![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы герметизации трубопроводов
Герметизация внутренней полости нефтепровода относится к подготовительным операциям, выполняемым для соблюдения требований техники безопасности и противопожарных норм при проведении монтажных работ. Одним из широко известных и до сих пор применяемых методов герметизации внутренней полости трубопровода является создание глиняной пробки. Глиняная пробка набивается для ограждения места ведения огневых работ от основной магистрали, заполненной взрывоопасными и горючими парами нефтепродукта. Необходимая длина пробки зависит от характера местности, качества глины, времени года, диаметра трубопровода и т.д., но должна составлять не менее двух диаметров трубы и гарантировать безопасность огневых работ, выполняемых вручную. Набивку и трамбование глиняной пробки обычно производят вручную. Глину предварительно тщательно перемешивают до густого тестообразного состояния. В зимнее время глину предварительно оттаивают и добавляют солидол для предотвращения смерзания. Затем глину набивают в полость труб через окна, которые вырезают одним из безогневых способов. Для герметизации внутренней полости трубопровода кроме глиняных пробок, создание которых является весьма трудоемкой и малопроизводительной операцией, применяют и другие способы, принцип действия которых основан на введении внутрь трубопровода различных шаров, пробок, скребков и иных механических разделителей, используемых при замене участков нефтепроводов в плановом порядке. Одним из таких способов перекрытия является установка резинового разделителя, выпускаемого американской фирмой International Pipeline Equpment. Перекрывающая пробка состоит из мягкого надувного цилиндра и металлической направляющей конструкции. В том месте, где должна быть установлена перекрывающая пробка, приваривают два патрубка с фланцами под утлом 90 ° к оси трубопровода и к ним монтируют запорную арматуру высокого давления. Арматура служит для пропуска улавливающих штифтов специальной конструкции, позволяющих закачивать через них жидкость в полость пробки под высоким давлением. Пробка вводится в трубопровод в ближайшей камере пуска скребков и течением перекачивающей жидкости перемещается к улавливающим штифтам. Конструкция направляющей головки пробки позволяет штифтам входить в контакт с пружинным клапаном, расположенным в ее металлической части. Жидкость насосами закачивается через штифты и пружинный клапан в надувную часть пробки, которая, расширяясь, герметично прижимается к стенкам трубопровода. Этот способ герметизации заслуживает особого внимания при плановых ремонтных работах с заменой участка, так как отпадает необходимость сброса большого количества перекачиваемого нефтепродукта, находящегося между перекрытыми задвижками. Американская фирма Regent Jack Mfg Co разработала способ и изготавливает оборудование для перекрытия сечения трубопровода путем обжатия (сплющивания) стенок трубы. Сплющивание производится прессом массой 630 т. Для восстановления сечения трубы губки пресса поворачивают на 90°, и пережатый участок выравнивается до первоначальной формы. Данное оборудование может быть использовано только на участках трубопроводов малых диаметров, изготовленных из наиболее вязких сталей и работающих под давлением до 1, 4 МПа. Необходимо отметить, что перечисленные способы перекрытия сечения трубопровода, разработанные за рубежом, на практике находят ограниченное применение из-за технических и организационных трудностей. Из отечественных механических перекрывающих устройств представляет интерес тампон-герметизатор (рис. 5.14), состоящий из двух одинаковых частей, соединенных между собой стыковочным узлом 10. Каждая часть включает манжету 7, катушку и уплотняющий элемент, состоящий из трубы 6 соответствующего диаметра, автомобильной резиновой камеры 4 и манжеты-покрышки 2, изготавливаемой на специальной пресс-форме. После опорожнения нефтепровода, вырезки дефектного участка, очистки концов труб от остатков нефти и парафина приступают к запасовке тампона-герметизатора. Обе части тампона запасовываются в открытые торцы нефтепровода таким образом, чтобы после монтажа, сварки катушки и пуска перекачки, перемещаясь с потоком нефти, эти части соединились в единое целое. С этой целью части тампона устанавливают в открытые торцы нефтепровода в следующем порядке (по ходу перекачки): вначале часть тампона со стыковочной осью, а в противоположном торце - часть тампона с раструбом-ловушкой. Перед установкой тампона-герметизатора в трубопровод из его уплотнительных элементов стравливают воздух до давления 0, 001-0, 005 МПа. После установки обеих частей тампона в трубопровод в уплотняющих элементах создается давление воздуха 0, 2- 0, 01 МПа. Проверяют герметичность уплотняющих элементов, после чего приступают к подгонке концов труб и врезке «катушки». После врезки «катушки» и вывода нефтепровода на режим тампон принимается в ближайшей по ходу перекачки нефти камере приема-пуска скребка.
Рис. 5.14. Тампон – герметизатор: 1-скоба; 2-манжета; 3-патрубок; 4-автомобильная резиновая камера; 5-скоба; 6-труба диаметром 219х8; 7-манжета; 8-серьга; 9-труба; 10-стыковочный узел.
Принцип работы тампона-герметизатора А.00.00 (рис. 5.15) заключается в следующем: при вращении спец.гайки (поз.4) по часовой стрелке происходит перемещение вдоль оси подвижного упора (поз.2), который толкает уплотняющие манжеты(поз.7; 8) на конус (поз.З) и разжимает манжеты вокруг внутренней стенки трубы, за счет чего происходит герметизация ремонтируемой части трубопровода. После завершения ремонтных работ тампон-герметизатор перемещается внутри трубопровода за счет энергии потока перекачиваемой среды. Рис. 5.15. Тампон-герметизатор А.00.00: 1- Корпус А.04.00; 2 - Упор подвижный А.02.00; 3 - Конус А.ОЗ.00; 4 - Специальная гайка А.01.00; 5 - ПроставкаА.05.00; 7, 8 - Уплотняющая манжета А.07; А.08; 9 - Направляющая манжета А.09; 10 - Диск АЛО; 11- Шплинт А.11; 12 - Гайка А.12; 13 - Разрушающаяся мембрана А. 13. В табл. 5.10-5.11. указаны технические характеристики тампона-герметизатора и манжет.
Таблица 5.10
|