Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологические теории глобализации в западной социологии: У. Бэк, М. Кастельс, Э. Гидденс, Р. Робертсон⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Постмодерн - ключевое понятие, содержащее радикальную диагностику времени и центрировавшее дискуссии по основным вопросам социогуманитарного знания в 80е, в 90е на подобный статус по праву претендует глобализация - термин используется для обозначения различных и не всегда связанных явлений. О глобализации заговорили в 1970-80, стала актуальна (ускорилась) в 90е (распад СССР). От лат. Global - шар - состояние, процесс, происходящий в обществе кон. 20-нач21в. Глобализм выдвинут в качестве главного термина для описания процессов современности. Вопрос что происходит с обществом породил множество теорий глобализации. Тезис глобализма существует в 2 вариантах: 1 в теориях современности как позднего модерна, развиваемых нормальной социологией, и 2 в теориях постмодерна. Для теорий позднего модерна глобализм - повсеместная реализация социальных принципов, заложенных в обществах модерна, в культуре эпохи Просвещения, процесс унификации территорий и взаимодействий, современность - зрелый модерн, не лишенный фрагментирующих его тенденций. Для постмодернистских теорий современность - конец модерна, эпистемологии и социального порядка модерна, оформление сетевых коммуникативных систем, на основе которых оформляются глобальные системы взаимодействия - становятся предметом социологического анализа. Становление обществ модерна и процесс глобализации изначально были связаны. Начало XX в. сопряжено с новым этапом в развитии глобализации - империализмом. Глобализация - сжатие пространства и времени, усиление связанности, уплотнение территорий, ослабление границ, исторически сложившихся между территориями - осуществляется на всех социальных уровнях и в различных сферах - экономике, политике, культуре, науке, образовании. Процесс глобализации осуществляется через создание глобальной сети культурных кодов и сообщений. Благодаря глобальным СМИ, глобальному сетевому обществу все живут в 1 системе событий и единой системе смыслов. Глобализация осуществляется как процесс универсализации, гомогенизации и унификации социальных, политических и экономических институтов и процессов. Глобализация сопряжена с оформлением наднациональногосударственных, глобальных, социальных институтов, обладающих авторитетом и определенной властью - бросают вызов национальным государствам, ставят вопрос о полноте их полномочий. Но не только они оказывают давление и сужают сферу полномочий национального государства. Не менее значимой - 2я сторона глобализации - процесс регионализации и мультикультурализации - размывает сложившуюся систему национальных государств снизу. Возникает вопрос - что происходит с обществом? Ведь общества модерна сложились и существовали в форме национальных государств. Некоторые современные исследователи глобализма - Урри, Валлерстайн - заговорили в связи с этим о конце общества.
Осмысление феномена глобализации привело к дивергенции в социологии: 1 версия, представленная, прежде всего, Гидденсом, изображает глобализацию, переживаемую в настоящее время, как более интенсивную реализацию тенденций, которые были изначально заложены в природе модерна. Глобализация - сегодняшняя фаза развертывания единого и универсального проекта модерна. Предлагаемая схема направляет внимание на комплекс отношений между локальной вовлеченностью (обстоятельствами соприсутствия) и взаимодействием на расстоянии (связями присутствия и отсутствия). В современную эпоху уровень пространственно-временного дистанцирования выше, чем в любой предшествующий период, отношения между местной и отдаленной социальными формами и событиями - растянутыми. Глобализация относится к этому процессу растягивания - может быть определена как интенсификация повсеместных социальных отношений, которые связывают отдаленные районы, локальные феномены формируются под влиянием событий, происходящих на громадном расстоянии от них, и наоборот. Это диалектический процесс. Глобализация имеет 4 составляющих: мировая капиталистическая экономика, система национальных государств, мировой военный порядок, международное разделение труда - эти явления в своей взаимосвязи позволяют говорить о едином для всего мира качественном состоянии. Гидденс считает риск 1 из атрибутивных черт современности, которая характеризуется неуправляемостью ряда ситуаций и процессов, угрожающих не отдельным индивидам и сообществам, а человечеству. Современный мир структурируется главным образом рисками, созданными человеком. В обществе сложилась среда риска - угрозы и опасности, угроза насилия над человеком (исходя из институционализации войн) и возникновения чувства бессмысленности существования (попытка человека соотнести свое бытие с рефлексией общества модерна). «Последствия современности» (1990), «Ускользающий мир. Как Глобализация меняет нашу жизнь» (1999), «Третий путь» (1998) и др. В рамках альтернативной версии, предложенной Робертсоном, выдвигается тезис о формировании глобалистского измерения человеческого сознания, позволяющего рассматривать социальные процессы в глобальной системе координат и меняющего образ модерна. Не глобализация представляет собой 1о из следствий модерна, а возникновение модерных обществ может быть правильно понято на основе идеи глобального характера социальной жизни, уходящего корнями во времена, предшествующие модерну. Возникновение модерна на Западе - не продукт внутренней истории Запада, а результат взаимодействия Запада с остальным миром. Развертывание этого подхода к проблеме глобализации приводит к идее глобальных модерностей - множественности проектов модернизации социальной жизни, возможно, отличающихся от западного образца. Тогда образ единого и универсального модерна, развертывание которого определяется его внутренней логикой, предстает как этноцентрическая идеологическая видимость, навязываемая доминированием Запада и легализуемая социальными науками. Глобализация возвещает завершение символической монополии западного модерна. Перекличка с постмодернистской теорией не случайна: последняя может реинтерпретироваться в глобальной системе координат как постановка под вопрос фундаментальных ценностей западной культурной традиции, осуществленная в замкнутых горизонтах этой традиции. Роланд Робертсон 1938брит социолог. «Глобализация: социологическая теория и глобальная культура» (1992). 1968 пришел к выводу, что культура имеет решающее значение для организации мира. Глобализация - серия изменений, направленных на превращение мира в неделимое целое. Условия и характер взаимодействий в любой точке мира 1 и те же, общества в удаленных точках могут быть условиями и элементами 1 процесса - мир сжимается, становится единым. Заслуги Робертсона - переосмысление соотношения глобального и локального. 2 направленности Г.: 1 глобальная институционализация жизненного мира, 2 локализация глобальности. Вводит термин глокализация: 1 организация повседневных локальных взаимодействий и социализация под воздействием макроструктур мирового порядка (единые ценности, распространяются через СМИ и ТНК) 2 отражение тенденции становления глобального снизу через локальное, взаимодействие с представителями других стран, превращается в рутинную причину, в повседневную жизнь включаются элементы других культур, повседневная жизнь превращается в переживание глобального. 2 тенденции - к гомогенности и гетерогенности (локальное, специализированное, традиционное).
Ульрих Бек 1944-2015 нем социолог, проф Мюнхенского университета. " Общество риска ", " Что такое глобализация? ", " Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма». Общество, возникающее из индустриального, называет обществом риска. Модерн вступает в противоречие с индустриальным обществом. Бек говорит о разрушении мифа о том, что развитое индустриальное общество с его схематизмом работы и жизни, секторами производства, пониманием роли науки и техники, формами демократии - является обществом современным, вершиной модерна, возвышаться над которой ему не приходит в голову. Бек называет возникающую форму современности рефлексивной. Процесс модернизации рефлексивен, становится своей темой и проблемой. На Западе произошёл процесс индивидуализации - человек становится свободным от традиционных жизненных взаимосвязей. Воздействие классового положения больше не является определяющим, индивид становится более независимым от него. Бек видит в современности разрыв и говорит о переходе от классического индустриального общества к обществу риска, которое сохраняет многие характеристики индустриального. В эпоху развитой современности центральным вопросом является риск и способы его предотвращения, минимизации и управления. Классовое общество имело идеалом равенство, а принцип общества риска - безопасность, люди достигают солидарности в попытке избавиться от опасности. Эта цель во многом негативна, не стремление к лучшему, а попытка избежать худшего. Риск - всеобъемлющая характеристика общества на определенном уровне развития, которое после индустриального и постиндустриального этапов превращается в общество риска. Суть - логика производства индустриального общества (накопление и распределение богатства) трансформируется в логику производства массового распространения рисков, порождаемых научно-техническими системами. Растущие по масштабам и сфере распространения риски приводят к обесцениванию произведенного обществом богатства, порождают глобальную нестабильность, неопределенность и подрывают принцип рыночного хозяйства. Глобализация - объективный процесс, вызывающий рост транснациональных пространств в различных сферах человеческой жизнедеятельности: экономической, экологической, политической. Глобализм - неолиберальное идеологическое господство мирового рынка. Глобальная экономика подрывает основы национальной, государства в кризисе. Глобализация - уничтожение границ, расстояний и погружение в транснациональные формы. Риски существовали всегда, но современные - глобальная угроза для человечества, жизни. Современное общество уничтожает себя, свои основы и предпосылки. Риски - взаимодействие общества с угрозами и опасностями, порождаются процессом модернизации. Современные риски не воспринимаемы органами чувств, осознаются только через знания, не ограничены во времени и пространстве, не компенсируемы, не имеют виновников, распределение рисков в обществе обратно пропорционально распределению богатств. Эффект бумеранга - рано или поздно риски затрагивают и тех, кто их производит и тех, кто получает от них пользу. Общество риска - общество науки, коммуникации и информации (СМИ). Наука - фактор риска - создает технологии, которые порождают проблемы современного общества. Рост индивидуализации - незащищенность человека, рост массовой безработицы, рост потребности самоутверждения - стремление к росту дохода, статуса. Возникает индивидуальное поликлассовое общество, общественные проблемы будут восприниматься как индивидуальные, люди будут объединяться в коалиции, совместно принимать решения. Последствия глобализации - разрушение социального государства и демократии, терроризм, рост могущества ТНК (ограничивает суверенитет национальных государств). Выход - политический путь - создание совокупности транснациональных государств. Утверждение государства как понятия, укрепление групповой идентичности. Тенденция к космополитизму - 1 из основных и непреодолимых трендов современного общества.
|