![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие внимания в младшем школьном возрасте
К моменту поступления в школувнимание[73] детей уже не является исключительно непроизвольным. Благодаря созреванию коры головного мозга, а также присвоению социальных норм дети начинают целенаправленно концентрировать свое внимание на определенном содержании. Освоение учебной деятельности, одной из составляющих которой является действие самоконтроля, создает благоприятные условия для его дальнейшего развития. Исследований, посвященных выявлению того, как изменяется внимание на протяжении младшего школьного возраста, значительно меньше, чем исследований, в которых изучается развитие мышления и памяти. Наблюдения показывают, что в начале обучения в школе у детей очень узкий объем [74] внимания: они могут сосредоточиться только на небольшом количестве воспринимаемой информации, не могут распределять внимание между разными делами, сосредоточивают внимание только на одном аспекте своей деятельности. Например, детям трудно одновременно слушать учителя и смотреть на написанное на доске или слушать ответ одноклассника и проверять написанное в своей тетради. Важным показателем развития внимания является его устойчивость, которая характеризуется длительностью сосредоточения на одном предмете, процессе или деятельности. В исследовании Показано также, что устойчивость внимания определяется интересом детей к выполняемой деятельности: чем более интересна деятельность, тем дольше школьники могут быть на ней сосредоточены. Вместе с тем напряженность (интенсивность) внимания не остается на протяжении выполнения задания постоянной, что обнаруживается в количестве выполненной работы. Так, например, Н.Ф. Добрынин показал, что при выполнении корректурной пробы Бурдона количество правильно зачеркнутых букв даже у сильной ученицы колеблется. В таблице в верхней строчке обозначены последовательно каждые полминуты выполнения работы; в нижней – количество правильно зачеркнутых букв.
Динамика основных свойств внимания (интенсивность[76], устойчивость и переключаемость) на протяжении младшего школьного возраста была изучена А.Э. Тамбиевым, С.Д. Медведевым и О.В. Литвиненко с помощью компьютерных тестов из батареи компьютерных программ для углубленного исследования внимания у детей[77].
За день до исследования проводились ознакомление испытуемых с правилами выполнения заданий и тренировка. Все тесты созданы в форме игр для повышения мотивации испытуемых. При исследовании устойчивости внимания на экране монитора появлялись изображения ребенка и страуса, а потом со случайным интервалом от двух до пяти секунд – яблоко. Ребенок-испытуемый должен был как можно быстрее нажать клавишу на клавиатуре, чтобы яблоко попало в его корзину. Если же он не успевал, то раздавался звуковой сигнал, и яблоко доставалось страусу (в том случае, если время реакции ребенка на появление яблока оказывалось больше, чем среднее время десяти его первых реакций). Длительность теста составляла три минуты. Показателем устойчивости внимания являлось среднее квадратическое отклонение времени реакции, так как при устойчивом внимании колебания латентных периодов времени реакций меньше, чем при неустойчивом внимании. При исследовании переключаемости внимания на экране монитора появлялись две обезьяны с кормушками. При появлении банана в левой кормушке ребенок должен был как можно быстрее отдать банан (нажатием соответствующей клавиши) левой обезьяне, а при появлении банана в правой кормушке – правой обезьяне (бананы появлялись в той или иной кормушке по случайному закону с интервалом от одной до двух секунд). В этой части теста, длительностью 60 секунд, определялось среднее время сложной зрительно-моторной реакции без переключения внимания. Во второй части теста использовался звуковой сигнал, являющийся командой на изменение алгоритма работы на противоположный (банан в левой кормушке – правой обезьяне, и наоборот). После пяти-шести реакций по измененной программе алгоритм работы по звуковому сигналу возвращался к начальному варианту. Переключений режима деятельности в ходе выполнения теста было 10. Время задержки тестирующего стимула (банана) после кондиционирующего (команды на переключение режима деятельности) составляло 800 мс. Компьютер вычислял среднее время сложной зрительно-моторной реакции после каждого переключения внимания. Показателем переключаемости внимания являлась разница между средним временем реакции до и после переключения внимания.
Как показали полученные данные, на протяжении младшего школьного возраста происходит улучшение абсолютных значений каждого из показателей в среднем в 4–5 раз. Устойчивость внимания начинает улучшаться с 5 лет и очень быстро возрастает до 8 лет, затем темп развития этого свойства замедляется, но продолжает улучшаться до 10 лет. Переключаемость внимания начинает интенсивно развиваться с 6 лет, но наибольшие изменения происходят в период с 7 до 8 лет; это свойство продолжает улучшаться до 10 лет. Интенсивность внимания резко улучшается в период от 8 до 9 лет. Авторы объясняют неодновременность (гетерохронность) развития разных свойств внимания тем, что их функционирование в большей или меньшей степени определяется разными морфофункциональными структурами мозга, которые созревают в разное время. На протяжении младшего школьного возраста, по мнению многих психологов, происходит интенсивное развитие произвольного внимания. Однако, несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной условиям развития и воспитанию внимания[78], исследований, в которых была бы показана динамика развития произвольного внимания на протяжении младшего школьного возраста, крайне мало. Задания: 1. Составьте банк методик для изучения внимания младших школьников. 2. Используя тест Бурдона, изучите особенности внимания у первоклассников, второклассников и третьеклассников. 3. Опишите необходимые условия и приемы развития внимания в младшем школьном возрасте.
|