Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование звуков. ● Прослушать стихотворение е
● Прослушать стихотворение Е. Измайлова КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ Палочки, крючочки, закорючки, точки бегали толпою и поодиночке. Ссорились, мирились, прыгали без дела, наконец, без дела жить им надоело. И сказал им кто-то умный и серьёзный: - Взяться за работу никогда не поздно. Слышим мы повсюду много разных звуков, но для них покуда нету знаков - букв. - Эй, крючки и точки, черточки, кружочки! Собирайтесь вместе, становитесь в строчки и шагайте слаженно по листу бумажному! Черточки послушались, прекратили драки, превратились в нужные правильные знаки. Стали всем понятными буквами печатными и тогда вприпрыжку прибежали в книжку!
• Покажите букву, которая стала обозначать звук А, Ш, и др. - А это что за буква? (Выборочно — по кассе букв.) - Найдите букву, которая «рычит». Ту, которая «жужжит», «звенит», «фыркает», «храпит», «царапает», «щекочет», «свистит», «шипит», «мычит» и т.д.
• Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А.Шибаева. АЗБУКА ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ
На арене А стоит- Буква У— два длинных ушка. начинает алфавит З — простая завитушка.
Букву П в спортивном зале Р — согнула ручку: перекладиной назвали С кем пройтись под ручку?
Г узнаешь без труда: Буква Х все ходит, ходит - очень горбится всегда. место, что ли не находит?
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком
Мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно А упрямый твёрдый знак кепку носит только так! (А. Шибаев.)
§3. ЗВУКОВОЙ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ)АНАЛИЗ СЛОВ Простые формы звукового анализа I. Гласные звуки После предварительных артикуляционных упражнений перед зеркалом закрепляется артикуляция гласных звуков.
В результате тренировок дети должны научиться удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет (до 3, до 5) и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции. 1. Узнавание гласного звука (на слух) В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком +, если нет - карточки со знаком -: а) после хорового повтора серии звуков; б) без повторного проговаривания: уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уао и т.д. В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки [+] или \-\, определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся. Примерный список слов для устных упражнений: а) начальный гласный в ударной позиции: окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот; б) начальный гласный в безударной позиции: аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен-, учеба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение. В середине слова. Определить наличие гласного звука: О А Ы У
2. Вычленение гласного звука (на слух) Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку: уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ и т.д. Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком: ул - ус - ук ар - аш - ан ил - ит - ис па - ка - на то - со - ло ру - ну - ту ом - он - ор ах - ал - ас эх - эк - эт ха - ра - ва ты - мы - лы ти - ки - ни
Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву: искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот. Из слова (гласный в середине слова, под ударением}: пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.
II. Согласные звуки Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок): п - сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется; м - сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем — запотеет). Звук можно тянуть; ф - нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель.) Звук можно тянуть; г - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду. Звук не тянется; н - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.
1. Узнавание согласного звука (на слух) Начального звука в слове: поднять знак [+] или /-/: м - парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество; п - крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал; ф - груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук; н - ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, березы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток; т - кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, тайга;
Последнего согласного в слове: ф — трудный, крепость, шкаф, торф, шахта шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета; т — кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт; к — дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.
Согласного в середине слова: п — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал: м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел; ф — корка, кофта; зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т.д. Отобрать картинки, в названиях которых содержится определенный согласный звук: а) в начале слова; б) в любой позиции. Выборочный диктант слов. а) устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее). б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).
2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции а) Из серии слогов: то-та-ту на-ну-но са-со-су оп-ап-уп ас-ос-ис ум-ам-ем и т.д. б) Из слова (в начальной позиции). Беседа по тексту стихотворения: - Вот сколько на «к» я сумею сказать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать, корова, квартира, картина, ковёр, кладовка, калитка, комод, коридор... - Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на «т» ты сумеешь назвать? - Топор, табуретка, тарелка и ложка... - Ты, кажется, что-то напутал немножко. - Ну, ладно, я больше сбиваться не буду. Послушай, на «с» назову я посуду: стакан, сковородка, солонка и... кошка. - А кошка откуда? - Залезла в окошко! Спроси лучше кошку — откуда пришла и вся ли посуда на кухне цела... (Л. Куклин.) Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук. в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например: Кто? Что сделал? Кому? Что? Папа принёс Пете пастилу. Соня связала сестре свитер.
3. Вычленение последнего согласного слове Назвать последний согласный: куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.
Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение: ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.
Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...): самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-...
Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: мост — телефон — носки — иголка — автобус...
Сложные формы звукового анализа Тема. Звуковой анализ односложных слов. Цель. Упражнение в определении количества и последовательности звуков в слове. Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки: 1) Девочка уронила чашку и ахнула. 2) Мальчик ушиб колено - и охнул; «услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!» Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой |0< И и составим слово из разрезной азбуки. (То же — со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова). НАОБОРОТ Слово ОХ и слово АХ заблудились в трёх соснах. И сказало ОХ со вздохом: - Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово АХ: - Ах, как страшно в трёх соснах! И заохали, и заахали, и зажмурились и заплакали: - Ох-ох! Ах-ах! Что за ужас! Что за страх! Прибежало слово ЭЙ! Закричало слово Эй! - Эй, друзья, повеселей! Эй, ребята, посмелей! С плачем дело не пойдет! Надо бы наоборот: Коль беда случилась с вами, станьте бодрыми словами! Переставьте буквы – улыбнётесь вдруг вы! Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается стихотворение. И сказало ОХ: «Хо-хо! В самом деле, как легко! И сказало Ах: «Ха-ха! В самом деле, чепуха! Заблудиться в трех соснах Можно только лишь со сна!» И по лесу далеко побежало: «Хо-хо-хо!» А потом издалека доносилось: «Ха-ха-ха!» И когда их голос стих, тут окончился мой стих. Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах.
2. Расставить по местам перепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов. ЕРАЛАШ Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот. В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Это что за ералаш? Заточите карандаш. Я приказываю вам Всех расставить По местам!
3. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь полученных слов. «8: О» Если штангой сделать эМ, Если штангой сделать эЛ, И забить в ворота Е – будет МЕЛ.
Если О забить, как гол, Будет МОЛ. У забьём: вратарь уснул! Будет - МУЛ. И - МИЛ, Ы - МЫЛ, А - МАЛ, Я - МЯЛ, Ё - МЁЛ, Восемь — ноль! (И. Токмакова.)
4. Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом. Образец: дом—дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым. Сон, бак, сок, пил, вал, мел.
5. Из данных ниже слов получить другие путем замены а) начальной согласной буквы: ком, день, педаль, макет точка, балка, лук, лак б) конечной согласной буквы: сыр, сон, кот сук, мак, стоп Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом.
Вставить стр. 119
8. Тема: «Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась». Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа. Ход занятия Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и исправить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу. БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась: заскочила в чей-то дом и - хозяйничает в нём! Но едва туда вошла буква-озорница, очень странные дела начали твориться... Закричал охотник: - «Ой! Двери гонятся за мной!» Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зелёный лук с длинными усами!.. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки, на головах у нас - щенки. Синеет море перед нами, летают майки над волнами.
Стр.122-123
• запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например: двери —...? лук —...? будка -...?
9. Дать ответ на «Загадку». Они, как я заметила, везде и всюду есть: в руке их только четверо, зато в кармане — шесть. Я шесть их вижу в радуге и, если сосчитать, то сразу сами скажете, что их в арбузе — пять! (Н. Разговоров.) Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз.
|