![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Оглавление введение 1 Социальная ситуация развития в младшем школьном возрастеСтр 1 из 17Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Возрастная психология является частью психологии развития. Как известно, предметом психологии развития являются факты, закономерности и механизмы психического развития человека. Возрастная психология изучает особенности психики человека на каждом этапе его жизни. Это значит, что в рамках возрастной психологии исследователи собирают факты, в которых обнаруживаются особенности внутреннего мира людей, специфичные для каждого возрастного периода. Они изучают также, как общие для всех периодов психического развития человека закономерности и механизмы функционируют в рамках каждого из них и кроме этого выявляют особенные, присущие вполне определенному этапу человеческой жизнедеятельности, психологические закономерности и механизмы. Для понимания возрастного развития человека важно отличать эмпирически выявленные и доказанные факты, закономерности и механизмы развития и гипотезы или предположения о тех или иных особенностях и закономерностях развития в том или ином возрасте, которые пока еще не изучены с помощью существующих научных методов. Известно, что психическое развитие человека – социально обусловленный процесс, содержание которого определяется той культурой, в которой живут люди. Именно поэтому оценка возрастных особенностей людей, живущих в разных культурах, должна опираться на понимание конкретных условий их бытия. Сопоставление особенностей психического развития людей, принадлежащих к разным культурам (кросс-культурное сравнение) позволяет глубже их понять. При этом важно учитывать то обстоятельство, что даже в одном обществе существует множество субкультур, что и определяет многообразие вариантов психического развития. Подходя к анализу возрастного развития, необходимо выделить основные линии этого анализа. Что является определяющим и существенным для понимания специфических особенностей того или иного возраста? В предлагаемом пособии каждый возраст будет рассмотрен сквозь призму социальной ситуации развития или задач развития, основных видов активности (деятельности) и тех новообразований, которые появляются в сознании и личности человека на каждом возрастном этапе. Разумеется, в пособии не будут представлены все имеющиеся в настоящее время научные данные (гипотеза и результаты эмпирических исследований), раскрывающие все аспекты того или иного вопроса. В нем дается тот минимум, который является обязательным для понимания специфики каждого возраста. Изучение возрастной психологии предполагает не просто усвоение определенных знаний, но направлено и на развитие профессиональных умений и навыков выделять определенные психические феномены у себя и у других людей, на умение быть чувствительным к проявлениям душевной жизни. И как сверхзадача – развивать желание и способность относиться к другому человеку как к ценности. Все это требует не просто чтения литературы, но и выполнения определенных заданий, направленных на развитие профессиональной чувствительности к реальности бытия человеческой души.
|