Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования по обеспечению пожарной безопасности вагонов пассажирских поездов различных типов при подготовке вагонов в рейс и в пути следования
2.3.1 Требования по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс. 2.3.1.1 Учитывая, что одной из основных причин возникновения пожаров является неисправность электрооборудования, все электроустановки вагона должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, которые могут привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны и иметь клейма, с указанием номинального тока вставки, отвечающего номинальным значениям защищаемой цепи. Клеймо на плавкой вставке ставится заводом-изготовителем. Аппараты защиты должны быть в работоспособном состоянии. 2.3.1.2 Руководители структурных подразделений филиалов АО «ФПК», их заместители (главные инженеры) обязаны не допускать отправку в рейс пассажирских вагонов с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также не имеющих полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправной установкой пожарной сигнализации и пожаротушения и с неисправными аварийными выходами. 2.3.1.3 При приемке состава поезда постоянно действующей комиссией, до его отправления в соответствии с Руководством по техническому обслуживанию и текущему ремонту № 023 ПКБ ЦЛ-2010 РЭ ответственными и контролирующими лицами производится проверка качества подготовки вагонов в рейс. При этом проверяются: 1) аппараты пультов управления электрооборудованием; 2) потребители электроэнергии; 3) выключатели и светильники; 4) ограждения (кожухи) электрических печей отопления и их заземляющие устройства; 5) уплотнения в подвагонных ящиках с электроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционного канала (сечение вентиляционных каналов и вентиляционных отверстий не должно быть уменьшено, в том числе за счет обледенения; 6) аппаратура в подвагонных ящиках и аккумуляторные батареи; 7) автономные установки пожаротушения; 8) внутри поездная связь (проводник - начальник поезда - машинист локомотива), радиосвязь поездного пункта радиовещания и состояние установки пожарной сигнализации (далее − УПС), установки водяного пожаротушения (далее − УВПТ); автоматическая установка пожаротушения (далее – АУПТ); 9) наличие и исправное состояние знаков пожарной безопасности, визуальной информации о месте нахождения эвакуационных, аварийных выходов; 10) наличие в кладовых помещениях вагона норм хранения веществ и материалов, утвержденных начальником ЛВЧД, ЛВЧ приписки вагона, а так же соблюдение данных норм. 2.3.1.4 В пультах управления электрооборудованием вагонов в доступных местах (кроме опломбированных) осматривают состояние контактных соединений, жгутов с проводами и выводов электрических аппаратов, при этом проверяют: 1) соответствие плавких вставок предохранителей номинальному току защищаемой цепи, оговоренному в технической документации или в электрической схеме вагона; 2) работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей; 3) состояние пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторов и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными. Они должны быть заменены на исправные, или проверены на соответствующих стендах и затем опломбированы; 4) наличие самосрабатывающих огнетушителей (далее – ОСП) в электрошкафах и ящиках аккумуляторных батарей, отметки на колбе ОСП о дате проведения технического обслуживания и срока годности. 2.3.1.5 В случае обнаружения в пультах управления электрооборудованием вагонов слабо затянутых или имеющих повышенный нагрев контактов, надрывов изоляции и обрыва проводов электрических аппаратов, а также при обнаружении методом выборочного контроля несоответствия номиналу плавких вставок предохранителей, производится повторное техническое обслуживание всего внутреннего оборудования вагона. 2.3.1.6 Оценка состояния изоляции производится по индикаторам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона (далее − СЗК), находящимся на пульте управления электрооборудованием вагонов. При исправной изоляции должен наблюдаться одинаковый накал (свечение) нитей обеих сигнальных ламп или светодиодов. Неодинаковое свечение ламп или светодиодов свидетельствует о неисправной изоляции электрических цепей вагона. В вагонах с иной конструкцией СЗК, информация о состоянии изоляции отображается на дисплей пульта управления электрооборудованием вагона в цифровом виде. Вагоны с неисправной изоляцией электрических цепей отправлять в рейс запрещается. 2.3.1.7 Работоспособность потребителей электроэнергии проверяется путем включения и отключения их с пульта управления. При этом проверяется исправность переключателей и тумблеров, а также контролируется по амперметру потребляемый ток и по СЗК состояние изоляции. 2.3.1.8 Проверяются межвагонные электрические соединения. Запрещается оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки. В отопительный период времени высоковольтная магистраль отопления между вагонами и локомотивом должна быть соединена в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию оборудования вагонов. 2.3.1.9 Осматриваются электрические печи отопления и электрокалориферы. Кожухи электропечей и электрокалориферов должны быть надежно закреплены и заземлены. 2.3.1.10 Осматриваются отопительные установки, кипятильники, кухонные плиты. 2.3.1.11 Осматриваются вентиляционные каналы, надпотолочное пространство тамбуров, проверяется степень очистки от пыли, отсутствие горючих материалов и мусора. В доступных местах осматриваются противопожарные разделки. Проверяется состояние топок, запорных механизмов дверок, по возможности колосниковых решеток, вытяжных труб, флюгарок и наличие пламяотражателей. 2.3.1.12 Проверяется отсутствие посторонних предметов в помещениях вагона, котельном отделении, в районе печи для приготовления пищи, нише для установки кипятильника, около кухонной плиты вагона-ресторана, в шкафах с электрооборудованием. 2.3.1.13 Проверяется работа вытяжной вентиляции над кухонными плитами, работающими на жидком и газовом топливе. Проверяется автоматика закрытия кранов подачи топлива при обрыве пламени горелки. 2.3.1.14 В вагоне-электростанции проверяется порядок хранения горюче-смазочных материалов, обтирочного материала и состояние противопожарного инвентаря. 2.3.1.15 Поездную бригаду выборочно проверяют на предмет знания настоящей Инструкции, а также раздела X Приложения № 7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 (далее – ПТЭ) в части подачи звуковых сигналов при пожаре. 2.3.2 Требования по обеспечению пожарной безопасности вагонов пассажирских поездов в пути следования. 2.3.2.1 В пути следования запрещается: 1) включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра; 2) отключать от сети электроснабжения УПС, АУПТ и УВПТ; 3) заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной электросхемой вагона; 4) заменять сработавшие предохранители на предохранители не соответствующие установленному номиналу для данной цепи; 5) включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона; 6) хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона; 7) вскрывать кожух, ремонтировать или регулировать электромеханический регулятор напряжения генератора на ходу поезда; 8) допускать эксплуатацию вагона с утечкой тока на корпус вагона; 9) включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями приборов (вольтметра, амперметра, СКЗ); 10) включать электрокалориферы при не работающей вентиляции; 11) оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки; 12) эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку неустановленным способом; 13) сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах. 14) эксплуатировать кухонную плиту на жидком топливе в вагоне-ресторане при наличии: течи в топливопроводе; трещин в топливном баке; неисправностях или отсутствии противопожарных фильтров в расходном или основном топливных баках; трещин и отколов на жарочной поверхности, колосниковых решетках и конфорках; неисправностей в регуляторах и заслонках дымоходов, духовок в плитах и водонагревателях, в горелках; 15) эксплуатировать газовые плиты в кухнях вагонов-ресторанов, не оборудованных газоанализаторами; 16) эксплуатировать кухонную плиту при отсутствии на вытяжных зонтах жировых фильтров; 17) применять для растопки котлов, кипятильников, плит, печей легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон; 18) хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы; 19) топить котел и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгарок или с наращенными трубами; при отсутствии пламяотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки; 20) выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, пунктах формирования и оборота; 21) оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы. 22) оставлять без надзора действующие отопительные приборы, плиты и печи. 23) применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона; 24) отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы; 25) применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы без колбы и т.п.); 26) курить в вагоне при формировании, в пути следования и пункте оборота пассажирского поезда; 27) закрывать переходные тамбурные двери на внутренний замок в пути следования и при отстое в пунктах формирования и оборота; 28) загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры); 29) промывать бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями кузова и агрегаты вагона-электростанции; 30) ремонтировать электрооборудование при движении вагона, при работающих дизель-генераторах и необесточенных цепях; 31) допускать к посадке пассажиров с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 2.3.2.2 При обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона проводник обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, вызвать поездного электромеханика и начальника поезда. 2.3.2.3 При необходимости ремонта электрооборудования пультов управления проводники вагонов, работники, перечисленные в п. 1.6 настоящей Инструкции, должны сообщить об этом электромеханику и начальнику поезда для совместного принятия мер по восстановлению работоспособности электрооборудования. 2.3.2.4 При срабатывании предохранителя генератора или аккумуляторной батареи при движении поезда, поездной электромеханик на ближайшем ПТО проверяет состояние их цепей. Заменяет плавкую вставку предохранителя типовой и контролирует работу всего электрооборудования вагона во время движения поезда при скорости свыше 40 км/ч. В случае обнаружения не устранимых в рейсе отказов в цепях генератора и батареи, а также повторного срабатывания предохранителей, потребители электроэнергии переключаются на электроснабжение от исправного вагона. При переходе на электроснабжение вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона электромеханик обязан сначала убедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели соответственно «Подача в магистраль» и «Прием из магистрали». После этого, в течение не менее 15 мин осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов. Перевод цепей потребителей электроэнергии аварийного вагона на питание от другого вагона оформляют актом формы ФМУ-73 за подписями начальника поезда, поездного электромеханика, проводников вагонов и работников, перечисленных в п. 1.6, аварийного и исправного вагонов. 2.3.2.5 ЛНП транслирует по отправлению поезда из пункта формирования и оборота, а в дальнейшем по расписанию, радиопередачу «Информация для пассажиров», включающую «Правила соблюдения мер пожарной безопасности в поезде». Один раз в сутки контролирует выполнение пожарной безопасности бригадой, обслуживающей поезд, и пассажирами с отметкой в бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4. При нарушении требований пожарной безопасности: пассажирами – начальник поезда принимает меры к пресечению нарушений, составляет на нарушителей информационный лист и вызывает сотрудников полиции для привлечения виновных к административной ответственности; работниками поездной бригады – начальник поезда принимает меры к пресечению нарушений и по прибытию в пункт формирования подаёт рапорт руководителю структурного подразделения формирования поезда для привлечения виновных к дисциплинарной ответственности; поездными работниками сторонних организаций – начальник поезда принимает меры к пресечению нарушений и по прибытию в пункт формирования подаёт рапорт руководителю структурного подразделения формирования поезда для наложения штрафных санкций на аутсорсинговую компанию, чьи работники допустили нарушение. 2.3.2.6 Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами. Не допускать использование ими открытого огня, включения электроприборов, не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в вагонах, контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации. 2.3.2.7 При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей, безопасности движения, проводник обязан немедленно остановить поезд стоп-краном, по имеющейся в вагоне связи вызвать поездного электромеханика и начальника поезда. 2.3.2.8 При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: 1) загромождать эвакуационные пути, эвакуационные выходы (коридоры, тамбуры, марши лестниц, двери), аварийные выходы различными материалами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов; 2) фиксировать самозакрывающиеся двери, коридоров, тамбуров в открытом положении, а также снимать их; 3) заменять стеклопакеты (аварийных окон, дверей на путях эвакуации при их повреждении) на стеклопакеты с несоответствующими техническим условиям характеристиками. 2.3.2.9. Состав поезда из двухэтажных вагонов должен формироваться с учетом расположения эвакуационных выходов, по схеме: в первом вагоне тамбур с головы поезда, в последнем вагоне тамбур с хвоста поезда.
|