![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Джин
После праздника Сабана, отправляемого с наступлением весны, как в самом городе Казани, так и в соседственных Татарских деревнях, следует другой, называемый Джин. Этот последний праздник в самом городе более не отправляется, но тем охотнее торжествуют его в продолжение семи недель каждую Пятницу поселяне многих деревень Казанской Губернии, и при том под разными именами, что в 1834 году было следующим порядком: 8-го июля празднество происходило под именем Шенбера в деревне того же имени; 15-го под именем Казалджар в деревне Ульясах; 22-го Сарда и Березга в деревнях того же имени; 29-го Береза и Каракуджа в деревнях того же имени; 6-го июля Мукши в деревне Атна и вместе с сим Кушкабка в деревне большой Битаман; 13-го Биктау в деревне Сае и, наконец, 20 июля Кабак в деревне Менделей и в деревне Инзе. Как Сабан есть праздник для мужчин, так Джин посвящен Татарским женщинам. По преданиям, начало его приписывается одному богатому Татарину, имевшему много дочерей, кои не могли найти удобного случая выйти замуж. Отец выдумал хороший способ сделать дочерей своих известными: он пригласил в Пятницу всех уважения достойных жителей своей деревни на пир, данный на поле, где, угощая наилучшим образом, показывал своих дочерей. Сим образом они нашли себе женихов, и в короткое время все вышли замуж. С того времени многие отцы ежегодно с дочерьми собирались на том месте с подобным намерением и имели желаемый успех. Следовательно, цель сего праздника есть та, чтобы женщин, удаленных у Татар от всякого сообщения с мужчинами, сделать известнее последним. Желая узнать, как Татары празднуют это время, я ездил в Татарскую деревню Саю, отстоящую от Казани почти на 30 верст. На другой день по приезде моем Татары мылись е банях, и притом мужчины прежде женщин. Вскоре после бани я приглашен был к обеду, состоявшему из большого блюда пельменей, иначе по-татарски называемых казан-бюкмязи, из теплого молока, в котором было сварено ивишенье (особый род грибов) с зеленым луком, что у них называется гумбаша; потом подали сливки с каймаком, маленькие круглые пирожки, называемые кимак и яичницу. Около двух часов пополудни кончилось моление, и со всех сторон начало стекаться чрезвычай
Как прекрасен величавый, светлый месяц, так ты любезна, подобно тихой звезде вечерней. Как красив лоснящийся соболь, так ты привлекательна, подобно остистому бобру. Как бы лишенный света, я не могу жить без тебя, прекрасная! [20]
Один курайч запел: я скрипку строю и струны не рвутся; к тебе почувствовал я любовь, милая, и надежда моя будь всегда крепка. [21]
Прекрасная Татарка спела в ответ: гибок и красив стан твой, как месяц, изгибаются твои брови, светлое лице твое в сумраке вечера блистает.
Татарский Бард (Джручи) пел к своей красавице: как ковыль твои волосы, все тело твое драгоценный камень, осыпанный базиликом [22]: сладки речи твои, как весенняя песнь соловья.
|