Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лучше поздно, чем никогда






Наши привязанные к шестнадцатому веку вероисповедные книги потребовали, чтобы 1981 год был отмечен как 350-й юбилей Меланхтоновой Апологии Аугсбургского Вероисповедания, которая бесспорно является наиболее богословски развитым вероисповеданием раннего периода (1529-1537). Наша озабоченность не дала нам увидеть, что в тот же год случился 1500-й юбилей с тех пор, как на соборе в Константинополе (381) вышел Никейский Символ Веры. Его место в Евхаристии делает его наиболее кафоличным из документов[32]. Никея (325) сберегла христологические определения, и Контантинополь (381) расширил отношение Духа Святого к Богу: Он прославлен с Отцом и Сыном[33]. Недостаточно развитое внимание к Духу в ранних символах веры было не в результате отсутствия осведомлённости[34]. Они говорили о прощении, принимаемом через Крещение, о причащении святыням [Евхаристии] и воскресении[35]. Во втором веке Он был исповедан как причина того, что Иисус был зачат от девы[36]. Таким образом Он открывается сначала в связи с личностью Христа, а позднее с тем, что Он совершает в Церкви. Ответ в приветствии " И со д[Д]ухом твоим" может относиться к Его управлению Церковью в исповедании Христа (1Кор 12: 2). Он также имел место и в Евхаристии. Апостольские правила и другие древние литургии используют Павлово заключение: " Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение[koinonia] Святого Духа (2Кор 13: 13)", или похожие формы анафоры, вступления к Евхаристической литургии, где в этом возникала необходимость[37]. До тех пор, пока Павел ясно не назвал это таинство " Вечерей Господней" (1Кор 11: 20), т.е. трапезой, проводимой Иисусом, оно никогда не понималось как исключительно дело Христа. Скорее святыни Причастия давались святым, которые суть Церковь через соучастие Духа Святого. Формула Согласия утверждает присутствие Духа в Таинстве, но отвергает взгляд, что Его (Духа) присутствие заменяет присутствие Христа[38]. Фактически церковная жизнь таинств есть ни что иное, как совершаемое Духом. С самых ранних времён Дух был во всех частях литургической (таинственной) формулы.

Может быть убедительно доказано, что из-за позднейших и текущих заблуждений о Духе Константинополь нуждался в экспансии. Диспенсациолизм и харизматические течения время от времени провозглашали начало века Духа. Ариане считали Его тварью[39], а Шлейермахер, сын эпохи просвещения, обезличил Его, преобразовав в общий " дух" общины[40]. Все " духовные" движения ищут Его вне слова или Христа. Харизматы могут формально принимать библейское боговдохновение, но для них Дух достигает полностью Своих возможностей в прямом общении с верующими помимо слова. В отделении Его от Христа и Церкви харизматические и либеральные течения сливаются.

6. Filioque: " Если кто приложит что к ним…" (Отк 22: 18) [41]

Рассматривая шум, поднятый вокруг filioque [от Отца и Сына исходящего…], западные [латинские] общины, возможно, втайне желали бы, чтобы собора в Толедо (589) вообще никогда не было. Это выражение, возможно кем-то наивно принятое, исходит от нынешнего папы, желающего устранить разрыв с востоком перед началом следующего тысячелетия[42]. Покойный Иоанн Мейендорф, выдающийся представитель православных общин в Америке, протягивал масличную ветвь мира, принимая во внимание, что " что было время, когда в каком-то смысле обе враждующие стороны соглашались вместе говорить, что Дух исходит " от Сына" [43]. До того, пока противостояние не ухватилось за горло, эта фраза не была неизвестной среди восточных отцов. С другой стороны, схизма 1054 года была разделением, ожидавшим малейшего повода для того, чтобы стать расколом, и filioque была для этого хорошим извинением. Устранение filioque могло быть лишь косметическим решением и едва ли могло принести мирное правление, где папа и патриарх возлежали бы вместе с англиканами[44]. Одно из предложенных решений заключалось в том, чтобы иметь Духа " исходящим от Сына". Будучи известным как западным, так и восточным отцам[45], это могло быть понято в арианском смысле, делая Сына инструментом или второстепенной причиной. Восточный аргумент, основанный на отсутствии filioque из Ин 15: 26 достигает новообращённых. Более того, им может быть обоснована любая почесть, относящаяся к Сыну с позиции без использования filioque [46]. Подобно Отцу Сын есть творец, через которого всё сотворено [ per quem omnia facta sunt ]. Это достаточно верно, но уступки в данном вопросе могут быть обоснованы стремлением к экуменическому раю. Вдобавок к этому, аргумент, основанный на отсутствии точной фразы, может демонстрировать библицизм, который приверженцы данного исключения могут позднее найти стесняющим. Неужели каждый богослов на самом деле оспорил аргумент Карла Барта о том, что этот предмет обсуждения может быть твёрдо утвержден одним отрывком, или что отсутствие фразы требует также отсутствия идеи? Мы должны оставить пока любые рассуждения о том, что при помощи filioque запад провозгласил два параллельных или сходящихся источника (dua pricipia), внутри Божества для исхождения Духа: один от Отца, другой от Сына. Отец был principaliter [47] (изначальным). Здесь нет места " Несторианскому" Духу, который обретает своё божество и личностность от двух независимых или раздельных источников.

Фундаментальным в аргументе Барта в помощь filioque является традиционное различение между opera ad extra, как Бог открывает Себя, и opera ad intra, каков Он в себе. Божье откровение отражает Его сущность[48]. То, что Он делает определяется тем, что Он есть. Если это не так, то мы столкнёмся лицом к лицу с полным агностицизмом. (Точно также дела открывают веру, хотя я не уверен, что эту параллель стоит проводить дальше). Барт убедительно аргументирует, что Сын, посылающий Духа, подразумевает, что Дух также является частью Сына. Сын не может дать то, чего Он не имел от вечности и по сущности. Без filioque посылание Духа " стоит просто [как] временная истина без вечного основания" [49] — аргумент, предложенный в 16-м веке Тюбингенскими лютеранскими богословами в их переписке с Константинопольским патриархом[50]. Посылание Духа сыном не идентично filioque, но подразумевает и открывает его. Джон Андрей Квенштедт (1617-88) сказал это ранее: " Временное посылание Духа Святого подразумевает, что Святой Дух извечно исходит от Сына так же, как и от Отца. Посылание Духа есть заявление и проявление исхождения" [51]. Отрывки, говорящие о Духе Сына также должны быть обсуждены. Они не могут быть истолкованы вне ссылок на взаимоотношения Духа и Сына во времени, например, в Пятидесятнице[52]. В дуновении Духа на Своих учеников Иисус делал то, что было присуще Ему по существу, будучи Сыном Отца (Ин 20: 22). Исхождение и " выдыхание" говорят об одном и том же троическом процессе и о том, что Сын есть spirator Spiritus [53]. Иисус в посылании Духа, который исходит от Отца, давал Церкви то, что принадлежит Ему вечно и по сущности, а не случайно и временно. Точно также и Дух Святой не случайно, а по сущности есть Дух Сына (filioque), также как Отец есть Отец сына, и Сын есть Сын Отца не только в откровении, но по сущности.

Дискуссия об отношении opera ad extra и opera ad intra будет неминуемо найдена неясной и весьма мало значащей для практической церковной жизни. При нетерпимости к тому, что предстаёт как столь значимое богословское прение, норма церковной жизни сдвинулась с Писаний к количеству дел (Альбрехн Ричл). Вместо того, чтобы говорить о Боге, мы говорим о людях. При этом принцип pro nobis искажается и хвост начинает махать собакой. Даже если сторонники феминистского богословия никогда не слышали о различении ad extra / ad intra, для них является фундаментальным требованием то, чтобы о Боге говорилось как о " ней" в той же степени, как о " нём". Если женщины являют Бога также, как мужчины (ad extra), тогда Бог настолько же " она" как " он" (ad intra). Сие предложено как иллюстрация, чтобы показать, что то, что посылание Духа Сыном во времени (ad extra) должно быть связано с filioque, Его извечным отношением к Сыну (ad intra).

Мы пытаемся не шагнуть в тайну Святой Троицы, но лишь исповедовать Её. Святой Августин, также, как Иоанн Дамаскин защищал незнание в различении рождения и исхождения[54]. Франсис Пипер держался quid sit nasci, qued processus, me nescire sim professus. Фома Аквинский, не раскрывая тайны, проводит различение в том, что исхождение вовлекает как Отца, так и Сына, а рождение – только Отца[55].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал