![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение Д
Зак, А.З. О развитии у младших школьников способности действовать «в уме» / А.З. Зак. – Вопросы психологии. – 1981. – № 5. –
Для определения этапа развития ВПД младших школьников в том или ином классе начальной школы учитель может использовать задания, созданные Я.А. Пономаревым [6]. Однако нужно отметить, что они рассчитаны на индивидуальную работу с учеником в пределах 20–30 мин. Так как у учителя не всегда есть время для такого тщательного анализа уровня сформированности ВПД, он может использовать задание, разработанное нами для работы с целым классом одновременно [5]. Для этого задания мы использовали вид задач (задачи на перемещение воображаемого шахматного коня за требуемое число ходов) и общую схему построения заданий (задание включало две части: усвоение отдельного хода коня и решение задач, где нужно построить систему его ходов), применяемых Я.А. Пономаревым. Но в силу того что наше задание предназначено для групповой проверки, в него включены иные (чем у Это поле учитель должен начертить на доске (размером 60x60 см) с тем расчетом, чтобы его клетки были хорошо видны ученикам с последней парты. Три вертикальных ряда клеток нужно обозначить буквами (А, Б, В) внизу поля, а три горизонтальных — цифрами (1, 2, 3) сбоку поля, например:
Проверка проходит в виде игры. Когда поле на доске готово, учитель поясняет, что для игры на этом поле нужно знать, как называются его клетки. Каждая клетка имеет название, которое состоит из буквы и цифры. Например, эта угловая клетка называется А-1, а рядом, на этой же линии – Б-1, в середине поля – Б-2. Предварительно он предлагает потренироваться в назывании клеток. После того как учитель убедится в том, что почти все ученики усвоили обозначение клеток, он объясняет ход шахматного коня, правила перемещения его по клеточному полю. Конь прыгает не по соседним клеткам, а через одну. Но и через одну клетку он прыгает не просто по одной прямой, по одной линии (как, например, из А-1 в А-3 или из А-1 в В-1) и не просто из одной угловой клетки в другую, угловую (как, например, из А-1 в В-3 или из А-3 в В-1), а наискось. Это значит, что он прыгает через одну клетку так, что одна из клеток должна быть угловая, а другая неугловая (например, из А-1 в Б-3 или из В-2 в А-3). В ходе тренировки в правильных ходах шахматного коня учитель называет начальную клетку (из которой конь прыгает), а ученики – конечную клетку (в которую конь попадает за одни прыжок) или наоборот. Как показал опыт (в основном это относится к работе с первоклассниками) в целях экономии времени, поскольку работа с проверочным заданием должна уложиться в один урок, не надо пытаться тут же, в классе обучать ходу шахматного коня тех детей, которые не успевают освоить его сразу. Приходится мириться с тем, что небольшая часть детей не усвоила ход шахматного коня, и переходить к следующему этапу проверки. Далее учитель говорит о возможности придумать множество задач, зная ход шахматного коня и правило его перемещения. Самые простые задачи, состоят из двух ходов коня. Например, сначала конь стоял в клетке А-1 (это начальная клетка), потомпрыгнул в неизвестную нам клетку, а из этой клетки прыгнул в клетку А-3 (это конечная клетка). В условиях таких задач неизвестные клетки обозначаются вопросительнымзнаком, а прыжки – прямыми линиями между названиями клеток, например: А-1 –? – А-3. Таким образом, в двухходовой задаче нужно отгадать неизвестную промежуточную клетку, где конь находился после первого хода и откуда он может попасть в конечную клетку вторым ходом. В этой задаче такой клеткой может быть лишь клетка В-2. Используя ход шахматного коня, можно придумывать не только двухходовые, но и трехходовые и четырехходовые задачи, например, А-1 –? – А-2 или А-1 –? –? –? – В-3. К двухходовой задаче ответ записывают так: 2) В-1 (т.е. номер задачи указывает и название промежуточной неизвестной клетки). Аналогично записывают ответ к трехходовой задаче, например: 5) Б-3; В-1 и к четырехходовой задаче, например: 10) Б-3, В-1, А-2. После этого учитель раздает каждому ученику листы с 12 задачами, например: 1. А-1——? ——А-3. 2. А-2——? ——Б-3. 3. А-3——? ——В-3. 4. Б-3——? ——В-2. 5. В-3——? ——? ——В-2. 6. В-2——? ——? ——В-1. 7. В-1——? ——? ——Б-1. 8. Б-1——? ——? ——А-1. 9. А-1——? ——? ——? ——В-3. 10. А-2——? ——? ——? ——В-2. 11. А-3——? ——? ——? ——В-1. 12. Б-3——? ——? ——? ——Б-1.
Привлекая внимание детей к содержанию полученных задач, он поясняет, что с 1-й по 4-ю – двухходовые задачи, в ответе к ним нужно написать (на чистом листке с фамилией) название одной клетки; с 5-й по Смысл требования решать задачи, глядя только на игровое поле, размещенное на классной доске, ясен: если ребенок имеет поле перед собой (например, на парте), до которого он может дотронуться рукой или карандашом, то решение задачи значительно облегчается, поскольку можно рассчитывать варианты и планировать решение не в уме, а на бумаге с помощью карандаша. При решении же задач, глядя на поле, до которого нельзя дотронуться, ребенок вынужден все расчеты и примеривания делать в уме, во внутреннем плане. Следует отметить такой технический момент: имеет смысл предлагать классу не один вариант задач, а два или, лучше всего, четыре. Для этого в задачах достаточно варьировать лишь начальные клетки. Например (по отношению к приведенному выше варианту серии задач) это выглядит так:
1. А-2——? ——Б-3. 2. А-3——? ——В-3. 3. Б-3——? ——В-2 и т. д.
Третий вариант можно построить таким же образом по отношению ко второму варианту (т. е. делая 2-ю задачу 1-й, 3-ю задачу 2-й и т. д.), как строился второй вариант по отношению к первому. Чем больше вариантов задания из 12 задач будет в классе, тем более надежно можно будет установить уровень развития ВПД у каждого ученика класса конкретно. По трудности задачи этого проверочного задания делятся на три группы (по числу ходов в задаче), и поэтому возможны три степени успешности его выполнения: 1) ребенок может решить лишь двухходовые задачи, 2) двухходовые и трехходовые задачи, 3) все задачи.
|