![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение Б. Пиаже, Ж. Роль действия в формировании мышления / Ж
Пиаже, Ж. Роль действия в формировании мышления / Ж. Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – С. 215–218.
V. Формирование операций. Операции представляют собой интери-оризированные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы, подчиняющиеся своим законам композиции. Так, например, действие, совершаемое ребенком в раннем возрасте, заключается в объединении сходных между собой предметов в одну группу – совокупность А. Точно так же он может объединить другие сходные между собой предметы в другую группу А'; и если он придвинет одну группу к другой, чтобы образовать новую группу В, то он выполнит другое действие, состоящее в объединении уже не отдельных предметов, а совокупностей, что для простоты можно выразить следующим отношением: А + А' = В. Под этим актом кроются материальные действия, уже имеющие некий общий смысл, и нетрудно убедиться в том, что эти действия являются исходным пунктом для операций объединения или сложения. Но эти действия отделены от соответствующих операций большой дистанцией, так как они еще должны быть усвоены, приобрести обратимость и образовать системы. Понимание действия связано с решением разного рода проблем как нейрофизиологического, так и психологического характера, изучаемых, в частности, и в СССР. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, замечу только, что процессу интериоризации действий способствует символическая функция. На сенсомоторном уровне, т.е. начиная с момента рождения вплоть до 1; 6–2 лет, действия еще не могут стать мыслью. Обратимость также сопряжена со сложными проблемами. Когда ребенок объединяет две группы А + А' в единое целое В, можно предположить, что в этом действии уже заключено и обратное действие, так как ребенок может разделить совокупность В, чтобы выделить из нее группу А, т.е. осуществить отношение В – А' = А. Здесь и в самом деле намечается начальная форма обратимости, но еще далеко не полная, так как ребенок может забыть, как образовалась сумма В, и когда ему понадобится группа Л, он забудет, что А = В – А', т.е. что А связано с суммой В. Подобное замечание на первый взгляд может показаться искусственным, однако приведем результаты следующего эксперимента. Пяти-, шестилетним детям дают несколько карточек с изображениями цветов (например, Именно этим отсутствием обратимости и объясняется неспособность понять сохранение вещества, о которой мы говорили выше. Когда ребенок переливает воду из бокала X в более узкий бокал У и говорит, что в Итак, для того чтобы перейти от действия к операции, необходимо, чтобы действие стало обратимым; именно это и происходит, когда ребенок уже мыслит не частными и изолированными действиями – такими, как «налить», «добавить» и т.д., – а опирается в своих суждениях на общие координации действий. Как уже указывалось выше, начиная с сенсомоторного уровня, действия координируются между собой, образуя структуры объединения, упорядочивания, соответствия, пересечений и т.д.; но мере того как общие координации сливаются с частными осмысленными действиями, последние становятся обратимыми. Точнее говоря, всякая координация действий, как, впрочем, любая биологическая координация, стремится к равновесию, которое достигается с помощью регуляции и саморегуляции. Равновесие, полученное путем саморегуляции, представляет собой компенсационные механизмы, действующие либо с помощью предвосхищающих коррекций, либо с помощью коррекций на основе обратной связи, и дающие, таким образом, приближенную обратимость. Если же координации распространяются на сериации, классификации, отношения соответствия и др., то эта обратимость может стать полной, а мысль – произвольно регулируемой. Но операции представляют собой не только интериоризованные и обратимые действия. По своему характеру они, кроме того, объединены в систему, так как они могут бесконечно повторяться в виде прямых и обратных композиций: таким образом, композиции прямых и обратных операций дают новые сочетания. Что касается объединений, о которых говорилось выше, то как только ребенок научится объединять два класса, что соответствует отношению А + А' = В, он может таким же образом продолжать и далее, т.е. В + В' = С; С + С ' = D и т.д., и на этой основе построить классификацию. С психологической точки зрения класс, по сути, непременно связан с классификацией, так как изолированных классов не существует, и если образуется один класс, он должен противопоставляться другим классам, что ведет к построению классификации в той или иной форме. Точно так же асимметричное транзитивное отношение А < В не может пребывать в изолированном состоянии и ведет к упорядочению других, подобных ему отношений В < С, С < D и т.д. в серии. Число не может существовать в изолированном виде, оно является частью операциональной сериации целых или «натуральных» чисел. Точно так же, как семья является частичкой генеалогического древа. Две классификации образуют мультипликативную таблицу или матрицу с двойным входом. Между двумя сериями можно установить соответствие и т.д. Итак, как только появляются обратимые операции, начинается процесс формирования сис тематизированных структур, подчиняющихся законам целостной совокупности. Но эти структуры не представляют собой априорно данную исходную точку в мышлении «субъекта»; они являются завершающим этапом непрерывной последовательности трансформаций, которые в конечном счете координируются в обратимые операции. Но если мы и употребили выражение «в конечном счете», то это означает лишь достижение определенного уровня развития, за которым, в свою очередь, диалектически последует ряд других этапов, пока не получивших еще своего четкого определения.
|