Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Совместное заседание Исполнительного комитета и представителей офицеров Петроградского гарнизона






Наиболее подробный отчет об этом ааседании поместила газета «Речь», менее подробный отчет — «Правда» (15 марта, № 9, с. 4). Газеты «Изве­стия» (15 марта, № 15, с. 6), «День» (14 марта, № 8, с. 3), «Петроград­ская газета» (14 марта, № 62, с. 4), «Маленькая газета» (15 марта, № 62, с. 2) опубликовали только обсуждавшийся на этом совещании проект де­кларации прав солдата. В «Известиях» от 15 марта эта декларация напе­чатана под заголовком: «Постановление общего собрания солдатских де­путатов от 9 марта 1917 года», но 9 марта не было заседания солдатской секции, а 8 марта на заседании солдатской секции был заслушан доклад В. Н. Утгофа о правах солдат. В «Известиях» от 17 марта (№ 17, с. 1) имеется следующее заявление:

«Важная поправка.

Исполнительный комитет Совета р. и с. д. доводит до всеобщего сведе­ния, что напечатанное в № 15 на стр. 6 „Постановление общего собрания Совета солдатских депутатов от 9 марта 1917 г." представляет лишь проект, подлежащий еще дальнейшей разработке и еще не обсуждавшийся общим собранием Совета р. и с. д.». Ниже мы публикуем отчет газеты «Речь».

290


№ 7Э

1. Отчет газеты «Речь»

о совместном заседании Исполнительного комитета и представителей офицеров гарнизона

13 марта в 9 час. вечера в зале заседаний Государственной думы со­стоялось совещание, в котором приняли участие Исполнительный коми­тет с. и р. д., Исполнительный комитет офицеров частей, расположенных в Петрограде, делегаты-офицеры Петроградского гарнизона, крепости и флота и представители офицеров-республиканцев. Кроме того, на засе­дании присутствовали некоторые английские, французские и итальянские офицеры.

Офицеры и солдаты собрались вместе для того, чтобы обсудить целый ряд наболевших вопросов. Собрание открылось речью представителя офицерских депутатов города Петрограда, его окрестностей, Балтийского флота и отдельного корпуса пограничной стражи подполковника Гущина, который произнес небольшую, но сильную речь.

Товарищи, офицеры и солдаты, — заявил он. — Между нами легла грань — не будем этого скрывать. Мы должны найти тот путь, по кото­рому нам надлежит идти. Одну победу здесь мы только что одержали, теперь нам нужно одержать другую победу — на фронте. Нет у нас ника­кой другой мечты, как победить немца. Это конечная цель наша, и мы должны ее добиться. Кровь, господа, течет ведь одна, одна кровь течет... А мы, господа, за революцию несем вам земной поклон».

Собравшиеся устроили подполковнику Гущину бурную овацию, после чего перешли к обсуждению декларации прав солдата.

Проект декларации гласит:

«I. Солдаты пользуются всеми правами граждан.

§ 1. Каждый солдат имеет право быть членом любой политической, национальной, религиозной, экономической или профессиональной орга­низации, общества или союза.

§ 2. Каждый солдат имеет право свободно и открыто высказывать и исповедовать устно, письменно или печатно свои политические, рели­гиозные, социальные и прочие взгляды.

Примечание. Обязательная общая молитва отменяется наравне с про­чими ограничениями свободы религий.

§ 3. Как офицеры, так и солдаты тыловых частей имеют право, отлу­чаясь не по службе, носить штатское (вольное) платье.

§ 4. Всякая цензура писем и телеграмм, кроме чисто военной, отме­няется немедленно.

§ 5. Все без исключения печатные издания, периодические и неперио­дические, должны беспрекословно и немедленно передаваться адресатам.

II. Обращение офицеров с солдатами и солдат с офицерами должно соответствовать их достоинству граждан.

§ 1. Наименование «нижний чин» отменяется с заменой во всех подле­жащих случаях наименованием «солдат».

19* 291


§ 2. Все термины, употреблявшиеся в воинских уставах при самодер­жавном строе для ответов (так, например: «так точно», «никак нет», «не могу знать», «рады стараться», «здравия желаю» и т. п.), заменяются общеупотребительными ответами вроде: «нет», «не знаю», «хорошо», «по­стараемся», «здравствуйте» и т. п.

§ 3. Институт денщиков отменяется: в частях войск, не входящих в состав действующей армии, безусловно и со дня распубликования настоя­щего приказа: в виде исключения в частях действующей армии и флота разрешается вступать в добровольные соглашения с солдатами своей ча­сти, желающими помогать офицерам по хозяйству, но не иначе, как за плату по соглашению и не более одного на офицера. Примечание: вестовые для ухода за собственными и офицерскими лошадьми сохраняются на все время настоящей войны, но с тем, чтобы каждый офицер имел не более одного вестового. Воспрещается требовать от вестовых исполнения дру­гих работ, входящих в круг обязанностей упраздненных денщиков.

§ 4. Всякое отдание чести, как отдельными лицами, так и командами в строю и вне строя, отменяется. Примечание. 1) Отдание воинских поче­стей командами и частями при похоронах, церемониях и т. п. случаях со­храняется. 2) Команда «смирно» остается лишь как предварительная.

§ 5. Титулование отменяется и заменяется обращением «господин генерал», «господин прапорщик», «господин взводный» и т. п.

§ 6. Офицеры и солдаты обязаны соблюдать полную взаимную вежли­вость. При обращении офицеры и солдаты как на службе, так и вне ее обязаны говорить «Вы». Обращение на «ты» отменяется совершенно.

III. Солдаты имеют право внутренней организации.

IV. Солдат не может быть подвергнут наказанию или взысканию без
суда.

§ 1. Все наказания, оскорбительные для чести и достоинства солдата, а также мучительные и явно вредные для здоровья, не допускаются.

Примечание 1. Из наказаний, упомянутых в уставе дисциплинарном, отменяются: 1) «постановка под ружье»; 2) «разжалование без суда»; 3) «неудостоение к производству в офицеры».

Примечание 2. Подтверждается к неуклонному исполнению: наказа­ния, не упомянутые в уставе дисциплинарном (как, например, наказание долгим повторением того же гимнастического приема, вроде «30 раз при­сядь», «стой смирно, пока не разрешу оправиться», или учением до изне­можения вроде «быть на месте» или «взять на изготовку» на долгий срок и т. п.), являются преступным истязанием. Виновные в них должны обя­зательно предаваться суду и до суда немедленно отстраняются от должно­сти.

§ 2. Унтер-офицер или учитель, ударивший солдата в строю или вне строя, должен обязательно предаваться суду и до суда отстраняться от должности.

§ 3. Телесные наказания отменяются во всех без исключения случаях. Ни один случай применения телесного наказания ни в тыловом районе, ни в войсковом районе, ни в каком случае не должен оставаться безнака­занным. Всякий офицер, отдавший со дня распубликования настоящего приказа распоряжение о телесном наказании солдата, должен быть неза­висимо от чина предан суду по обвинению в истязании подчиненного

292


и немедленно отстранен от должности. По признании его виновным суд назначает наказание не ниже разжалования в рядовые.

V. Поверка производится по утрам.

VI. Правила воинской дисциплины и порядка, как они изложены
в уставах внутренней службы, дисциплинарном и строевом, сохраняются
лишь на службе и в служебных отношениях подчиненных начальников.
Статьи этих уставов и во всех без исключения «приказов», «приказаний»,
«распоряжений» и «объявлений», противоречащих положениям настоящего
приказа и приказам или распоряжениям Совета р. и с. д., относящимся
к правам и обязанностям солдат, отменяются.

Ввиду того что к некоторым пунктам декларации были внесены по­правки, постановлено передать декларацию в согласительную комиссию для окончательного ее редактирования.1

После рассмотрения декларации принята при общем энтузиазме сле­дующая резолюция:

«Заслушав объяснения Исполнительного комитета Совета офицерских депутатов гарнизона Петрограда, окрестностей и Балтийского флота, со­брание заявляет об установлении прочного братского единения между офицерами и солдатами, к чему и призывает всю русскую армию. В основу этого единения собрание призывает положить в каждом солдате и каждом офицере чувства взаимного уважения, чувства чести п общее стремление стоять на страже свободы».

Принятие резолюции было покрыто шумными аплодисментами. Офи­церы целовались с солдатами. Конец совещания был посвящен вопросу о целях войны. Председатель, формулируя прения, указал, что два ло­зунга объединили собрание: защита свободы от внутреннего и^внешнего врага и отрицательное отношение к завоевательной политике.

Собрание закончилось в 2 часа ночи.

Речь. 1917. 14 марта. № 62. С. 4.

1 Подробно этот вопрос рассмотрен в кн.: Соболев Г. Л. Петроградский гарнизон в борьбе за победу Октября. Л., 1983.

293


14 МАРТА I. ЗАСЕДАНИЕ ФРАКЦИИ

№ 80

1. Объявление газеты «Правда» о заседании большевистской фракции а

Заседание социал-демократической фракции большевиков Совета р. и с. д. состоится во вторник, 14 марта, в 2 часа дня, в помещении кине­матографа «Аза», Васильевский остров, угол 2-й линии и Малого проспекта.

Правда. 1917. 14 марта. № 8. С. 4.

а Сведений о данном заседании обнаружить не удалось.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал