Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика России: есть ли она?






Г. А. Зюганов. Глобализация и судьбы человечества

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ЗЕМЛЯ БЕЗ ПОЛЮСОВ________________________________________________________ 1

Многополярность современного мира__________________________________________ 2

Основные игроки____________________________________________________________ 3

Китайский " полюс" __________________________________________________________ 4

Наследники халифов_________________________________________________________ 5

Индия как сверхдержава_____________________________________________________ 6

" Старший брат" возвращается________________________________________________ 8

Место под солнцем___________________________________________________________ 9

Этапы большого пути_______________________________________________________ 10

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ____________________________________________ 12

Мировое сообщество и мы___________________________________________________ 13

В чьих интересах____________________________________________________________ 17

Безопасность России под угрозой_____________________________________________ 19

Отношения с западными странами___________________________________________ 20

Перед вызовом нового века__________________________________________________ 24

ЗЕМЛЯ БЕЗ ПОЛЮСОВ

На рубеже веков будущее нашего мира по-прежнему исполнено и надежд, и угроз. Человечество вступает в новую эпоху. Стремительное развитие науки и революционных технологий на глазах меняет нашу жизнь. Новое властно вторгается и в большую политику, и в быт каждого отдельного человека. Мир невероятно усложнился. Континенты, нации и государства переплелись столь тесно и прочно, что их взаимозависимость возросла многократно, сплавив человечество в организм, чутко реагирующий равно на политический кризис в Москве и финансовый обвал в Бангкоке. Все унифицируется, стандартизируется, глобализируется.

В лабораториях политических алхимиков XXI века, в аналитических центрах спецслужб и элитных международных клубах вырабатывается стратегия и идеология новой планетарной гегемонии, скрывающей за маской демократии и либерализма беспощадный оскал диктатуры, признающей только силу, деньги и власть, которую они дают...

События последнего времени ввели в общемировой " оборот" и такое -ставшее почти глобальным - явление, как терроризм, придавшее столкновению глобалистских и антиглобалистских сил не только идейно-политическую и геополитическую запутанность и многомерность, но и опаснейшую для судеб мира остроту.

Наиболее ярко это проявляется сегодня в России, на арабском Востоке, Балканах и на территории США. Россия, Ирак, Ливия, Палестина и Югославия давно стали объектами международного вооруженного террора. А США - его главным вдохновителем и организатором, за что сами платят дорогую цену. 'Террор всегда использовался врагами человечества в качестве орудия для того, чтобы сокрушить и подавить борьбу народов за свое освобождение. Он никогда не может быть орудием по-настоящему благородного и справедливого дела." Это сказал Фидель Кастро. И с ним нельзя не согласиться.

Нынешние события в Афганистане жестко определили вектор политики, навязываемой планете на обозримую эпоху. Война США против исламского мира является шагом, логически вытекающим из решений вашингтонской сессии Совета НАТО в 1999 году. Начат слом ялтинской системы, всего послевоенного баланса сил в мире. Речь идет о ликвидации ведущей роли ООН и Совета Безопасности как гарантов этой системы. Провозглашается право НАТО вторгаться в любую страну, которая чем-либо не устраивает этот блок. Цинизм такой поштики проявляется уже в том, что даже теракты, унесшие тысячи жизней в Нью-Йорке и Вашингтоне, американская верхушка пытается с максимальной эффективностью использовать для решения своей главной задачи - завоевания абсолютного мирового господства...

Но победа " нового мирового порядка" недостижима до тех пор, пока Запад не добился тотального превосходства надо всеми своими соперниками и конкурентами. Торжество " глобализации по-американски" невозможно, пока Россия - геополитическое " сердце мира", бьющееся в глубине континентальной Евразии, - остается неподконтрольной Вашингтону. А это предопределяет и особую политическую сложность нашего времени, и нашу ответственность за то, чтобы не допустить стихийного взрыва огромного конфликтного потенциала.

Тем более, что колоссальное давление общепланетарных реальностей нового века не может не вызвать повсеместную и бурную реакцию. Чувствуя угрозу своей исторической самобытности, народы Земли ответили на вызов глобализма резким ростом национального и религиозного самосознания, тягой к своим многовековым традиционным корням. Проснулись и во весь голос заявили о себе новые мировые центры сил, сформировавшиеся на базе древних цивилизаций, навсегда, казалось, погребенных под пеленой политических конфликтов и идеологических догм биполярного мира.

Многополярность современного мира

Ведь на протяжении большей части мировой истории люди даже не подозревали, что на рубеже XX и XXI веков у архитекторов " нового мирового порядка" появятся свои соображения, как должна функционировать глобальная экономическая модель. И поэтому народы селились, растили хлеб, строили города и добывали руду не там, " где надо", атам, куда их направляло прихотливое исторические течение с его бесконечными бурями и катаклизмами, переселениями народов и крушениями цивилизаций.

В результате, по меркам формирующегося всемирного рынка, человечество оказалось распределено крайне " нерационально". Так, скажем, миллионы людей, занимающихся земледелием, живут в местах, где производство сельхозпродукции по мировым меркам нерентабельно. Или, например, целые народы искони проживают на территориях, которые в условиях " дикой глобализации" просто неконкурентоспособны - то есть практически не востребованы в той модели международного разделения труда, которую ныне навязывает Запад во главе с США. И как раз в таких вот " бесперспективных" районах сегодня проживают больше половины землян! Это три с лишним миллиарда человек, которые существуют ниже официально определенного ООН порога нищеты, т.е. имеют ежедневный бюджет менее 2 долларов.

Но люди выживают даже в таких условиях. И собираются жить дальше именно там, где они родились, где похоронены их предки, где будут в дальнейшем жить их дети и внуки. Ведь заселяли они эти " неперспективные" территории на протяжении многих веков и тысячелетий, поливая их потом и кровью. С великим трудом они создавали суверенные государства, которые вряд ли безропотно согласятся с ролью " неперспективных деревень".

Россия же - особенно " нерациональная страна". По мере усиления глобалистских претензий США западные политологи и аналитики как-то внезапно выяснили, что русский человек в течение последней тысячи лет созидал и обустраивал свою великую державу, совершенно не считаясь со взглядами заправил нынешнего " глобального рынка". Видимо, поэтому Маргарет Тэтчер еще в конце 80-х годов с пугающей откровенностью заявила, будто " на территории СССР экономически оправдано проживание лишь 15 миллионов человек". Хотя сейчас некоторые западные " русологи", смилостивившись, поднимают " русскую квоту" до 50 миллионов...

Однако сути дела эта " щедрость" не меняет. Победа нынешней модели глобализации означает для России медленное удушение - геноцид по всем правилам " свободного рынка". Даже западные эксперты признают, что уже сейчас жители России примерно в 40 раз беднее американцев. Если у нас порог нищеты находится на уровне 38 долларов в месяц, то в США он составляет... 1500долларов!

И в таком положении не одна Россия. Вне глобальной экономической системы " нового мирового порядка" с его принудительной свободой передвижения капиталов и товаров оказались практически все " неперспективные" страны. А ведь все они - если брать в расчет объективные возможности, - вполне жизнеспособны. А некоторые могли бы даже успешно конкурировать с государствами " золотого миллиарда" по целому ряду важнейших экономических показателей. Быть может, именно поэтому их и предполагается удушить в железных объятиях " глобального рынка"...

Основные игроки

Страны, не входящие в элитный клуб " золотого миллиарда", неизбежно будут стремиться так или иначе защитить свои национальные рынки, сохранить свои национальные экономики. Учитывая, что среди этих государств находятся такие гиганты, как Индия и Китай, можно с достаточной уверенностью сказать: на планете в обозримом будущем сохранятся автономные, независимые от пресловутого " мирового правительства" центры хозяйственной активности.

Все аналитики и политологи сходятся на том, что главными действующими лицами на мировой арене XXI века станут США, объединенная Европа, Россия, Китай, Индия и исламский мир. С каждым из них нам предстоит жить бок о бок, сотрудничать при решении глобальных проблем и одновременно конкурировать и соперничать в стремлении стать лидером новой эпохи.

Что касается Европы, то она по большей части растратила свою былую пасси-онарность. Если Америка искренне убеждена в своей мессианской роли глобального лидера - и соответственно в своем праве учить всех и вся, как им следует жить, - то Европа, объединяясь под сенью Европейского Союза, ищет прежде всего комфорта, безопасности и покоя. Отсюда и стремление европейцев слегка дистанцироваться от своего беспокойного заокеанского союзника, и видимое у них порою раздражение американской бесцеремонностью. Отсюда же и боле настойчивое, чем у американцев, стремление сохранять конструктивные отношения с Россией. Но здесь следует и ясно понимать: исторически сложившийся стратегический союз Европы и Америки, основанный на единстве их культуры, мировоззрения, экономических и геополитических интересов, обладает достаточным запасом прочности, и при всех нюансах отношений Нового и Старого Света остается эффективным и жизнеспособным.

Китайский " полюс"

На протяжении большей части своей многотысячелетней истории Китай представлял собой явление мирового порядка. И когда Афины боролись со Спартой, и когда римские легионы завоевывали Галлию, Китай вполне мог соперничать с ними по своей экономической, политической и военной мощи. Даже самые закоренелые сторонники " западного превосходства" сегодня признают, что вплоть до начала XVII века Китай занимал одну из ведущих позиций в мире по производительности труда и уровню жизни.

В таком историческом контексте упадок державной мощи Китая в XIX - начале XX столетия, превративший страну в полуколонию, разделенную на " сферы влияния" между более удачливыми конкурентами, может рассматриваться лишь в качестве досадного эпизода, кратковременного и малозначимого. Тем более, что в последней четверти XX века Китай вновь вступил в пору подъема, обретшего за последние десять-пятнадцать лет форму настоящего научно-технического и промышленного прорыва.

Сегодня темпы экономического развития этой страны дают основание для прогноза, что в течение двух ближайших десятилетий Китай вполне может превратиться в державу, равную по своим глобальным возможностям Соединенным Штатам Америки.

В то же время надо признать, что это великое будущее Китаю пока не гарантировано. Перед страной стоит ряд сложнейших проблем, от решения которых в значительной степени зависит ее судьба. Это в основном сохранение темпов роста, политическая стабильность, обеспеченность энергетическая и продовольственная независимость, достижение демографической регуляции и борьба с бедностью.

Однако, несмотря на эти сложности, Китай оказывает все возрастающее влияние на мировые дела. От того, куда направит он в ближайшие десятилетия свою растущую мощь, во многом зависит и вся картина глобального мира XXIвека.

Поэтому Россия должна быть серьезно озабочена тем, чтобы обеспечить максимально дружеские, если можно - союзнические отношения со своим великим соседом. Сегодня это представляется делом вполне реальным. Ситуация в мире складывается так, что целый ряд объективных факторов благоприятствуют российско-китайскому сближению.

Во-первых, обе страны, находящиеся в процессе сложных преобразований, кровно заинтересованы в том, чтобы иметь добрые отношения со своими соседями. Любая напряженность в этих отношениях только повредит нашим интересам. Это, думается, сегодня равно хорошо понимают как в Пекине, так и вМоскве.

Во-вторых, техническая помощь России необходима Китаю для модернизации его промышленности и вооруженных сил. А поддержка Китая на международной арене очень желательна для серьезно ослабленной позорным десятилетием " ельцинизма" России.

В-третьих, обе страны имеют огромный - правда, пока плохо используемый -потенциал торгово-экономического сотрудничества.

Наконец, в-четвертых, и Россия, и Китай, как самостоятельные цивилизации и мировые центры силы равно заинтересованы в предотвращении американской глобальной гегемонии и диктатуры " золотого миллиарда".

И если Россия после развала СССР только начинает искать свою самостоятельную линию поведения, то у Китая она есть уже давно.

В качестве альтернативы такому сближению некоторые западные политологи предлагают пойти на " приспособление и самоограничение", а в качестве " отступного" включить в зону влияния Китая в XXI веке весь российский Дальний Восток, Среднюю Азию и Казахстан.

Поэтому сегодня вопрос стоит так: или мы сумеем выстроить с Китаем взаимовыгодные политические, экономические и военно-стратегические отношения или наши геополитические соперники приложат все силы для того, чтобы " умиротворить" набирающий силу Пекин за счет российских интересов и даже территорий. В свою очередь, и Китаю не следует забывать, сколь изнурительным и контрпродуктивным оказывалось для него противостояние с северным соседом всякий раз, когда нашим общим недоброжелателям удавалось добиться обострения российско-китайских отношений.

Наследники халифов

Исламский мир в начале XXI столетия представляет собой цивилизацию, разорванную в мощных полях геополитических и этнических противоречий, активно подогреваемых Западом извне. Однако было бы опрометчивым делать уверенные прогнозы о долговременное™ такой ситуации. История была не раз весьма благосклонна к мусульманам. Они создали мощный, конкурирующий с христианством центр религиозного, государственного, идеологического и культурного притяжения, выдвинув собственный глобальный проект исламской теократии в рамках всемирного Халифата. Возникнув в VII веке на Аравийском полуострове среди арабских племен, ислам быстро распространился по всей южной и восточной оконечности Средиземноморья. Волна мусульманских завоеваний неудержимым потоком прокатилась по Ближнему и Среднему Востоку, Средней Азии, Африке, затронула юг Европы.

По мере развития и расширения мусульманского мира его этническая база расширялась за счет тюркских народов, персов, африканцев и даже славян.

Этот процесс затянулся на многие столетия. И уже применительно к началу второго тысячелетия нашей эры стало правомерным говорить о том, что судьбы мира стали решаться в ходе своеобразной " борьбы миров" - во взаимодействии трех цивилизаций: православной, католической и мусульманской. Каждая из них предлагает человечеству собственный глобальный проект мироустройства.

Стремление преодолеть государственно-политическую разобщенность, консолидироваться, изжить внутренние расколы и вступить в борьбу за глобальное лидерство сильно в мусульманском мире как никогда. И все более ясным делается понимание того, что именно Запад является главным препятствием на этом пути. Отсюда - широкое распространение антизападных, особенно антиамериканских настроений в народных массах исламских государств. Даже там, где находящаяся у власти элита вполне лояльна к Западу.

Зная это, американцы давно предпринимали все возможные усилия, дабы интегрировать наиболее опасные, с их геополитической точки зрения, страны исламского мира в свою глобальную схему. И здесь им многое удалось. Налаживание " особых отношений" с Египтом, включение Турции в НАТО, размещение в арабских странах Персидского залива военных баз и воинских контингентов - все это значительно усилило влияние США в регионе. Той же цели служит и политика США в ближневосточном конфликте.

Но если взаимодействие с мусульманском мире как с единым целым затруднено, то ничто не мешает России активно и плодотворно сотрудничать с теми исламскими странами, доброжелательные отношения с которыми являются частью советского геополитического наследия. Речь, например, идет о Египте, Сирии. Ираке, Ливии и других арабских странах, традиционно ориентировавшихся в прошлом на СССР. Они и сейчас были бы рады развивать самые тесные отношения с Россией. Поскольку видят в ней силу, способную хоть как-то сбалансировать избыточное влияние США в этом регионе.

Индия как сверхдержава

Еще одним важным полюсом нового мира может со временем стать Индия. Исторические корни родства наших стран столь глубоки и обширны, что сегодня мы судим о них лишь с крайней приблизительностью. Взаимное тяготение наших народов огромно. Оно насчитывает тысячелетия, идет еще с древнейших индоевропейских времен. Наши далекие пращуры нередко поклонялись одним богам, говорили на одном языке, отголоски которого запечатлены в священных книгах индусов - Ведах. Не потому ли нам так легко и ныне понимать друг друга?

Сегодня экономика Индии стабильно развивается. А ее вступление в клуб ядерных держав дает ясное подтверждение тому, что эта великая страна не собирается мириться с ролью второстепенного игрока на мировой арене.

Все это признают сегодня даже на Западе, всегда подозрительно настроенном по отношению к усилению мощи любой незападной страны. Так, например, директор Центра европейских реформ Чарльз Грант в своей книге " ЕС-2010: оптимистический взгляд в будущее" предполагает, что к 2010 году " Индия, наравне с Китаем и Россией, в некоторых отношениях станет подобием сверхдержавы".

При этом особенно важно, что геополитические и военно-стратегические интересы Индии нигде не пересекаются с интересами России. Это создает прочную объективную базу для успешного партнерства двух наших стран.

Убедительным подтверждением реальных успехов в этой области стала, например, созданная недавно на совместном российско-индийском предприятии " БраМос" сверхзвуковая противокорабельная ракета, по своим характеристикам являющаяся одной из лучших в мире. Эта ракета создана в рамках долговременной совместной программы сотрудничества. Участие Индии в этом проекте может позволить России вступить на богатые рынки вооружений Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, до сих пор ориентировавшиеся на западных поставщиков.

На обеспечение этих интересов, на решение этих задач должна быть направлена сегодня вся наша энергия Одоление смуты

Для того, чтобы понять, каким путем нам следует вести державное строительство в XXI столетии, надо сначала разобраться в том, как и почему произошло крушение исторического и геополитического предшественника нынешней Российской Федерации - Советского Союза. Вкратце методику развала СССР можно сформулировать следующим образом: " раскол - конфликт - тупик - взрыв - обвал.

Сначала в правящую политическую группировку вносится семя раскола. Затем соперничающие фракции искусственно поляризуются по отношению к заданной идеологической паре: коммунизм - демократия; космополитизм - национализм; рынок - план и т.п. Противоречия целенаправленно подогреваются, превращая противостояние в открытый конфликт. Далее следует политический тупик, затем жестокий кризис, в ходе преодоления которого одна из группировок ликвидируется...

Именно в рамках этой политической технологии стала возможной катастрофа с СССР и трагедия " черного октября" 1993 года. Логика подсказывает, что теперь необходимо самым активным образом приступить к реализации противоположной, созидательной программы, которая неизбежно должна происходить по формуле " консолидация - централизация - мобилизация - реинтеграция - возрождение".

Что это значит? Это значит, что главными этапами одоления нынешней смуты должны стать:

- Консолидация, т.е. объединение всех здоровых общественных и политических сил;

- Централизация и очищение государственной власти, обессиленной грызней политических кланов в Москве, местническими амбициями региональных " баронов" и страшной язвой коррупции;

- Инвентаризация и мобилизация всех ресурсов, еще оставшихся у нас после " перестройки" и " демократического погрома";

- Использование этих ресурсов для скорейшей реинтеграции России с государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве, и возрождения новой формы многовекового союза народов.

Практические действия нынешних руководителей страны показывают, что они избрали для России иной путь. Несмотря на обильную политическую риторику, продолжается старая, порочная политика ельцинизма, уже не раз доказавшая свою бесперспективность и пагубность для страны.

Одобрена реформа энергетики " по Чубайсу". Принят с грубыми нарушениями Земельный кодекс, открывающий возможность для разбазаривания российских земель. Проталкивается феодальный Трудовой кодекс, попирающий основные права трудящихся.

Одновременно дается старт очередной разрушительной " реформе" жилищ-но-коммунального хозяйства, в рамках которой плата за жилье взлетает до небес. В результате уже сегодня 40% россиян не в состоянии оплачивать коммунальные услуги и содержать свою квартиру! Разве могут такие действия, совершаемые против воли подавляющего большинства населения, объединить общество?

Кремль вроде прилагает усилия для централизации государственной власти. Созданы федеральные округа, реформирован Совет Федерации, в высоких сановных кабинетах все еще раздаются слова о " единой и неделимой" России... И одновременно весь властный ресурс тратится на создание очередной карманной " партии власти", политической наследницы гайдаровского " Демвыбора" и черномырдинского " Нашего дома"! На формирование в Думе и Совете Федерации послушного большинства, готового по первой команде штамповать любые решения, спущенные сверху. На запуск очередного витка " либерализации экономики", осуществляемой Грефом под аплодисменты Чубайса, Гайдара и Нем цова. Отток капиталов из страны растет и достиг в прошлом году рекордного уровня в 30 миллиардов долларов!

При этом в Чечне продолжается затяжная партизанская война. По всему югу России гремят взрывы и гибнет мирное население. А в Приморье зимой люди в буквальном смысле замерзают насмерть. Выборы иркутского и ростовского губернаторов превратились в постыдный фарс. В Туле " административный ресурс" центра был направлен на то, чтобы не допустить переизбрания Старо-дубцева. Тогда как " свои" главы регионов получают возможность беспрепятственно избираться на третий срок.

Кому и зачем нужна такая " централизация"? Чьи интересы будет отстаивать центральная власть, добившись новых, еще больших полномочий? Русинского и Березовского сменили Мамут с Абрамовичем, а половина населения России как жила за гранью нищеты, так и живет...

Кризис российской государственности и экономики является главным препятствием на пути к ликвидации последствий развала СССР и созданию обновленного братского союза народов.

Кто сможет вывести страну из тупика? Никто, кроме коммунистов и патриотов. Настало время вернуть присвоенные либералами лозунги демократии тем, кто по-настоящему действует в интересах народа. Ведь подлинная демократия не имеет ничего общего с нынешним устройством большинства государств, возникших на месте СССР. Нужно добиться, чтобы социальная справедливость стала главным условием развития государства и общества. Необходимо справедливое распределение национального богатства, ликвидация социального неравенства, доступность всех социальных благ для граждан страны. Экономическое развитие должно осуществляться в интересах граждан и всего общества. Государственная политика уже сегодня должна быть направлена на создание условий для роста благосостояния большинства населения. Мы не видим смысла в изобилии на прилавках, если большинство граждан не мог/т приобрести самое необходимое, а многие голодают. И, наконец, главное - пора восстановить единую нашу страну, союзное государство.

" Старший брат" возвращается

Каким же должен быть этот союз? Не вызывает сомнений, что в XXI столетии его государственно-политическая структура будет иной, нежели у великого предшественника нынешней России - Советского Союза. Грядущий глобальный мир с его новыми вызовами требует свежих, нестандартных решений многочисленных стратегических проблем, стоящих ныне перед нашей страной и народом.

В их числе - гармоничное развитие человека, личности, без инициативы и энергии которой невозможно поспеть за стремительными переменами техно-тронного века с его общепланетарными вызовами и проблемами. Должны быть отвергнуты такие уродливые явления, как русофобия и государственное богоборчество, нанесшие непоправимый ущерб духовному здоровью нашего общества.

Необходимо востребовать огромный положительный опыт СССР. Мы непременно возьмем с собой в будущее всепоглощающую жажду социальной справедливости, вдохновившую наших отцов и дедов на великие свершения. Мы восстановим и укрепим дружбу братских народов, лежащую в основе могущества нашей державы, закаленную в сражениях Великой Отечественной и преступно разрушенную могильщиками Советского Союза. Мы добьемся возрождения общенационального единства, которое утверждается на превосходстве общественных интересов над личными и превращает народ в единую соборную общность. Общность, движимую едиными идеалами и стремлениями, возвышающими народ до нравственных высот подлинной святости и чистоты.

Но все это необходимо совместить с новыми формами государственно-политических, межнациональных, межрелигиозных и общественных отношений. Только тогда российское возрождение станет стремительным и необратимым.

Неизбежность воссоздания очередной державной формы тысячелетней российской цивилизации не вызывает сомнений. Более того, уже сейчас с высокой степенью вероятности можно определить ее некоторые ключевые характеристики.

Ядро нового союза составит прочное двухсотмиллионное единство трех ветвей великого русского народа, к которому смогут присоединиться все, кто готов связать свою судьбу с судьбой России. Ведь сколько желчи и сарказма выплеснули в свое время ненавистники русского народа, высмеивая и пороча его роль " старшего брата" в единой семье наших народов! И что же? Прошло десять лет, и теперь уже вполне очевидно: " старший брат" возвращается. Ибо без русского национального возрождения невозможно ни экономическое, ни политическое, ни духовное возрождение большинства народов " постсоветских государств", ни их гармоничное вхождение в глобальный мир нового века.

Решающим геополитическим результатом таких процессов станет восстановление контроля над континентальным ядром Евразии - " сердцем мира". Для будущего развития России, ее союзников и друзей этот момент принципиально важен.

Место под солнцем

Конечно, преодоление последствий развала СССР само по себе не решит всех наших проблем. Геополитическая и экономическая реинтеграция постсоветского пространства лишь создаст необходимые предпосылки для полноценного участия России в процессах глобализации мировой экономики и политики. На международной арене России придется столкнуться с целым рядом серьезнейших вызовов и угроз, достойный ответ на которые потребует напряжения всех наших сил.

Ведь историческое поле общечеловеческого развития с незапамятных времен изрыто разнообразными трещинами и изломами. В их числе:

- Геополитические: борьба за контроль над евразийским " сердцем мира" между океанскими и континентальными державами;

- Социально-экономические: " богатый Север - нищий Юг";

- Расовые и этнические, межнациональные;

- Межкультурные и межрелигиозные;

- Внутрисистемные в рамках родственных культур.

В этих условиях России крайне важно найти эффективные средства для адаптации к быстро меняющейся ситуации на мировой арене. Нам следует в кратчайшие сроки выработать правильную стратегию вхождения в формирующийся глобальный мир нового столетия.

Наше уникальное географическое положение вкупе с еще сохраняющимися военно-стратегическими, экономическими и политическими возможностями диктует нам вариант поведения, в основу которого должно быть положено стремление российской державы вернуть себе традиционную многовековую роль своеобразного " геополитического балансира" - гаранта мирового равновесия сил и справедливого учета взаимных интересов.

Тем более, что на пороге XXI столетия стало окончательно ясно: цивилизация Запада развила недопустимо высокие темпы потребления невозобновляемых ресурсов планеты, разрушения окружающей среды и эксплуатации дешевой рабочей силы в экономически " отсталых" странах и регионах.

Уже сейчас граждане так называемых развитых стран, составляющие менее 20% мирового населения, потребляют более 70% производимой на планете энергии, 75% обработанных металлов и 85% деловой древесины. Притом прогнозы показывают, что к 2020 году их энергопотребление удвоится! Средний американец к этому времени будет потреблять ресурсов в 10-15 раз больше, чем, например, средний китаец.

Что можно в таких условиях прогнозировать?

Во-первых, экологическую катастрофу, которая коснется прежде всего экономически неблагополучных областей планеты, превращающихся постепенно в свалку ядовитых отходов и зону вредных " первичных" производств, обеспечивающих высокие жизненные стандарты " золотого миллиарда" потребителей в странах Запада.

Ученые предупреждают, что в ближайшие 20 лет выделение вредных промышленных газов, провоцирующих " парниковый эффект", возрастет на 90%. На Соединенные Штаты, в которых проживает всего 4% населения Земли, приходится более четверти этих вредных выбросов. И тем не менее США демонстративно вышли из Киотского протокола, налагавшего на них хоть какие-то ограничения в этой области!

Во-вторых, возникновение мощнейших конфликтов и смут по линии разлома " богатый Север - нищий Юг", предсказать результаты которых сегодня, наверное, не возьмется никто. Их предвестник - сегодняшние взрывы терроризма.

В таких условиях России чрезвычайно важно определить разумную меру своей интеграции в " мировую хозяйственную систему" и " международное разделение труда". Излишнее рвение в этом деле порождает опасную зависимость страны от внешних факторов. Обилие природных богатств, экономический и интеллектуальный потенциал дает нам уникальную возможность хозяйственной автономии, которая, помимо своего благотворного влияния на прочность национальной безопасности, позволяет как бы " остаться в стороне" от зоны главного социально-экономического катаклизма современности.

Сказанное отнюдь не означает призыва к хозяйственной автаркии. Мы не можем не учитывать тенденций современности, обусловливающих интеграционные процессы на региональном и глобальном уровнях. Вопрос заключается в том, чтобы развить к своей выгоде внешние связи, участвуя в международном разделении труда.

Этапы большого пути

Какими должны быть ответы России на вызовы глобализации, проходящей в условиях острой конкуренции различных цивилизаций и культур за первенство в новом глобальном мироустройстве?

В первую очередь нам следует приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить те международно-правовые основы стабильности, которые были выработаны еще в эпоху биполярного мира. В первую очередь это касается всей системы договоров, сложившейся вокруг ядерных вооружений и опирающейся, как на фундамент, на договор о противоракетной обороне от 1972 года.

Область стратегических вооружений - единственная, в которой Россия по-прежнему остается сверхдержавой, обладающей равными возможностями с США. И хотя после бездумной ратификации СНВ-2 этот паритет поставлен под угрозу, он пока не разрушен окончательно. Его сохранение и укрепление - главная гарантия того, что с нашими интересами, несмотря на системный кризис экономики и государственности, Запад будет считаться при формировании глобального мироустройства.

А значит, мы должны быть готовы продемонстрировать твердую решимость отстаивать позиции в этой области с использованием всех имеющихся в нашем распоряжении средств и способов.

Далее. Используя свой статус одного из главных гарантов мировой стратегической стабильности, Россия должна приложить все силы, чтобы не допустить 'развала сложившейся вокруг ООН системы международных отношений. Разрушение этой системы неизбежно повлечет за собой торжество хаоса и произвола.

Агрессия НАТО против Югославии ясно показала, какие страшные опасностидля всей планеты таит в себе желание Запада во главе с США освободиться от норм международного права. Если центр мировой политики окончательно переместится из ООН в теневые лаборатории архитекторов " нового мирового порядка", подобные Бильдербергскому клубу или Трехсторонней комиссии, то всему человечеству будут грозить величайшие политические катаклизмы и социальные потрясения.

Одновременно России следует постепенно интегрироваться в международные структуры, созданные на базе глобализационных процессов - будьте торговые, финансовые или экологические организации. Главное не забывать, что такая интеграция не самоцель, а лишь средство к скорейшему решению своих собственных проблем. И оправдана она лишь в том случае, когда способствует возрождению страны.

Таким образом, одна из ведущих особенностей глобальной эпохи будет заключаться в том, что борьба за лидерство в новом мире пойдет не между отдельными странами и не между политическими союзами, выстроенными по идеологическому признаку, как это было доселе. Она станет разворачиваться между огромными конгломератами родственных этносов и культур, то есть между цивилизациями. Выжить в этой жесткой конкурентной борьбе смогут только те народы и государства, которые сумеют совместить свои многовековые религиозные культурные ценности и общественные идеалы с технологическими прорывами и научными прозрениями XXI века.

Для того, чтобы уравновесить влияние Запада, России жизненно необходимо целенаправленно продвигаться и по пути создания альтернативной сети торговых, финансовых, политических, военных и иных союзов с ключевыми цивилизациями Евразии - Индией, Китаем, а также нашими проверенными партнерами из числа арабских стран. Активность и многовекторность российской внешней политики в сложившихся условиях - главный залог успеха.

Программу гармоничного вхождения России в глобальный мир третьего тысячелетия можно с известной долей условности разделить на три стадии. Ее первый этап - " Одоление смуты". Главная цель этой фазы российского возрождения - преодоление последствий развала СССР и " демократического" погрома России. Основные задачи, которые необходимо при этом решить, таковы: укрепление единого, централизованного российского государства; воссоздание геополитического союза - исторического наследника Российской империи и СССР; всесторонняя консолидация евразийского пространства вокруг российского ядра.

Второй этап может быть обозначен как " Балансировка мирового маятника". Его главная суть - справедливое перераспределение политического влияния и возможностей доступа к ресурсам, что позволит повысить качество жизни народов и государств, сохранить многообразие культур и цивилизаций в условиях постоянного усиления их глобальной взаимозависимости.

Для решения этой задачи необходимо осуществить целый ряд мер. Это прежде всего установление стратегического союза России с " центрами сил" основных евразийских цивилизаций. В первую очередь - с Китаем и Индией. Всемерное развитие наших партнерских отношений со странами исламского мира. Необходимо добиться от Запада прекращения попыток силой навязать всему миру дискриминационный вариант глобального мироустройства. Следует заложить фундамент мирового баланса сил, основанного на многополярности и равноправии.

Третий, " строительный" этап российской программы глобализации предполагает создание эффективных механизмов поддержания мира и стабильности в новых условиях. Основной целью на этом этапе станет создание международных структур, гарантирующих каждому народу и государству максимальную безопасность, социальную справедливость в распределении ресурсов, свободу самобытного развития.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Нас постоянно спрашивают, какие подходы к международным отношения, к проблемам глобализации исповедует КПРФ. Этот интерес понятен. Внешняя политика не есть что-то исключительное, доступное лишь некоторым людям. Международная обстановка влияет на жизнь всей нации, каждого гражданина, осознает он это или нет.

В современной России внешняя политика уже больно отозвалась на повседневной жизни людей. Поспешный уход наших войск из Восточной Европы привел к разрушению армии, многомиллиардным потерям собственности за рубежом. Участие России, по сути дела, в натовских санкциях, против Ирака и Ливии привело к колоссальным потерям, оцениваемым примерно в 18 миллиардов долларов. А расширение НАТО на Восток неизбежно вызовет необходимость укрепления обороноспособности России, то есть дополнительные расходы.

Чтобы определиться с внешнеполитической линией, полезно задать ряд простых вопросов. И прежде всего: пошла ли " интеграция в мировое сообщество", проводимая правящей в России группировкой с начала 90-х годов, на благо нашей страны? Ведь смысл международных связей любого государства - в создании наиболее благоприятных условий для его внутреннего развития. Удовлетворяет ли российская внешняя политика данному требованию?

С этим вопросом связан и ряд других: изменился ли характер международных отношений после разрушения Советского Союза? Стал ли мир вообще более безопасным, справедливым, более удобным для жизни человечества? Соответствует ли " глобализация по-американски" интересам России? Ответ на все эти вопросы отрицательный. Но давайте рассматривать все по порядку.

Мировое сообщество и мы

Окружающий нас мир после разрушения СССР не стал более безопасным. Его сотрясает сейчас гораздо больше конфликтов, чем когда-либо. Значит, дело было не в конфронтации двух сверхдержав, как это изображалось в нашей стране и за рубежом в конце 80-х годов. Скорее, наоборот: с разрушением Советского Союза была нарушена вся система сдержек и противовесов, созданная великими лидерами держав-победительниц - Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Начались попытки нового передела мира в пользу, прежде всего, США.

Расширение НАТО вызывает тревогу нашего народа, историческим чутьем ощущающего опасность приближения вооруженных сил Запада к нашим границам. Да и границы нынешней России оказались под Смоленском, Новгородом и Псковом - там, где они проходили 400 лет назад. Однако многие уверены, что российское руководство уже дало согласие на экспансию НАТО. Такого же мнения придерживаются и за рубежом. Выступления Путина в Вене и Хельсинки были однозначно расценены как согласие на втягивание в НАТО не только Латвии, Литвы и Эстонию, но и нейтральных Австрии, Финляндии и Швеции.

История устрашающе повторяется. Границы православной российской цивилизации вновь охватывает " латинское войско", которое " всегда захватывает ближайшее, как гангрена". Так говорил еще в тринадцатом веке император Федор Ласкарис - один из выдающихся византийских политиков. Именно он начал восстановление единого государства после погрома Константинополя крестоносцами. Лучше о современной ситуации и не скажешь.

- Столь же негативно воспринимается в российском обществе отказ от поддержки дружественных России сил на Балканах, молчаливое согласие на похищение С. Милошевича, стремление поспешно вывести российские войска из Грузии, Абхазии, Приднестровья, игнорирование интересов русских, ставшихжертвами дискриминации на постсоветском пространстве. Резко отрицательную реакцию общества вызвало решение закрыть наши базы во Вьетнаме и на Кубе, согласие Кремля на создание американских опорных баз в Узбекистане и Таджикистане. Скоро у России попросту не останется геополитического тыла. Тем временем, по итогам визита В. Путина в США в ноябре 2001 года вновь провозглашается резкое сокращение российских ядерных сил - последнего противовеса, сдерживающего натиск Запада и гарантирующего безопасность России. Вновь делаются уступки процессу окружения армиями НАТО российских границ. И все это на фоне продолжающегося разрушения нашей армии, включая ракетно-космические силы.

Руководство страны дважды за последние 15 лет начинало с энтузиазмом проводить однобокую проамериканскую политику под лозунгами " нового мышления" и " интеграции в мировое сообщество". Однако и Горбачев, и Ельцин оказались " у разбитого корыта". Запад, получив максимум уступок, ни на какие встречные шаги не пошел. Стратегическое положение нашей страны продолжает ухудшаться. По сути дела Россия уже сейчас исполняет роль " вагонетки" -поставщика дешевых природных ресурсов богатым странам. А завтра, при такой политике, она станет " американским спецназом", поставщиком пушечного мяса для новых международных авантюр.

" Рыночные силы", десять лет господствующие в мировой экономике, показали полную неспособность решать такие задачи, как устранение нищеты и безработицы, снижение наркомании и преступности, улучшение образования и здравоохранения. По данным ООН, треть трудоспособного населения планеты не имеет работы или занято неполный рабочий день. " Золотой миллиард" богатеет, четыре с лишним миллиарда остальных жителей планеты скатываются во все большую нищету. Поляризация мира усиливается. Все это вызывает рост напряженности, чреватый новой мировой войной.

Во внешней политике западных стран не произошло принципиальных изменений. С исчезновением " советской военной угрозы" Запад не пошел на разоружение. Он по-прежнему делает ставку на силу как основной инструмент обеспечения своих интересов. Идет поиск нового " образа врага", чтобы оправдать нагнетание военной истерии. С 11 сентября 2001 года этим врагом считается международный терроризм и Усама бен Ладен. Но это лишь для отвода глаз. Мы видим, что в качестве одного из основных источников опасности для западных стран по-прежнему рассматривается Россия.

Американский военный бюджет на 2001 -2002 гг. превысил 300 миллиардов долларов. Это гораздо больше, чем во времена противоборства между США и СССР Идет расширение НАТО. Принята новая стратегия альянса, в которой он присвоил себе право на вооруженные действия за пределами стран-членов блока и без мандата Совета Безопасности ООН.

Против кого готовится воевать Америка? Существование столь мощной военной группировки не объяснишь " миротворчеством" или потребностями борьбы с терроризмом. Экспансия НАТО направлена против самого широкого круга стран Азии, Африки и Латинской Америки. Совершенно ясно, что в новом стратегическом противостоянии Север - Юг страны Севера (читай: Запада) будет подавлять сопротивление Юга (читай: Юга и Востока) силой оружия. Действия НАТО против Ирака и Югославии подтверждают это совершенно четко.

Растущая пропасть между меньшинством в процветающих странах и обнищавшим большинством населения планеты позволяет говорить о глобальном апартеиде как об основной форме " нового мирового порядка". Например, развитые страны, особенно США и Европейский союз, принимают жесткие меры контроля над иммиграцией не только из Африки и остального " третьего мира", но и из стран Восточной Европы. Те же силы, которые десятилетиями настаивали на праве каждого покидать свою страну, после 1991 года резко ограничили" возможность реализацию этого права.

Вместе с тем давление Запада, попытки США и их союзников навязать " новый

мировой порядок" вызывают ответную реакцию. Человечество, несмотря на подавляющее экономическое и военное господство США, отнюдь не смирилось. Бурными темпами развиваются экономики Китая, Индии, Вьетнама, занимающих самостоятельную позицию по ключевым проблемам современности. Страны Латинской Америки по ряду вопросов выступают с жесткой критикой США и их союзников. Огромный арабский мир намерен твердо отстаивать свои позиции в противоборстве с Израилем, за которым стоят США. Активно занимаются укреплением единства страны Африки, создающие Африканский союз.

Одновременно нарастают противоречия между США и объединенной Европой, которую американцы пытаются расколоть, провоцируя конфликты на Балканах. Да и сама Америка, экономика которой в значительной степени держится на весьма шатком основании глобальных финансовых пирамид, вполне может оказаться в кризисном состоянии.

Внешняя политика России: есть ли она?

Насколько соответствует политика России этим быстро меняющимся внешним условиям? Да, после разрушения Советского Союза в декабре 1991 года она стала правопреемницей СССР. Однако новое российское государство обладает вдвое меньшим по численности населением, нежели СССР, и значительно меньшей территорией. Оно утратило огромное число крупнейших предприятий и стратегических объектов, лишилось основных портов на Черном и Балтийском морях. В результате " реформ" ВВП России сократился почти наполовину, вооруженные силы оказались полуразрушенными и деморализованными.

Означает ли это, что Россия обречена на роль державы " второго сорта"? Нет, не означает! Наша страна по-прежнему располагает самой большой в мире территорией с колоссальными запасами полезных ископаемых, имеет одно из самых крупных по численности и высокообразованное население, владеет немалым промышленным и научным потенциалом, сохраняет ядерный паритет с США, который во многом и определяет статус нашей страны как великой державы. То есть налицо все предпосылки для того, чтобы Россия продолжала играть важную роль в мире.

Однако этого не происходит. Почему? Потому что по-прежнему проводится давно обанкротившийся экономический и внешнеполитический курс, который привел к полной зависимости России от Запада, к подчинению политики России интересам заокеанских покровителей. Руководство страны почти полностью утратило государственную волю и благоразумие.

Правители России, по сути, действуют в соответствии с замыслами Гитлера: "... Властвуя над покоренными нами на восточных землях... народами, нужно руководствоваться одним основным принципом, а именно: предоставить простор тем, кто желает пользоваться индивидуальными свободами, избегать любых форм государственного контроля и тем самым сделать все, чтобы эти народы находились на как можно более низком уровне культурного развития... Нужно всегда исходить из того, что в первую очередь задача этих народов - обслуживать нашу экономику" [1]. Так что либерализм, т.е. индивидуализм, помноженный на слабую государственность в России, - вот заветная мечта глобалистов нашего времени.

Роль России в качестве младшего партнера США и их союзников особенно неприглядно проявилась в ходе кризиса на Балканах, в отказе от сотрудничества с Ираном, в поддержке санкций против Ливии и Ирака. В разряд столь же позорных " достижений" внешней политики " демократической" России нужно отнести поспешный вывод войск из Германии. А также постыдное бегство российской армии из Прибалтики, где в полной власти русофобских режимов остались сотни тысяч наших соотечественников. Сами же прибалтийские страны постепенно превращаются в плацдарм для враждебных акций против России.

Столь же неприглядную роль " пристяжных" играет руководство страны в такназываемой антитеррористической операции в Афганистане. Позиция России в афганской трагедии отталкивает от нас все более влиятельный в политическом и экономическом отношении мусульманский мир. Поддерживать явно сомнительную операцию США против Афганистана означает ставить под удар безопасность России, порождать новые потоки беженцев, усиливать приток наркотиков в страну.

Под давлением Запада постепенно разрушается СНГ, создававший хоть какие-то условия для экономической и политической интеграции республик, входивших в состав СССР. Правящая верхушка России отталкивает Белоруссию, Приднестровье, Абхазию, Аджарию и Северную Осетию, стремящиеся к более тесной связи с Россией. Одновременно Кремль не препятствует втягиванию Украины, Грузии, Азербайджана и некоторых среднеазиатских республик в НАТО через программу " Партнерство ради мира".

Пользуясь террористическими актами в США, Запад усиленно втягивает Россию в противоборство с мусульманскими странами. Им активно внушается мысль, что в нашей стране подавляется ислам. В России же внедряется идея о том. что ислам ей исконно враждебен. Одновременно Москва сдерживает развитие крайне важных для нас экономических, политических и военных связей со странами Среднего и Ближнего Востока. Практически утрачены завоеванные Советским Союзом позиции в Африке. Предательство союзников - Наджибул-лы, Хоннекера, Милошевича и многих других - одна из самых позорных страниц отечественной истории.

Российскому руководству и невдомек, что завлекая его в афганскую авантюру, США реализуют старинную военно-политическую многоходовку[2], изобретенную еще древними китайскими мудрецами: " Заманить на крышу и убрать лестницу". Попросту говоря - втравить Россию в войну, а затем бросить один на один с мусульманским миром, взвалив на нее все далеко идущие последствия конфликта в Афганистане.

Внешнеполитическая катастрофа России происходит не сама собой, не по воле неких потусторонних сил. Все, как говорится, познается в сравнении. Политика Советского Союза не была свободна от недостатков. Но Союз обладал четкой системой взглядов и целей, эффективным внешнеполитическим механизмом, огромным авторитетом в мире, опиравшимся на мощную экономику и боеспособные вооруженные силы.

Но уже внешняя политика М. Горбачева стала чистейшей воды авантюризмом, основанным на стремлении одним махом решить сложнейшие проблемы за счет односторонних уступок Западу. В конечном счете, то, что начиналось как заблуждение или глупость, привело к сознательному предательству интересов страны.

В 1991-1995 годы, во времена министра иностранных дел А. Козырева, ныне работающего на крупную американскую фармацевтическую компанию, МИД России фактически стал придатком Госдепартамента США. В ходе " реформ" был нанесен тяжелейший удар по кадрам. Из МИДа оказались вытеснены опытнейшие сотрудники, безжалостному разгрому подверглась целая школа советской дипломатии - одна из лучших в XX веке.

По ельцинской Конституции до минимума сведена роль парламента в осуществлении внешней политики. Ныне сделана ставка на личную дипломатию главы государства. Такая дипломатия эффектна, но совсем не эффективна. Она никак не может заменить слаженную работу государственной внешнеполитической системы. Совет безопасности и МИД не справляются с координацией работы государственных органов. Линия МИДа зачастую вызывает отторжение других участников внешнеполитической деятельности. Говорить об их дружной работе не приходится. Разрушены механизмы внешнеполитической информации и пропаганды. Россия даже не может толком объяснить миру суть конфликта в Чечне.

Решения по внешнеполитическим вопросам принимаются в Кремле келейно, узкой группой должностных лиц, практически неподотчетных обществу. Они отражают зачастую настроения конкури-рующих групп в окружении президента. Преданность государственным интересам подменяется лояльностью лично главе государства. А это далеко не одно и то же.

Конечно, состав лиц, занимающихся внешней политикой России, меняется. Вместо обанкротившегося А. Козырева главой МИД РФ был назначен Е. Примаков. Затем этот пост перешел к И. Иванову, работавшему первым заместителем и у А. Козырева и у Е. Примакова. Смена лиц создает впечатление динамики. Но основная ориентация внешней политики РФ после 1991 года сохраняется. Да и ключевые фигуры " козыревской команды" уверенно держат свои позиции в МИДе. Они - ударная часть сил разрушающих Россию.

Либеральная концепция экономики, унаследованная В. Путиным от его предшественника, как вела, так и ведет к краху промышленность и сельское хозяйство, гробит нашу оборону. Это резко ослабляет возможность проведения самостоятельной линии и на международной арене.

Разговоры о " прагматизме" и " приоритете национальных интересов" как об основе новой внешней политики являются по сути дела ширмой, призванной замаскировать сохранение ее прозападной ориентации. Под разговоры о патриотизме правящая группировка в России сначала " сдала" Западу Югославию - нашего единственного стратегического союзника в Восточной Европе, - а затем молчаливо согласилась на похищение лидера этой страны С. Милошевича по заказу натовского " трибунала" в Гааге. " Прагматизм" же начал проявляться в том, что государственное руководство взялось откровенно лоббировать внешнеэкономические устремления отдельных олигархических групп.

В чьих интересах

Известно, что внешняя политика отражает интересы правящих классов и социальных групп. В России она обслуживает интересы незначительной по численности (2-3 процента населения страны), но обладающей огромным влиянием на власть компрадорской прослойки - торгового, экспортно-импортного бизнеса и ростовщического капитала, захватившего в ходе приватизации " по Чубайсу" экономику и природные ресурсы страны.

Эта прослойка фактически связана пуповиной со своими хозяевами в иностранных государствах. Она находится в зависимости от западных стран, поскольку там располагаются рынки сбыта, и там же укрываются доходы от экспорта природных ресурсов. Запад в интересах сохранения столь выгодного для него положения закрывает глаза на зачастую незаконный характер вывезенного капитала.

Естественно, господствующий в России режим можно рассматривать как часть сил, управляющих процессом глобализации. Однако наша властвующая группировка находится в неравноправном, откровенно подчиненном положении. От нее никак не приходится ожидать защиты интересов России. Более того, эта компрадорская прослойка по сути дела является орудием ущемления интересов России.

Общеизвестна дискриминация русского населения в Прибалтике. Однако крайне редко вспоминается о том, что экономической опорой русофобских режимов в Прибалтике является плата за транзит российских грузов через местные порты, некогда построенные СССР. Под эти грузопотоки Россия давно могла бы построить свои собственные порты на Балтике и избавиться от необходимости отправлять товары через Латвию, Эстонию и Литву, что привело бы в сознание зараженные националистической спесью режимы данных стран. Однако это не делается. Не интересы России и русских, а прибыли российских экспортеров и перевозчиков, действующих в самом тесном контакте с русофобскими лидерами Прибалтики, берут здесь верх.

Впрочем, если брать в расчет то, что политику России годами определяли деятели с двойным гражданством - господа Березовский и Гусинский, а ныне определяют Абрамович, Мамут, Чубайс и Авен, то можно представить себе, как далеко она успела отклониться от истинных интересов страны. В кулуарах Кремля и в СМИ открыто говорят о том, что ряд постов в правительстве и администрации президента практически закреплен за представителями тех или иных олигархических кланов.

Отсюда и сдача наших позиций в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. И не случайно, что российские верхи не препятствует дальнейшей экспансии НАТО, зато активно ратуют за ускоренное вступление России во Всемирную торговую организацию, что еще больше усилит вывоз природных богатств и окончательно порушит отечественную обрабатывающую промышленность.

В общем, основная черта правящей в России группировки - это жажда власти при полном непонимании сути, духа и характера страны, циничном пренебрежении интересами народа. У нее нет стратегического видения будущего нашей страны в современном мире. Хотя уже совершенно ясна иллюзорность расчетов на то, что Россия может попасть в число стран " золотого миллиарда".

Соответственно, нет шансов у российской правящей группировки и на то, чтобы стать полноправным членом избранных мира сего. Жалкая судьба Березовского и Русинского, переселившихся за рубеж, демонстрирует это весьма убедительно. Они неплохо устроились в чисто бытовом плане, учитывая размеры их состояний, переведенных за рубеж. Но не приходится сомневаться в том, что в политическом и в социальном плане Запад жестко отторгает российских нуворишей.

Место в лакейской - вот что в самом успешном случае способна выторговать у вождей современного глобализма нынешняя российская верхушка, даже отдав на разграбление и Россию и земли бывшего СССР, позорно исполнив все внешнеполитические требования Запада.

В общем, все по Тютчеву:

Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация - для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Безопасность России под угрозой

Характер внешней политики во многом зависит от характера отношений с соседями. Одно дело - Австралия, у которой практически нет соседей. Совсем другое - Россия, у которой граница в полтора экватора. Конечно, особую озабоченность вызывают у нас отношения с соседями на западе. Распад СССР, углубляющийся кризис России позволили Западу поставить в практической плоскости его давние замыслы ослабления, а возможно и раздробления нашей страны. Началась яростная борьба за воплощение в жизнь древней мечты о неограниченном доступе к богатейшим ресурсам России.

Россию заставляют идти на резкое сокращение своих стратегических ядерных сил, тем самым подталкивая США на создание системы противоракетной обороны. Ведь американцы фактически уже вышли из Договора по ПРО, взламывая всю систему международной безопасности, созданную за пятьдесят послевоенных лет. Намерения американцев вызывают критику даже западных партнеров США, не говоря уже о Китае, который с явным недоумением следит за резким изменением российской внешней политики. Официальные утверждения о возможности вступления России в НАТО также не прибавляют нам друзей ни на юге, ни на востоке.

Мы иногда еще мыслим старыми категориями: что война - это пересечение границ крупными массами войск, захват территории, оккупационный режим... Но сегодня есть и другие способы ведения войны. В эпоху глобализации действуют иные механизмы. Иностранные валюты свободно пересекают границы, подрывая экономическую, а затем и политическую независимость любой страны. Роль войск вторжения прекрасно выполняют иностранные банки и транснациональные корпорации. Задачи оккупационного режима решаются агентами влияния из числа высокопоставленных граждан России. Если лица типа Чубайса имеют контроль над энергосистемой страны, то нужно ли посылать американскую морскую пехоту для захвата наших электростанций?

Впрочем и военные угрозы " традиционного" характера рано сбрасывать со счета. Поэтому расширение НАТО на восток создает самую сильную военную опасность для России после 1941 года. В условиях развала армии способность страны отразить внешнюю агрессию резко упала. Правда, стратегические ядерные силы еще сохраняют свой потенциал. Однако катастрофическое положение дел со средствами доставки ядерных зарядов, все более устаревающими и теряющими надежность, делает способность России и к ядерному сдерживанию весьма сомнительной.

Намерение США создать национальную систему ПРО может вообще привести к обесцениванию ядерного потенциала России. Тем более, что руководство страны готово взять курс на резкое сокращение наших ядерных сил. Россию вновь подталкивают к одностороннему разоружению. Что это будет означать в условиях подавляющего преимущества НАТО в обычных вооружениях, вряд ли нужно объяснять. Особенно с учетом опыта Югославии и Ирака.

Вместе с тем, возникают военные угрозы и " нетрадиционного" характера. События в Косове, в Чечне, а затем и в Македонии - это не просто вспышки сепаратизма. На самом деле Запад начал применять новую стратегию вооруженного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Все шире используются подготовленные его спецслужбами военные формирования, созданные по этнорелигиозному принципу и занимающиеся дестабилизацией неугодных Западу государств под видом " национально-освободительной борьбы". Раздувая внутренние противоречия, бросая в зоны конфликтов вооруженные и оплаченные извне армии " мятежников", Запад перешел к стратегии широкомасштабной внешней агрессии с использованием наемнических формирований.

Разрушительную роль играет и массированное информационно-пропагандистское воздействие через российские СМИ. Оказавшись под контролем агентов влияния Запада, СМИ, особенно телевидение, стали инструментами колонизации России. Созданы предпосылки для манипуляции народным сознанием. Последовательно уничтожается национальный дух России, идет скрытая агрессия против православия. В молодежную среду внедряются наркотики, пьянство, западная масс-культура, отрывающая юношей и девушек от их национальных корней. Все это представляет не меньшую опасность для нашей страны, чем НАТО.

Экономическая блокада, информационно-пропагандистское и военное давление, создание " оппозиционной" прессы и " демократических" политических организаций - все эти технологии, примененные против Югославии, сейчас отрабатываются на Белоруссии и исподволь готовятся против России.

Отношения с западными странами

Мы за сотрудничество с западными странами. Но это сотрудничество должно строиться на иной основе, нежели последние десять лет. Саморазрушительные попытки " интеграции в глобальное сообщество" потерпели полное фиаско. Как и во все предшествующие столетия Запад видит в России прежде всего соперника и конкурента. Он не доверяет ей и одновременно стремится поживиться за счет ее богатств.

Кен Ливингстон, мэр Большого Лондона, писал еще в 1993 году: " Даже капиталистическая модернизированная Россия была бы мощным соперником США и Западной Европы. Запад поддерживает предложения МВФ, рассчитывая, что их результатом окажется до конца этого столетия хилая и ослабленная Россия и такой она войдет в будущий век". Судя по ситуации в России, он оказался прав.

Профессор Международного университета во Флориде Андре Тюндер Франк, которого трудно заподозрить в симпатиях к бывшему СССР, в свою очередь, писал: " В течение десятилетий западные эмбарго и другие препоны развитию Востока прикрывались фиговыми листками идеологии " холодной войны". Однако и теперь многие элементы той же самой политики Запада, в том числе ограничения в торговле, установленные КОКОМ, - органом по контролю над технологиями двойного назначения - продолжают применяться в интересах конкуренции... Разговоры о " новой экономической помощи" Востоку - не более чем дымовая завеса для продолжающейся реальной эксплуатации последнего через обслуживание долгов - потоков денег из все более нищающего Востока в кладовые банков на Западе". На каждый доллар, полученный Россией - который еще надо будет вернуть, - в " кладовые банков" на Западе безвозвратно поступ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.053 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал