Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для индивидуальных занятий⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. В этом особенно нуждаются дети расторможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией движений. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения. 1. Для развития произвольности: · «Да» и «нет» не говори» (занятие 14); · «Летает - не летает» (занятие 8); · «Съедобное-несъедобное» (занятие 13); · «Запретное движение» (занятие 3); · «Запретное слово»: ребенок вслед за психологом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши; · «Раз-два-три - говори!» (занятие 2); · «Море волнуется» (занятие 10). 2. Для развития внимания и памяти: · «Что исчезло?»: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»; · «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами; · «Внимание - рисуй!»: психолог показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок (см.: Никитин Б. Развивающие игры. — М,, 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти; · «Слушай хлопки»: психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка); · «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»; · «Запомни и повтори движения»: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения; · работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др. 3. Для развития моторики и координации движений: · «Бирюльки»: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные; · «Насос и мяч» ( занятие 4); · «Я кубик несу и не уроню» (занятие 3); · «Клоуны» (занятие 4); · «Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны; · «Перекрестные хлопки»: психолог и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки; · «Робот»: психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»; · любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения. 4. Для преодоления застенчивости: · «Незнайка»: ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задаст психолог, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю...»; · «Зайка испугался»: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики; · «Злой волк»: ребенок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка; · «Петушки»: ребенок при помощи пантомимики изображает храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, веселого петушка; · «Вкусная конфета»: ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает/берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие. 5. Для активизации подкорковых структур мозга: а) дыхательные упражнения: — дыхание с задержкой на вдохе/выдохе - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы; — ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»; — ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе -постепенно опускает вниз и свистит; — ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик. б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса: — «Снеговик»: ребенку предлагают представить себя только Что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды; — «Дерево»: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. — «Семечко» прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают; — «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук; — «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе. в) упражнения на пространственную ориентацию: — ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.; — ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо; — «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Александрова Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учеб-но-метод. пособие. Ч. 1. — М., 2001. Брязгунов ИЛ., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М., 2001. Выгодская И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984.
Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. — М., 1999. Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивостью и дефицитом внимания. — Катаева Л.И, Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М., 2004. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль, 1997. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с Романов АА. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. — Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. —ML, 1994. Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. —- М., 1995. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим
|