Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап 4: после 1988 года.






После 1988 года движение люберов довольно быстро сошло на нет. Ресурсы, которые обеспечивали функционирование субкультуры, иссякали:

- интенсивно теряла свой авторитет марксистско-ленинская идеология; соответственно, в обществе повышались толерантность, терпимость к инакомыслию, размывалось само понятие «идеологической чуждости» и, соответственно, исчезало обоснование для люберской «борьбы за идею»;

- изменялась структура досуга; развитие сети видеосалонов и мелких развлекательных заведений снижало дефицит досуговой деятельности, делало ее более разнообразной;

- девальвировались идеалы советского спорта и армейской службы; снижалась престижность здорового образа жизни;

- снижался общественный интерес к «неформалам»; в течение еще нескольких лет численность «неформальных» молодежных объединений была высокой, но пик моды уже прошел.

При исчерпании старых ресурсов, новых ресурсов не возникло. Например, не появилось субкультурного музыкального стиля – важного фактора, способствующего длительному воспроизводству молодежных сообществ (в качестве примеров можно назвать хиппи и гитарный рок 1960-1970-х, растаманов и реггей, скинхедов и Oi).

Ввиду вышесказанного, к концу 1980-х быть любером стало не актуально. Те, кто входил в субкультуру в период ее расцвета, повзрослели, а молодежь субкультурных традиций уже не поддерживала.

Однако на этом история субкультуры не закончилась.

В стабильном обществе дальнейшая судьба бывших люберов была бы предсказуема. С возрастом они бы остепенились и в большинстве своем стали бы добропорядочными членами общества, вспоминая люберство как молодецкую забаву юности. Но интенсивные социальные изменения в обществе создали культурно-историческую ситуацию, при которой психологические качества и навыки, выработанные в ходе «люберской» деятельности, неожиданно оказались востребованными и социально ценными.

На тот момент Советский Союз, развивая рыночные отношения, постепенно входил в эпоху «дикого» капитализма. Вместе с появлением свободного бизнеса возникли и новые криминальные профессии – прежде всего, рэкет.

Вот тут и оказалось, что навыки, полученные в уличных молодежных группировках «люберского» типа, прекрасно подходят для освоения деятельности бандитов и рэкетиров. Способность к инструментальной агрессивности, навыки групповой деятельности в экстремальных ситуациях, физическая сила и ловкость – все это позволяло повзрослевшим люберам не просто зарабатывать, но зарабатывать много. Люберские компании оказались готовыми криминальными группами, только от нападений на «неформалов» они перешли к нападениям на предпринимателей.

Для рассматриваемого нами социального процесса в общих чертах актуальны положения, разрабатываемые еще в 1920-х годах социологами чикагской школы: «Проблема маргинальности раскрывается… через соотношение «центра» и «периферии» в социокультурном пространстве города. С одной стороны, на периферии городского < 35> пространства маргинальность соседствует с безвластием, бедностью и политическим вакуумом. С другой стороны, здесь происходит перераспределение власти и формируются новые формы контроля над городской жизнью и территорией, включая организованную преступность и терроризм. Противоречие между центром и периферией выражается и в проблеме соотношения «столичности» и «провинциальности» городской жизни» [Ярская-Смирнова, 2004, с. 213-214]. При этом важно отметить, что в советские времена данный механизм взаимодействия «центра» и «периферии» сглаживался за счет общей нивелировки общественной жизни (разница между богатыми и бедными слоями населения была невелика, практически отсутствовало районирование городских пространств по уровням доходов). Переход к новым, капиталистическим отношениям стимулировал новые виды социальной активности и способствовал перераспределению власти. Для включения в это перераспределение оказалась готова новая социально активная группа – молодые люди, прошедшие социализацию в условиях советских уличных сообществ.

Как мы видели, с начала 1980-х годов люберецкие уличные компании развивались с некоторым опережением по отношению к аналогичным компаниям из других городов. И в новую криминальную деятельность они также вошли одними из первых. Люберецкая преступная группировка была одной из сильнейших в московском регионе. Однако, вскоре страну захлестнул период криминальных войн, и немалая часть боевиков, входящих в криминальные группы, была выбита.

Мы просили наших информантов подсчитать, сколько их товарищей – бывших люберов – не дожили до наших дней. Была названа доля потерь от 25 до 75%; в качестве основной причины гибели называли криминальные столкновения, далее шли наркомания, гибель в «горячих точках», гибель от несчастных случаев. «Люберская» возрастная когорта в социальных потрясениях 1990-х годов потеряла значительно больше, чем теряет армия в средней сложности боевых действиях (для сравнения, потери в Афганистане составили 2, 4% от общего числа проходивших там службу [Россия, 2001]). Не исключено, что со временем события 1990-х годов будут рассматривать как своеобразную гражданскую войну, сопровождавшую вхождение страны в новую систему общественно-экономических отношений. Из интервью: «У меня друзей вон много похоронено. Ну, не друзей, знакомых, товарищей. Одно время ездили мы на Пасху – на машине садились – и по кладбищам. Толку что, эти мышцы – ничего не спасли» [Ш.А.]. «Можно сходить на Люберецкое кладбище, на Новой Рязанке, и походить по новому полю, что ближе к дороге, посмотреть на могилы и даты жизни и смерти... только это совсем грустная история» [Н.Н.]. «С-ов спился, но сейчас, вроде бы, более-менее. У него ребенок, и он держит себя в руках. Когда он начал пить – его выкинули из криминала. Я думаю, его вытащила жена» [А.А.].

Субкультура люберов испытала на себе пафос и драматизм переломной эпохи 1980–1990-х годов. Трагизм этой субкультуры состоял в том, что возникла она как типичное молодежное сообщество, способствующее взрослению и социализации в рамках стабильного общества, однако из-за изменяющихся исторических условий участники субкультуры оказались ввергнуты в деятельность, принесшую многим из них гибель.

Такой же путь прошли и сверстники люберов – уличная молодежь из разных регионов Советского Союза. Стремительное изменение культурно-исторической ситуации привело к тому, что возрастная когорта молодых людей, чья юность пришлась на середину и вторую половину 1980-х годов, оказалась вовлечена в новые виды социальной активности, в том числе, в организованную преступность и криминализованный бизнес. < 36>

На примере уличных молодежных компаний Люберец и Люберецкого района можно проследить, как бытование субкультуры детерминируется наличием комплекса ресурсов. Привлечение этих ресурсов способствовало возникновению и развитию субкультуры; исчезновение же ресурсов привело к ее скорому угасанию и переключению ее участников на другие виды деятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал