Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение линейной последовательности предметного ряда.
15. Игра «Прогулка в парк» Цель. Упражнять учащихся в воспроизведении последовательного ряда предметов. Условия игры. Дети сидят за партами. Логопед раздает им по 4—6 цветных.брусков (из детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен вход в парк (см. рис. 9). Примерное речевое сопровождение игровой ситуации: Логопед. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней — синяя. В конце дорожки — красная. Таким образом, дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении. Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево.
16. Игра «Где меня найти?» Цель. Упражнять учащихся в нахождении одного предмета в ряду однородных. Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д. Один из учеников — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли «нашли» его. Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей.
17. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх (см. рис. 10); б) спинкой вниз (см. рис. 10).
Рис. 10
18. Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А - рис. 11) (вариант Б - рис. 12). Рис. 11 Рис.12
19. Определить, след правой или левой ноги отпечатался на песке (рис. 13).
20. Как определяют правый и левый берег реки?
21. Определить на рис. 14 «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках? Рис. 14
22. Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.). Проводится следующим образом: а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов); б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность; в) образец закрывается; г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала; д) повторная демонстрация образца; е) проверка правильности выполнения - в различных вариантах контроля. Протяженность ряда постепенно растет - по мере тренировки детей (пример — см. рис. 15). Рис. 15 23. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 а) Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо). б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
24. Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.
25. «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.
26. «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.
27. «Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9. Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».
28. Графическое воспроизведение направлений Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.
29. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях, что и в предыдущем задании. «Прочитать» направления.
30. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом). Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»:
от первой точки - снизу от второй «сверху от третьей «слева от четвертой «справа
31. Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 - вниз 2 - вправо 3 - вверх 4 - влево
32. На двух строчках отметить по 8 точек. а) Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
б) В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. в) Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. г) В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз. д) В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
33. «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.
§3. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса. Сутки (четыре времени суток) 1. Как называется прием пищи в разное время суток?
2. Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток. УТРО
3. Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.
4. Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» - «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку.» и т.п. Неделя
5. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели:
(вчера, завтра, позавчера, послезавтра)
6. В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»: «... поучусь, а... погуляю» - говорит ленивый. «... погуляю, а... поучусь» - говорит прилежный.
7. Прослушать диалог М. Малишевского и вставить недостающие слова. НОЧЬ И ДЕНЬ - Как тебя сегодня зовут, Ночь? — спросил День. - Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь. - А как будут звать завтра? - Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь. - А как звали тебя вчера? - Тоже Ночь. - А меня сегодня зовут Вторник,... будут звать Среда, а... звали Понедельником, — сказал День.
8. Запомнить по порядку названия дней недели. - О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?
|