъ это событiе разсказываетъ иначе. «Эрманарикъ или Яромиръ (Jarmerio), встр е тивъ корабли четырехъ братьевъ пиратовъ, которые шли изъ Геллеспонта (Hellespont) (? —вопрос автора), принудилъ ихъ под е литься съ нимъ добычей, и въ дополненiе взялъ за себя сестру ихъ Свавильду. Вуко, или Вичо (Bicco), пл е нный королевичъ Ливонскiй, пользовавшiйся большой доверенностiю Эрманарика, оклеветалъ сына его, отъ первой жены, Бродо Brode(r) ([211]) въ тайной связи съ Свавильдой. Яромиръ приказал размыкать ее лошадьми по полю; а сына, приговореннаго уже къ петл е, помиловалъ. Вуко, разыгрывая въ этомъ событiи роль лукаваго, духа лжи (Lokke; по Датски Lyffve— ложь), и филологически обратясь въ Ливонскаго королевича, немедленно же сообщилъ о насильственной смерти Свавильды ея братьямъ, и поднялъ ихъ на месть. Неожиданно они явились во влад е нiяхъ Яромира съ огромнымъ войскомъ, и осадили его со вс е хъ сторонъ въ построенной имъ кр е пости. Народъ, ненавидевшiй Яромира, не подалъ ему помощи, и онъ принужденъ былъ сдаться. Обрубивъ Яромиру руки и ноги, братья Свавильды предоставили ему въ дополненiе своего мщенiя, казниться страдальческой жизнью.»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал