Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст и роли в семье






14. Сопоставить понятия:

дед - отец — сын —брат,

бабушка — мать — дочь — сестра.

Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится):

Дед — отец отца (или матери) Бабушка —...

Отец — сын деда Мать —...

Петя — сын отца, Катя -...

внук деда,

брат Кати

 

15. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше. младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.

 

16. Запомнить данную ниже схему состава семьи (рис. 17).

Рис. 17

 

17. Составить схему состава собственной семьи. Объяснить устно, кем ты приходишься каждому члену семьи.

 

18. Объяснить смысл пословицы.

«Ноябрь - сентябрю внук,

октябрю - сын,

зиме - родной батюшка».

Начертить схему, отражающую эти отношения.

 

19. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются логопедом в соответствии с возможностями детей). Образец — см. серию рис. 18.

Рис. 18 (а)

 

Рис. 18 (6)

 

20. Наблюдение последовательности каких-либо явлений и реальных действий, описание этих явлений или воспроизведение действий.

 

21. Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. рядах, диктуемых логопедом с намеренной перестановкой либо пропуском. (Материал подбирается логопедом.)

 

22. Повторить отраженно и записать под диктовку серии из 2-5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания серии).

В дальнейшем навык определения временной последо­вательности звуковых комплексов у детей будет развиваться и закрепляться в заданиях по звуковому анализу слов (см. главу III).

 

Глава III

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

§1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

1) развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);

2) развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления — способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кине­стезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (П, М, Н, ф. Т, К...). Перечень таких согласных может быть расширен логопедом с учетом состояния звукопроизношения учеников в каждой учебной группе. На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы, достаточно фиксировать внимание детей на наиболее выразительных, характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, а при необходимости - и акцентированное произ­несение искомого звука. В дальнейшем эти операции звукового анализа выполняются при обычном произнесении слов, а затем переводятся во внутренний план, т.е. выполняются молча.

В основу формирования действия звукового анализа слов мы положили позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд. Наглядно-чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно-ручной и слухо-произносительной координации, ибо позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова.

Работая с группой учеников, логопед имеет возможность наблюдать затруднения каждого ребенка в том или ином звене операции анализа и соответственно обеспечить тренировку каждого ученика в оптимальном для него режиме. Ученик получает возможность в ходе неоднократных попыток вполне уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при обычных письменных работах, когда ученик получает только через день-два свою тетрадь с исправлениями учителя. Обучающая ценность обнаружения ошибки в последнем случае близка к нулю.

Следует иметь в виду, что предлагаемый нами путь формирования действия звукового анализа слова требует от педагога большого терпения, а поначалу и много времени. Каждое задание должно быть доведено до успешного завершения каждым учеником. Сначала дети работают в медленном темпе по команде логопеда: ставят палец под цифрой 1 и вслух произносят 1-ый звук слова; затем одновременно передвигают палец под цифру 2 и называют 2-ой звук и т.д. Цифра, соответствующая последнему звуку слова, выдвигается из ряда вверх. В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика — терпение всех окупится в дальнейшем качеством письма.

Позже эти задания будут выполняться без общих команд — каждым учеником в своем темпе, а далее - бегло. При этом громкое проговаривание постепенно заменяется шепотным и переходит во внутренний план: ученики молча анализируют и выдвигают нужные цифры, обозначающие общее количество звуков в слове либо место в нем конкретного заданного звука.

Для того, чтобы избежать попыток отстающих учеников ме­ханически копировать ответы товарищей, каждый ученик, правильно выполнивший подсчет, по утвердительному молчаливому знаку логопеда (чтобы не помешать работающим ученикам) возвращает выдвинутые цифры в ряд. Ребенок, давший неправильный результат, вслух проводит анализ слова, задача остальных — определить) причину его ошибки (например, «пропустил слог» и т.п.). Такая форма коллективной работы учит детей уважительно относиться к товарищу и оказывать необходимую помощь.

Подобный тренинг младших школьников есть, в некотором) смысле, тренинг «атлетический», обеспечивающий «запас прочности» в усвоении навыка звукового анализа слов. Это происходит по следующей причине: при обычной записи уже написанная часть слова становится наглядной опорой, «вехой», облегчая дальнейший анализ слова. В работе с цифровым рядом такая «подсказка» отсутствует: и проанализированную, и подлежащую анализу части слова ребенок должен удерживать в оперативной памяти без буквенных опор — по представлению. Логопед учитывает возможности детей и направляет рост объема оперативной памяти каждого.

Задания для тренировки в позиционном анализе звуков в составе слов органично сочетаются с упражнениями в дифференциации сходных фонем, т.е. с развитием фонематического восприятия. Например, при дифференциации Д - Т в слове, содержащем оба звука, дети должны выделить на слух глухой согласный, выдвинув соответствующие цифры:

Диктуется слово «о т о д в и н у т ь»

2 9

1 3 4 5 6 7 8

Вся система работы по дифференциации смешиваемых звуков в целом схематично представлена нами в таблице № 4, где «подвижная» колонка «Речевой материал» мысленно должна перемещаться сверху вниз. Каждая ее ступень «пропускается», с одной стороны, через все виды речевой деятельности, а с другой стороны, последовательно проходит через все типы упражнений (от ознакомительных — до контрольных). При этом принцип постепенного возрастания сложности относится в равной мере к каждому компоненту системы в каждом его звене. По предлагаемой схеме в любой момент коррекционного обучения логопед сумеет определить «на каком отрезке маршрута» находится каждый конкретный ученик или учебная группа, и какая работа им еще предстоит.

Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте - на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следует проводить в полном объеме - в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Ниже мы предлагаем основные варианты слоговых таблиц с тем, чтобы в соответствующем разделе не повторять единообразный материал при рассмотрении каждой пары смешиваемых букв.

Варианты слоговых таблиц
1. ша - са 2. са - ша 3. ша - са - ша
шо - со со - шо шо - со - шо
шу - су су - шу шу - су - шу
ши - сы   сы - ши ши - сы - ши
4. са - ша – са 5. аш - ас 6. ас - аш
со - шо – шо ош - ос ос - ош
су - шу – су уш - ус ус - уш
сы - ши – сы иш - ис ис - иш
7. аша - аса 8. аса - аша 9. ста - шта
оша - оса оса - оша сто - што
уша - уса уса - уша сту - шту
иша - иса иса - иша сты - шты
10. шва - сва 11.сла - шла 12. шка - ска
шво - сво сло - шло шко - ско
шву - сву слу - шлу шку - ску
швы - свы слы - шлы шки - ски
13. шас     14. саш 15. аш-ся - не сдашься
шос     сош ош-ся - добьёшься
шус     суш иш-ся - гордишься
шис     сеш еш-ся - наешься

 

Работа со слогами предполагает следующие упражнения:

• восприятие на слух;

• отраженное воспроизведение;

• чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку;

• запись слогов под диктовку.

Примечание: при составлении слоговых таблиц следует учитывать особенности конкретных звуков. Так, для звонких согласных исключаются обратные слоги (типа аж).

Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом — по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей.

Необходимым условием успешной дифференциации смеши­ваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии.

Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных Д — Т и Д' — Т'.

Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать дви­гательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма - что помечено в конкретных упражнениях).

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грам­матического строя речи.

 

§2. ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Тема занятия: Органы речи.

Оборудование: графическое изображение или муляж органов речи.

План занятия

1) Сравнение неречевых и речевых звуков.

2) Знакомство со строением речевого аппарата.

3) Наблюдение за деятельностью речевого аппарата.

4) Закрепление темы (тренировка детей).

Примерное содержание беседы

Логопед. Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Прислушайтесь: шум улицы, постукивание указки, шорох бумаги... (дети могут продолжить перечисление). И для сравнения: «а-а-а, ш-ш-ш...» Это звуки разного происхождения, разного качества. Одни звуки исходят от действий с различными предметами, а другие мы издаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы. Речь необходима людям, чтобы общаться в быту и труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. (А кто передает вам свои знания и опыт?) Представьте на минуту, что вы по какой-то причине не можете говорить - и вы поймете всю трудность своего положения.

Что же это за органы, которые создают речь? Попробуйте сами назвать их. (Ответы учеников.) Логопед дополняет и систематизирует эти сведения.

— Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается, она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания (рассматривают изображение речевого аппарата в разрезе), повторяют названия органов артикуляции. Отмечают, что в образовании звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы и даже полость носа. Попробуйте произнести звуки М и Н, зажав нос, — не получится.

— Теперь приблизьте тыльную сторону кисти руки к губам и произнесите любой звук: о-о-о или ш-ш-ш. Вы ощутите воздух, который выдыхают легкие. По пути движения - в гортани - выдыхаемая воздушная струя заставляет дрожать голосовые складки, если они сомкнуты — здесь рождается голос. (Проверяют вибрацию голосовых складок, прикладывая легко пальцы к своей гортани. (Для лучшего запоминания сравнить со струнами гитары: в покое струны молчат, а колеблясь (дрожа) - издают звук.)

Предположим, что все перечисленные органы действуют хорошо. Но говорить-то надо не случайный набор звуков, а разумные речи. Вспомним пословицы: «Сначала подумай, потом говори» или «Говори с умом». Значит, руководит органами речи наш мозг.

Итак, назовем повторно все органы, которые участвуют в речи, и не забудем указать, что для нормального развития речи необходим человеку слух, т.к. нельзя научиться речи, не слыша.

Продолжается работа по схеме «Строение речевого аппарата» (см.с.104).

 

Тема занятия: Образование звуков речи

1) Повторение предыдущей темы.

2) Наблюдение за работой органов речи:

а) образование гласных первого ряда;

б) образование согласных (на сохранных звуках).

3) Заполнение таблицы.

Примерное содержание беседы

Логопед. Как автомобиль работает на горючем, так вся наша речь, все звуки строятся на выдохе. От того, встречает ли выдыхаемая воздушная струя на своем пути преграду, зависит, какие звуки будут произнесены: гласные или согласные. Преграда создается преднамеренно - различными изменениями положения языка, губ и других органов — поэтому так много звуков в нашем языке.

Гласные звуки (а, о, э, у, ы, и) произносятся без преград для выдыхаемой струи воздуха. Различия этих гласных объясняются, в основном, разной степенью раскрывания рта и изменением положения губ. Так, гласный А — самый «широкий»: между верхними и нижними резцами могут войти два пальца, поставленные на ребро. Губы при этом спокойны, не напряжены и не округлены. (Дети по показу и словесной инструкции воспроизводят гласный А — с голосом и беззвучно, наблюдая артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал.)

Далее логопед демонстрирует последовательную трансформацию гласных: А-вО.О-вЭи т.д. Дети упражняются в такой «трансформации гласных». Протяжно произносим А-А-А-А-А и одновременно наполовину (до одного пальца между резцами) сокращаем раствор рта и округляем губы — отчетливо слышим превращение А — в О.

Усвоив артикуляцию гласного О, продолжаем превращения гласных: при растворе рта на один палец, не меняя положения нижней челюсти, растягиваем губы в стороны (протяжно произносимый гласный О превратился в Э. (Дети упражняются в усвоении гласных артикулом. Дозировка материала для одного занятия зависит от возможностей артикуляционной моторики детей конкретной группы.)

По аналогии образуем звук Ы-Ы-Ы, затем медленно вытягиваем губы в трубочку - услышим гласный У-У-У.

Таким образом, дети осваивают артикуляцию гласных 1-го ряда, наблюдая отсутствие преграды в ротовой полости для выдыхаемого воздуха и осязая рукой вибрацию голосовых складок. Логопед разъясняет детям термин «гласные» — «голосные» звуки, т.е. состоят из чистого голоса, без примеси шума.

Для объяснения принципа образования согласных звуков логопед проводит небольшой «опыт»: «Я собираюсь разрезать сложенный пополам лист бумаги специальным пластмассовым ножом. Говоря иначе, нож на своем пути встречает преграду. Если нож бездействует - тишина. Если нож разрывает преграду - шум. Сравним эти наблюдения с произнесением согласных: если выдыхаемый воздух встречает преграду и «прорывает» ее - получаем шум. Но это шум, создаваемый органами речи, и потому — это звук речи. Понаблюдаем за образованием согласного П. Если просто сомкнуть губы и не разрушать этой преграды, то выдыхаемый воздух «молча» уйдет через нос, т.е. если не «прорвана» преграда, то нет шума и нет звука. Если же воздух пройдет, разомкнув губы, услышим звук П-П-П — он состоит из шума (голосовые складки не дрожат, т.е. не «дают» голоса). Если же мы «включим голос» в момент произнесения глухого согласного П, то услышим звонкий согласный 6, который состоит из шума и голоса (проверить рукой вибрацию голосовых складок).

Все три варианта образования звуков (голосом, шумом, голосом и шумом одновременно) указаны в таблице № 5. В дальнейшем дети под руководством логопеда постепенно заполняют эту таблицу (расставляют карточки с буквами в соответствующие рубрики), основываясь на наблюдениях и собственных ощущениях.

Таблица № 5


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал