Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Filioque и последствие Универсализма






Отсутствие filioque было рассмотрено как причина универсализма. Барт провозгласил, возможно, правильно, что без этого наше отношение к Богу было бы " более или менее крайне натуралистично, неэтично [по] характеру", чем отношение твари к Творцу[56]. В конце концов его точка зрения на Христа как на единственное откровение (евангелие) и избрание привели его к универсализму[57]. Римская церковь, также с filioque, допускает наличие спасения вне церкви, но это можно прямо приравнять к классическому универсализму[58]. Даже хотя восточная церковь говорит об освящении природы[59], без filioque это недвусмысленно отвергает apokatasis (универсализм).[60] Стоящий на filioque должен производить впечатление стоящего на универсализме. Но это не подтверждается практикой. Это не означает, что filioque не имеет значения в других вопросах, например, богодухновености и феминизма. В конце концов, Дух исходит от Сына, но не от " Дочери".

8. Бог: Самое фундаментальное разногласие

Мейендорф, которому не казалась неприятной идея filioque как попытки подкрепить Никейскую ортодоксию[61], видел нынешнюю полемику на другом уровне. Известен ли Бог сначала в Его единстве, или в Его личностях? [62] Тенденция Запада — знать Бога сначала как единого [ unitas in trinitate ]. Барт боялся, что восточная позиция unitas in trinitate была потенциально троической[63]. Западная позиция на самом деле вела к унитариатству. Unitas не всегда сопровождалось in trinitate. Рассмотрите молитвы, адресованные " Богу" без ссылки на божественные ипостаси. Лютеров всемогущий Бог во Христе находит одобрение в восточном взгляде на Иисуса (Сына), идущего первым, через Которого мы узнаём Бога как Отца: trinitas in unitate.

9. Положение Filioque: Христос, Дух, Писание

Боговдохновенность " была описана как часть самой сущности христианстве в той же степени, что и sine non qua евангелического богословия" [64]. Лютеране могут сказать это также о других доктринах, но критические исследования, длящиеся с эпохи Просвещения, поставили боговдохновенность на центральное место и сделали его объединяющим принципом для консервативных христиан. Евангелическо-Лютеранское Сообщество и Институт Библейских Исследований требуют веры в это, а также твёрдо в то, что необходимо исправить утверждение 1994г, провозглашённое Евангеликалами и Католиками, которое торжественно провозглашало " Божественно вдохновлённые Писания, которые суть непогрешимое Слово Божие" [65]. Эта защита создала свою собственную кафоличность (экуменистичность).

Греческое слово для боговдохновенности, qeopne, ustoj, означает " Бог вдохнул", или " Вдохновенное Богом". Использованное по отношению к Ветхому Завету (2Тим 3: 16), и, следовательно, к Новому, оно составлено из слов, относящихся к Отцу (qeoj) и Духу (pneuma) или тому, что делает Дух (pneuw). " Всё Писание вдохновлено [через Духа] Отцом". Оно происходит от Отца (Бога) через Сына и является божественным. Поэтому оно есть Святые Писания (2Тим 3: 15). В этом смысле qeopne, ustoj (боговдохновенность) может быть использовано как Троическое слово для описания отношения Духа к Отцу. Он был вдохнут (spiratio) Богом. Он есть Дыхание или Дух Бога (hw" hy> -x; Wr, to. pneu/ma tou/ qeou/). Библейское вдохновение отражает (opus ad extra) и происходит от извечного выдыхания (spiratio) Отцом Духа (opus ad intra). Для Духа быть выдыхаемым (spiratio) Отцом не отличимо от его вечного исхождения (processio) от Отца. Он в вечном смысле qeopne, ustoj, выдыхаемый Богом, т.е. Отцом, всегда отправляющийся в путь от Отца. Писания (qeopne, ustoj) вдохновенны Богом во временном смысле, т.е. Отец, действует через Духа. Spiratio, " бытие выдыхаемым" есть основной принцип inspiratio, боговдохновенности (spiratio). Тот, Кто Сам был " выхохнут" Отцом, вдохновляет. Во вдохновении Духа мы видим, что Он Сам выдохнут, т.е. что Он есть Святой Дух. Рассмотрим параллель в отношении второй личности (ипостаси). Он, Который рождён (geborn) Своей матерью во времени, рождён (geborn) Своим Отцом в вечности (Лютер)[66]. Также, как временное рождение отражает вечное рождение, вечное боговдохновение отражает вечное.

Ходжь, говоривший о боговдохновености в связи с сущностью богословия, подготовил восемь определений[67]. Ни одно из них не включает Христологию, существенный фактор Лютеранского доктринального определения. Здесь необходимо привести две характеристики классического Лютеранского понимания Писаний: (1) Христологический фактор удовлетворён рассмотрением Христа как содержания Писаний; (2) необходимость существования непрерывности между боговдохновением Писаний Духом и Его обращением через Слово, с которым Он по сущности связан, contra некоторым кальвинистам[68]. Дух не добавляется к Слову. Он уже там. Лютеране, тем не менее, не соотносят христологическое содержание Библии с её боговдохновенностью[69]. Взгляд на Писания внутри троической и христологической перспектив, как должны рассматриваться все доктрины, может обеспечить это соотношение.

Во-первых, троическая перспектива. Если Дух, который исходит от Сына [ filioque ] есть тот же Дух, который вдохновил Писания [qeopne, ustoj], тогда Сын связан ipso facto с определением боговдохновения. Если мы не можем описать механизм исхождения, мы продолжаем настаивать на том, что Сын связан с ним. Описание вдохновения Духа и утверждение, что Сын, т.е. Христос, основал библейское содержание, не может означать, что каждая божественная личность (ипостась) имеет определённое задание, которое не дано другой: opera ad extra indivisa sunt. Также нельзя христологическое содержание Библии рассматривать как чуждую или свободную вставку в боговдохновенное слово, как будто бы у Духа был и другой выбор, но он решил проверить Сына. Свобода или суверенность Духа описана как Его бытие Духом Сына, который явил Себя в Евангелии[70]. Тот, Который вдохновляет, есть Дух Сына (1Пет 1: 11) и Его вдохновение истекает из тайны Троицы. Пророки свидетельствовали о Христе потому что вдохновляющий Дух внутри них был Духом Христа. Таким образом, более великая тайна Троицы через христологические тайны воплощения и искупления создаёт, формирует, пронизывает и даёт содержание тайне боговдохновения. Святой Дух есть Дух Иисуса (Деян 16: 7), и Дух Иисуса Христа (Фил 1: 19). Для классической лютеранской христологии фундаментально утверждение, что Дух дан через человеческую природу, т.е. Иисуса, Который был одновременно Бог и человек.

Во-вторых, связь Христа и Духа в определении боговдохновенности необходима для различения opera ad extra/opera ad intra. То, что делает Бог, соотносится с тем, что Он есть, как утверждают вместе Барт и Квиншедт. Дух, который вдохновляет Писания не только Дух Бога (Отца), но и Дух Сына (filioque). Дух Отца, который вдохновил Писание (qeopne, ustoj) должен быть также Духом Сына, потому что Отец есть Отец только по отношению к Сыну. Он есть Дух Сына в вечном, а не только во временном смысле. В свою очередь, Сын есть вечный spirator Spiritus. Слова Иисуса были не Его, но Отца (Ин 14: 24), и также Слова Духа есть не Его, но Сына. В боговдохновенности открывается тайна Троицы, явленная на кресте.

В-третьих, Дух, от которого был зачат Иисус [ incarnates (conceptus) est de Spiritu Sancti ] есть тот же Дух, который говорил через пророков [ locutus est per prophetas ]. Через воплощение, искупление и воскресение (Христология), Дух Сына всегда приходит к нам как Дух Христа. Это существенно в Лютеровом определении члена Веры о Духе. Дух не только определён Сыном в вечности [ filioque ], но Сыном, восприявшим плоть [ incarnates est de Spiritu sancti ]. Посылание Христом Духа в апостолов совершает откровение тайны Троицы (Лк 24: 29; Ин 20: 22; Деян 2: 33). Писания, боговдохновенные Духом Христа, самим фактом боговдохновенности являются христологичными по содержанию. Обобщая наш аргумент, отношение Духа к Сыну во времени также привязано к пониманию боговдохновенности. Это посылание Духа в апостолов было не случайным, но отражало более таинственное вечное выдыхание (spiratio), исхождение (procedens) Духа внутри Бога[71]. Дух свидетельствует о Христе не как свидетель, наблюдающий снаружи, но как Тот, кто был извечно определён Сыном [ filioque ] – Spiritus Filii – и во-вторых, как Тот, чьё дело было определено во времени крестом – Spiritus Christi. Он объявил, что связан с Иисусом (Ин 16: 13-15). Вдохновение апостолов происходит на кресте, и крест порождает их как апостолов, а также то, что было боговдохновлено через них (Ин 19: 30; см. Мф 27: 50). Павел мог сделать распятого Христа сущностью послания, потому что Отец послал на него Духа Его Сына. Боговдохновение находит своей сущностью воплощение и искупление. Святой Дух, которого Отец посылает во имя Иисуса " напомнит всё, что [Иисус] говорил [апостолам]" (Ин 14: 26). Человечество Иисуса (homo factus est) обеспечивает содержание того, что говорит Дух (Spiritus Sanctus locutus est de prophetas). Боговдохновенность это не гностическое внушение, но оно приходит от распятого Иисуса, дающего Духа Своим апостолам. Таким образом, воплощённое Слово является апостольским и действительно спасительным словом. Христос не добавляется к боговдохновенному слову, а принадлежит ему по существу! Без понимания этого, Дух, Который вдохновляет, не может быть Духом Христа.

В исключении из определения боговдохновенности filioque и incarnates de Spiritu sancti, т.е. христологии, существуют некоторые последствия для герменевтики (толкования) и христианской жизни. Удалите Христа из формулы боговдохновенности, — чего мы не можем и не должны делать в связи с нашей троической [filioque] и христологической [incarnates est de Spiritu Sancto] веры — и Библия вскоре превратится в книгу законов (принципов). Если можно сказать, что отсутствие filioque ведёт к универсализму (несмотря на то, что свидетельства этого неубедительны), то ещё больше это отсутствие ведёт к моралистическому пониманию Библии. За этим утверждением стоит вопрос: является ли Дух Духом Отца (trinitas in unitate) или Бога в общем (unitas in trinitate). Более поздний, и, как я подозреваю, более популярный взгляд на этот вопрос не требует того, чтобы Дух свидетельствовал о Христе, а только в общем о Боге. Это позволяет использовать Библию для любых нехристологических целей.

Лютер мог говорить о Духе, слове и Церкви как о совершающих одно и то же, и в его богословии кафолический принцип исторической церкви и протестантский принцип Писаний были связаны с деятельностью Святого Духа. Даяние Святого Духа апостолам, Церкви, священнослужению[72] и Писаниям — все имеют свой источник в одном дыхании Иисуса. Дух, Который прощает, есть Дух, который вдохновляет. Из-за того, что Церковь, священнослужение и Писания являются апостольскими, они являются деянием одного и того же Святого Духа[73]. Заповедь Иисуса Своим апостолам сохранять то, чему Он научил их (Мф 28: 20) (кафолический принцип) стоит на том же самом основании, что и слова Духа, говорящего через них (10: 20) (протестантский принцип). Извне Церкви, священнослужения и Писаний мы не можем ни рассматривать Духа, ни определять Его. Он, который исходит от Отца и Сына [ filioque ] и дан апостолам, " сохраняет [единую Христианскую Церковь на земле] с Иисусом Христом в единой истиной вере" [74]. В Церкви Дух прощает верующих во Христа. Свидетельство Духа в апостольском слове (боговдохновенность) обращает через творение веры в Иисуса (Христология) и присоединяет нас к Его церкви, где является и исповедуется тайна Троицы (богословие).

В пришествии к нам ожидаемый порядок " Отец-Сын-Дух" переворачивается. Дух отделяет нас для Христа, который приносит нас к Отцу. " Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. " (1Кор 12: 3) " И Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть." Дух-Сын-Отец. Откровение Троицы находится в приглашении Иисуса [Евангелие] прийти к Нему (Мф 11: 28)[75]. По-прежнему Отец открывает всё это в проповеди Иисуса (Мф 16: 17). Через Него, и только Него Дух укрепляет Церковь. Объяснения третьего члена Веры в обоих катехизисах Лютера определяют дело Духа только в принесении Христа и Его даров для Церкви[76]. Жизнь Духа в Церкви (таинства) произошла из жизни (истории) Иисуса. Подробности этих тайн невозможно прояснить при помощи каких-либо планов, или изобразить при помощи каких-либо диаграмм. Верою мы живём внутри таинственных концентрических окружностей, постоянно находящихся в движении. Двигаясь от одной тайны мы приближаемся к другим и возвращаемся туда, где уже были множество раз. Будучи всегда на грани понимания, мы полностью охвачены ими, но никогда полностью не охватываем их.

Богословие, тайна, которую мы называем Богом, слишком часто рассматривается как исторический динозавр по отношению к практичному Американскому менталитету. Такой подход лишает нас возможности вкусить сейчас те тайны, которые будут полностью окутывать нас позже. В принесении Духом людей к вере во Христа, как Сына Божьего через крещение, Дух " равно с Отцом и Сыном почитается и прославляется", а тайна Троицы является тем, кто крещён и впитывает их. Почитание и прославление Отца и Сына в единстве Святого Духа есть то, чем мы будем заниматься на протяжении долгого времени. Поэтому нет ничего практичнее, чем исповедовать: " Верую в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, равно с Отцом и Сыном почитаемого и прославляемого" …


[1] Перевод с английского — Виноградов Алексей, 2001г.


[1] см. W.D.Davies и Dale C. Allison, Евангелие согласно святому Матфею, Международный критический комментарий (Эдинбург: Т и Т Кларк, 1991), 2: 632-34

[2] Все ссылки на Лютеранские Вероисповедные книги взяты из Книги Согласия, под редакцией Алексея Комарова, (Москва, Издание Фонда " Лютеранское Наследие", 1998). Здесь и далее источник цитируется просто как Комаров. Используются следующие аббревиатуры: Аугсбургское Вероисповедание = АВ; Апология = ААВ; Краткий Катехизис = КК, Большой Катехизис = БК, Трактат о первенстве и верховенстве папы = Тр; Шмалькальденские артикулы = ША; Формула Согласия = ФС. Меланхтон соединяет победу с проповедью и верой. Например, Сяреля, 188, ААВ IV, 260. Сравнение между человечеством Христа и церкви делается в ААВ VII-VIII, 18. Сяреля, 219, 18.

[3] Аверий Дуллс обсуждает эту проблему по отношению к Катехизису Католической Церкви " Вызов Катехизиса" Первые вещи 49, (Январь 1995) 51.

[4] См. J.N.D. Kelly, Ранние христианские символы веры (3-я реакция, Лондон: Longmann, 1972), 13. Romanum, лежащий в основе нашего Апостольского символа веры, как может быть доказано, может быть прослежен до Петра и Павла, и мог иметь место ещё до написания многих книг Нового Завета. Разделение второго члена на вочеловечивание и прославление (Фил 2: 5-11) имеет определённую связь с предсказаниями Иисуса о Его смерти и воскресении (Мф 16: 21)

[5] Тапперт, 47.

[6] Евангеликане могут признавать символы веры и вероисповедания, но при этом относиться к ним крайне критически и находить их неполноценными. См. Геральд Брэй, " Писание и Вероисповедание: Доктрина как Герменевтика", в Путь в Святое Писание, под ред. Филиппа Е. Саттервейта и Дэвида Ф. Райнга (Grand Rapids, Мичиган: Eerdmans, 1994), 221-35.

[7] Эта ссылка основывается на 2Пет 1: 21, " Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым". Келли, 341. Этот отрывок до сих пор является одним из основных отрывков для указание на богодухновенность Библии.

[8] Комаров, 517, БК, Вера, 38

[9] Комаров, 518, БК, Вера, 45

[10] Комаров, 520, БК, Вера, 53

[11] Комаров, 520, БК, Вера, 53

[12] Комаров, 517, БК, Вера, 36

[13] Комаров, 521, БК, Вера, 57-59.

[14] Комаров, 516-517, БК, Вера, 35-37.

[15] Комаров, 523, БК, Вера, 68. " Посему первая доктрина [о Законе] не делает человека христианином, ибо гнев и недовольство Божьи всё ещё пребывают на нас, так как мы не можем соблюдать того, что Бог требует от нас".

[16] Взаимосвязи в Лютеровых объяснениях Символа Веры подробно рассмотрены Аланом Людвигом [" Проповедь и Преподавание Веры: Структура объяснения Краткого Катехизиса как Путеводитель", Logia 3 (Октябрь 1994), 4: 11-24]. " Подобным образом Христос не подразумевается в объяснении Первого Члена, но является предметом Второго и объектом веры в Третьем. Объяснение Третьего члена возвращает к личности и делу Христа во втором; Отец Иисуса Христа во Втором затем познаётся как Отец Христиан в Первом".

[17] Комаров, 517, БК, Вера, 38

[18] Вся честь по поводу этой фразы принадлежит Гарольду Л. Сенкбейлу, Освящение: Христос в Действии (Milwaukee: Northwestern, 1989).

[19] Комаров, 517, БК, Вера, 39

[20] Комаров, 518, БК, Вера, 43-46

[21] Комаров, 518, БК, Вера, 43

[22] Тапперт, 18, примечание 2.

[23] Комаров, 519, БК, Вера, 51

[24] Комаров, 517, БК, Вера, 37

[25] Комаров, 517-18, БК, Вера 42

[26] Комаров, 521, БК, Вера, 61

[27] Комаров, 522, БК, Вера, 65

[28] Комаров, 273, ААВ, XX: 2

[29] Кальвин рассматривал действие Духа во всём творении (Установления III, 1, 2) и рассматривал его как активирующего слово по вере в сердце (III, 2, 33-34).

[30] " Христианская Церковь формируется через собрание вместе или духовное возрождение отдельных личностей в форме системы взаимных взаимодействий и связей". Христианская вера, пер. Х.Р.Макинтоша и Дж.С.Стюарта (Нью-Йорк: Harper & Row, 1963), 2: 532.

[31] В Книге Общей Молитвы англиканской церкви, Десять Заповедей являются частью подготовки к Святому Причастию. Это предусмотрено также Лютером в КК, " Как простых мирян следует учить исповедоваться", 20. " Разберись в своём поведении в соответствии с Десятью Заповедями".

[32] Келли, 296, 348-57

[33] Келли, 342.

[34] Келли, 348-57.

[35] Келли, 152-66.

[36] Келли, 146-47.

[37] R.C.D.Jasper и G.J.Cuming, Евхаристические молитвы: Ранние и Реформированные, 3-я редакция, пересмотренная и прояснённая, (Collegevile, Minnesota: Liturgical Press, 1992) 90, 104.

[38] Комаров, 711-12, ФС, ДИ, VII, 11. Реформатская замена Иисуса Духом не позволяет лютеранам исключить Его из Евхаристии.

[39] Келли, 340.

[40] Шлейермахер 2: 569-74.

[41] Более библейское, богословское и исторически детальное представление о filioque было сделано Аверием Дуллсом на той же самой конференции, где его работа была впервые представлена. " На чём основано Filioque? ". Работа была представлена на восемнадцатом ежегодном симпозиуме Лютеранского Вероисповедания, в Богословской Семинарии Конкордия, Форт-Уэйн, Индиана, 19 Января 1995. Отец Дуллс отмечает, что восточные церкви, находящиеся в общении с Римо-Католической Церковью не имеют filioque в греческом варианте Никейского Символа Веры, но что эта догматическая истина должна быть исповедана. Это сказано в контексте того, что восстановление общения с православными общинами вполне возможно. В настоящий момент эта работа доступна в семинарском книгохранилище.

[42] Пауль Вилкес, " The Popemakers", New York Times Magazine (11 Декабря 1994), 65.

[43] Византийское богословие, 3-е издание (Нью-Йорк: Fordham University Press, 1987) 91-94.

[44] Иоанн К. Бауэршмидт, Епископальный священник, выступает против общего мнения своей церкви в противовес этому отвержению. Его аргументация, в основном, основана на ранних Англиканских священниках. " Filioque и Епископальная церковь", Anglican Theological Review 23/1, 1-25.

[45] Карл Барт, Церковная догматика, пер. Г.Т.Томпсона (Эдинбург: Т & Т Кларк, 1963), I, 1: 551.

[46] Даже без этого добавления о том, что Дух исходит от Сына, третий член Константинопольского символа веры не испытывает недостатка Христологии или Пневматологии. Дух был исповедан как Господь, Который есть kyrios [dominus], Adonai Израиля, источник духовной жизни [ vivificantem ]. Келли (342) обращает наше внимание на то, что символ веры всего лишь поддерживает славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

[47] Барт, 557.

[48] Барт, 548.

[49] Барт, 550.

[50] Георг Мастрантонис, Аугсбург и Константинополь (Бруклин, Массачусеттс: Holy Cross Orthodox Press, 1982), 118.

[51] Middio haec temporalis (Spiritus sancti) praesupponit aeternum illum Spiritus sancti (aeque a Filio atque Patre) processum estque eius declaratio et manifestatio. Цитата из Барта, 550.

[52] Барт, 549.

[53] Барт, 554.

[54] Distinguere inter illam generationem et hanc procesionem nescio. Цитата из Барта, 543.

[55] Фома Аквинский, Summs Contra Gentiles, IV, 137. Аргументом Аквинского не должно пренебрегать. Если Сын рождён от Отца и Дух исходит только от Отца, что определяется Аверием Дуллсом как монопатристская позиция (" На чём основано Filioque? ", тогда становится сложно сказать, чем " бытие рождённым" отличается от " исходить". Мы можем, и, возможно, должны оставить это на уровне тайны, как Августин, Квинштедт и Пипер. Чрезвычайно редкое упоминание о Духе как о Сыне Духе можно найти в Пастыре Ерма. Естественно, библейская терминология никогда не подходит к тому, чтобы предложить или следовать этому в любом смысле. До тех пор, пока богословы не используют " рождённый" об отношении Отца и Духа, они используют слово " исходит" чтобы объяснить в общих чертах, что как Сын так и Дух имеют своё происхождение от Отца. Дуллс делает только это. Например, " …исхождение Сына и Духа [не] подчиняет их Отцу" Здесь исхождение использовано для обозначения " пришествия" и просто означает, что как Сын так и Дух имеют своим началом Отца. Предположения о том, что Сын исходит от Отца в том же смысле, что и Дух, не делается. Мы не говорим о двух " Сынах" или двух " Духах". Filioque служить очень полезной цели устранения путаницы в том, что Дух есть Дух как Отца, так и Сына, и что Дух отличен от Сына.

[56] Барт, 550.

[57] Р.Б.Купер, За кого умер Христос? (Grand Rapids, Мичиган, 1959), 44-61. Глава озаглавлена " Бартовский Универсализм".

[58] Катехизис Католической Церкви, Libreria Edtrice Vaticana (Liguori, Missouri: Liguori Publications, 1994). " Те, " кто веруют в Иисуса Христа и были верно крещены помещаются в определённого вида, хотя несовершенное, общение с Католической Церковью". Особые отношения следуют к Иудеям, которые продолжают обладать сыновством, и мусульманам, которые " уповают на единого, милостивого Бога". Римская церковь также рассматривает себя как " место, где гуманность должна открывать её единство и спасение". Обзор этого катехизиса приводит к выводу, что он провозглашает спасение вне Христа. Это может подразумеваться, но для данного обзора не совсем точно (222-224).

[59] Мейендорф, 134-36.

[60] Мейендорф, 163.

[61] Мейендорф, 92.

[62] Мейердорф, 94. " Вопрос в том, была ли три-ипостасность или со-существование первым и основным содержанием христианского религиозного опыта".

[63] Барт, 552.

[64] Louis Igou Hodges, " Евангелическое определение боговдохновения: Критика и предполагаемое определение", Журнал Евангелического Богословского Общества 37/1 (Март 1994), 99

[65] " Евангеликалы и Католики Вместе" Первые Вещи 43 (Май 1994): 15-22.

[66] Комаров 426, КК, Вера, 4.

[67] Hodges (104-10) кто ставит боговдохновение в центр богословия, рассматривает позиции девяти богословов, включая: (1) активность Духа по отношению к читателям, а не к писателям (Барт); (2) передачу этих самых слов; (3) сверхъестественное влияние на сердца писателей; (4) человеческие слова, действующие как Божии божественные слова; (5) сверхъестественное влияние, гарантирующее аккуратность откровения работы Духа в сердце; (6) влияние, контролирующее их написанные и произнесённые слова; (7) контроль над словами; (8) божественное ведение авторами, и собственное определение Ходжа (9) Работа Духа " одновременно и вместе" с писателями.

[68] Роберт Д. Пройз Богословие Пост-Реформационного Лютеранства (Сент-Луис: Конкордия, 1970), 373-76. " Во-вторых, написанное и сказанное Слово получает свою силу из своего содержимого, Христа (373)". " В-третьих, написанное и сказанное слово Божие получает свою силу от Святого Духа, который соединён со Словом и действует через него (374)". Эти богословы могут говорить о " бесконечном единстве Духа со Словом Божиим (374)". Многие кальвинисты настаивают на том, что Дух был введён в Слово случайно, и что Его призыв не всегда верен (376).

[69] " Лютеранские богословы отвергают споты о том, каким образом Христос присутствует в Слове Писания, и каким образом Писания приносят нам Христа" Пройз, 374.

[70] Комаров, 28, АВ V, 2. " Ибо Слово и Таинства являются орудиями, посредством которых даётся Святой Дух, Который порождает веру там и тогда, где и когда это угодно Богу [ ubi et quando visum est Deo ], в тех, кто слышит Евангелие" Ср. с Ин 3: 8.

[71] Missio haec temporalis (Spiritus sancti) praesipponit aeternum illum Spiritus sancti (aeque a Filio atque Patre) processum estque eius declaratio et manefestatio.

[72] Комаров, 57, АВ 28, 7.

[73] Комаров, 582, ФС, Введ. I, 1; 57, АВ 28: 6

[74] Комаров, 427, КК, Вера, 6.

[75] Комаров, 2=655-56. Эти цитаты наряду с другими можно найти в ФВ. ДИ, II, 25-27.

[76] Людвиг, Logia, см. выше.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал