![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Диагностический блок
В настоящее время не существует высоковалидных методик, направленных на изучение творческого потенциала детей дошкольного возраста. Поэтому для определения уровня развития их творческих способностей предполагается использовать следующий комплекс методик:
По трем методикам (хi) подсчитывается общий балл В творческого воображения ребенка по формуле: B = √ x12 + x22 + x32 Кроме того, необходимо определить уровень эмоционального состояния ребенка, прежде всего, уровень тревожности, поскольку как повышенная, так и пониженная тревожность, не создают условий для развития творческого потенциала. Для этой цели достаточно использовать комплекс из краткосрочных в проведении и обработке методик:
Результаты детей оцениваются в соответствии со следующими признаками по шкале Р. Сирса: 1) часто напряжен, скован; 2) часто грызет ногти (сосет палец); 3) легко пугается; 4) сверхчувствителен; 5) плаксив; 6) часто агрессивен; 7) обидчив; 8) нетерпелив, не может ждать; 9) легко краснеет, бледнеет; 10) имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации; 11) суетлив, много лишних жестов; 12) потеют руки; 13) при непосредственном общении с трудом включается в работу; 14) чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы. Совместно с воспитателем и родителем заполняется следующий лист наблюдений:
Анализ результатов:
МЕТОДИКА " РАСКРАСЬ СВОИ ЧУВСТВА" Цель: выявить чувства, которые испытывает ребенок в той или иной ситуации, и места их локализации в теле. Раскрашивая " человечка", ребенок может, кроме того, экстериоризировать, проявить подавляемые чувства. Таким образом, он представит цветной портрет своих чувств. Методика может использоваться при знакомстве с героями сказок, в которых " превратились" дети в Волшебной Стране. Материал: стандартный лист белой бумаги с нарисованным контуром фигурки человечка, шаблон фигурки человечка, 7 цветных карандашей - желтый, оранжевый, зеленый, синий, ярко-красный, коричневый и черный. Ребенку выдается лист бумаги, на котором схематично изображен человечек, и карандаши. Инструкция: " Представь, что этот человечек - сказочный герой, в которого ты превратился. Этот герой, так же как и человек, может испытывать разные чувства. Чувства этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства". Когда ребенок раскрасит " человечка", можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так, а не иначе. Интерпретация цветовых характеристик.
Если ребенок раскрашивает фигурку спокойными тонами (желтым, зеленым, оранжевым), то это говорит о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, можно ожидать, что он будет конструктивно воспринимать занятия и реагировать на них. Появление в рисунке черных, коричневых и ярко-красных тонов может означать либо нестабильное актуальное эмоциональное состояние; либо отголоски психологической травмы, которую перенес ребенок (особенно если имеется неупорядоченная, тревожная штриховка, когда ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в которых ребенок испытывает боль, напряжение; либо ребенок просто привык рисовать этим цветом. Если большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, то с таким ребенком желательно провести индивидуальную психокоррекционную работу. Локализация черных, коричневых и ярко-красных пятен в определенных местах тела " человечка" может означать:
Для того чтобы сделать окончательные диагностические выводы, необходимо провести с ребенком серию рисунков, т.к. на раскрашивание " человечка" влияет его состояние в данный момент, предпочтение им того или иного цвета, обстановка, в которой происходит рисование.
|