![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕКЦИЯ № 1Стр 1 из 20Следующая ⇒
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Опорный конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения
Донецк 2008 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
Кафедра экологии и физики
А.С. Толстых
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Опорный конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения
Утверждено на заседании кафедры «Экологии и физики» Протокол № 14 от 03.03.2008 г.
Одобрено учебно-методическим советом ДонНУЭТ Протокол № от г.
Донецк 2008 ББК 68.9я73 Т 54 УДК 355.58 (076.6)
Рецензенты: докт. техн. наук, проф. В.Г. Погребняк канд. техн. наук, доц. В.А. Кравец
Толстых, А. С. Т 54 Гражданская оборона [Текст]: опор. конспект лекций для студентов всех спец. днев. и заоч. форм обучения / А. С. Толстых; Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, каф. экологии и физики. – Донецк: ДонНУЭТ, 2008. – 126 с.
В опорном конспекте изложены основные задачи и организация гражданской обороны на промышленных объектах, влияние чрезвычайных ситуаций на жизнедеятельность населения и способы его защиты. Приведены требования международного права по вопросам гражданской оборны. Опорный конспект предназначен для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Гражданская оборона» Может быть полезным для дипломного проектирования и преподавателей ВУЗов.
ББК 68.9я73
© Толстых А.С. 2008 © Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция № 1 «Организация гражданской обороны в современных условиях»………………………………………………………4 Лекция № 2 «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»....23 Лекция № 3 «Организация защиты населения»…………………………..31 Лекция № 4 «Радиационно-химическая защита населения в чрезвычайных ситуациях……………………………………43 Лекция № 5 «Оценка радиационной обстановки в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………55 Лекция № 6 «Оценка инженерной и пожарной обстановки в чрезвычайных ситуациях…………………………………..62 Лекция № 7 «Оценка химической обстановки в чрезвычайных ситуациях»…………………………………………………..73 Лекция № 8 «Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций»……...82 Лекция № 9 «Государственное регулирование системы мероприятий по предупреждению возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций…………………..109 Литература………………………………………………………………...124 ЛЕКЦИЯ № 1 «ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» ПЛАН ЛЕКЦИИ · Основные положения международного права по вопросам защиты людей. · Гражданская оборона Украины. · Единая система гражданской защиты. · Организация Гражданской обороны на объектах хозяйственной деятельности. Основные положения международного права по вопросам защиты людей
В настоящее время международное право по вопросам защиты людей, в основном, базируется на четырех Женевских Конвенциях (12 августа 1949 г.) и двух Дополнительных Протокола к Женевским Конвенциям (8 июня 1977 г.). В Конвенциях излагаются нормы гуманности, во время войны, по отношению к раненым, больным в действующих армиях и на флоте, лицам, потерпевшим кораблекрушение, обращению с военнопленными, а также защите гражданского населения. В условиях современного ведения войн Конвенции не обеспечивают полную защиту всем жертвам. Дополнительные Протоколы расширяют и углубляют правовое поле в делах защиты лиц, участвующих в вооруженном конфликте. В этих документах дается четкое определение всем участникам конфликта. Так, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Любой комбатант, попадающий под власть противной стороны, является военнопленным. Все военнопленные пользуются защитой. Все раненные, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, который требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия, по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Гражданское население должно относиться с уважением к перечисленным категориям лиц, даже если они принадлежат к противной стороне, и не допускать по отношению к ним актов насилия. Лиц, находящихся под властью противной стороны, запрещено подвергать физическому или психическому насилию или ущербу путем какого-либо неоправданного действия или упущения. В частности запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия: физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению органов или тканей для пересадки. Против указанных лиц запрещаются репрессалии. В четвертой части Первого Дополнительного Протокола оговаривается защита гражданского населения от последствий военных действий. Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящейся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектами нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющим основной целью терроризировать гражданское население. Нападение неизбирательного характера запрещаются, а в частности: - нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; - средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты; - нападения, попутно влекущие за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам. Запрещается нападение на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий. Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрытия военных действий. Нападения должны строго ограничиваться военными объектами, т.е. объектами, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия. В случае сомнения в том, не используется ли объект, который предназначен для гражданских целей, например место отправления культа, жилой дом или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях. В отношении защиты культурных ценностей и мест отправления культа запрещается: - совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; - использовать такие объекты для поддержки военных усилий; - делать такие объекты объектами репрессалий. В Протоколах оговаривается защита объектов необходимых для выживания гражданского населения и защита природной среды. Так запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, а в соответствии с этим запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения и запасы питьевой воды, а также ирригационные сооружения. При ведении боевых действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Это подразумевает собой запрещение использования методов или средств ведения войны, которые причиняют такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения. В Документах особое внимание уделяется защите установок и сооружений, содержащих опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными, если нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Шестая глава Первого Дополнительного Протокола дает определение Гражданской обороны и устанавливает задачи ГО. «Гражданской обороной» является выполнение некоторых или всех упомянутых ниже гуманитарных задач, направленных на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для его выживания. Этими задачами являются: - оповещение; - эвакуация; - предоставление убежищ и их устройство; - проведение мероприятий по светомаскировке; - спасательные работы; - медицинское обслуживание, включая первую помощь, а также религиозная помощь; - борьба с пожарами; - обнаружение и обозначение опасных районов; - обеззараживание и другие подобные меры защиты; - срочное предоставление крова и снабжение; - срочная помощь в восстановлении и поддержании порядка в районах бедствия; - срочное восстановление необходимых коммунальных служб; - срочное захоронение трупов; - помощь в сохранении объектов, существенно необходимых для выживания; - дополнительная деятельность, необходимая для осуществления любой из вышеупомянутых задач, включая планирование и организацию, но не ограничивающаяся этим.
Гражданская оборона Украины
3 февраля 1993 г. введен в действие Закон Украины «О Гражданской обороне Украины». В последствии в Закон были внесены изменения в соответствии с текущим законодательством Украины. Законом определяется, что Гражданская оборона Украины является системой органов управления, сил и средств, которые создаются для организации для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного и военного характера. Систему Гражданской обороны составляют: - органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиям в чрезвычайных ситуациях; - органы повседневного управления процессами защиты населения в составе министерств, других центральных органов исполнительной власти, городских государственных администраций, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения; - силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны; - фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предусмотренных на случай чрезвычайных ситуаций; - системы связи, оповещения и информационного обеспечения; - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны; - курсы и учебные заведения подготовки и переподготовки специалистов и населения по вопросам гражданской обороны; - службы гражданской обороны. Мероприятия гражданской обороны распространяются на всю территорию Украины, все категории населения, а распределение по объему и ответственности по их исполнению осуществляется по территориально-производственному принципу. Задачами Гражданской обороны Украины являются: - предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидация их последствий; - оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время и постоянное информирование его о существующей обстановке; - защита населения от последствий аварий, катастроф, больших пожаров, стихийного бедствия и применения средств поражения; - организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийного бедствия и в военное время; - создание систем анализа и прогнозирования, управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержание их готовности для постоянного функционирования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; - подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, обучение населения умению применять средства индивидуальной защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях.
Единая система гражданской защиты
24 июня 2004 г. принят Закон Украины «О правовых принципах гражданской защиты», который во многом дополняет и дает новое направление системе Гражданской обороны Украины. В Общих Положениях данного Закона приводится определение ряда терминов: - гражданская защита – система организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают выполнение этих мероприятий с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, создающих материальные убытки в мирное время и особый период; - единая государственная система гражданской защиты населения и территорий (далее – единая система гражданской защиты) – совокупность органов управления, сил и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на которые возлагается реализация государственной политики в сфере гражданской защиты; - подсистемы единой системы гражданской защиты – совокупность подчиненных специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти функциональных и территориальных органов управления, на которые возлагаются определенные законом задачи в конкретных сферах гражданской защиты; - служба гражданской защиты – государственная служба особого характера, связанная с обеспечением пожарной безопасности, предупреждением и реагированием на другие чрезвычайные ситуации техногенного, природного и военного характера, ликвидация их последствий, защитой населения и территорий от их негативного влияния; - оперативно-спасательная служба гражданской защиты – специальное военизированное формирование, на которое возлагается защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, участие в мероприятиях территориальной обороны, а также международных спасательных и других гуманитарных операциях; - силы и средства гражданской защиты – личный состав и работники органов и подразделений гражданской защиты, добровольные спасательные формирования, пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование, средства пожаротушения и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для тушения пожаров, ликвидации последствий аварий, половодий, землетрясений и других катастроф техногенного, биологического, радиационного, химического или экологического и военного характера, минимизации последствий Чернобыльской катастрофы; - зона возможного заражения – отдельная территория или объект, на которых вследствие чрезвычайных ситуаций, техногенного, природного или военного характера возникает угроза жизни или здоровью людей или причинения материальных потерь; - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций – проведение комплекса мероприятий, включающих аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляющихся в случае возникновений чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера (далее – чрезвычайные ситуации), и направленные на приостановление действия опасных факторов, спасения жизни и сохранения здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций; - первоочередные мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации – оперативное осуществление организационно-технических и других неотложных мероприятий, направленных на обеспечение минимальных потребностей жизнеобеспечения населения, которое пострадало вследствие чрезвычайной ситуации; - техногенная безопасность – состояние защищенности населения, территорий, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - неблагоприятные бытовые или нестандартные ситуации – ситуации, возникающие в быту, непроизводственной сфере, которые не приобрели масштаб чрезвычайной ситуации, или представляют собой угрозу жизни и здоровью людей и причинения материальных убытков. Гражданская защита осуществляется с целью: - реализации гражданской политики, направленной на сохранение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и особый период; - преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховною Радою Украины. Гражданская защита осуществляется на принципах: - гарантирования государством конституционного права на защиту жизни, здоровья и их имущества, а юридическим лицам – на безопасное функционирование; - добровольности при привлечении людей к осуществлению мероприятий в сфере гражданской защиты, связанных с риском для жизни и здоровья; - комплексного подхода к решению задач гражданской защиты; - создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий; - территориальности и функциональности единой системы гражданской защиты; - минимизации причинения вреда окружающей среде; - гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством. Основными задачами гражданской защиты является: - сохранение и аналитическая обработка информации о чрезвычайных ситуациях; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; - осуществление надзора и контроля в сфере гражданской защиты; - разработка и выполнение законодательных и других нормативно-правовых актов, придерживание норм и стандартов в сфере гражданской защиты; - разработка, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций; - оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, своевременное достоверное информирование о складывающейся обстановке и мероприятиях, применяющихся для предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий; - организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оказание неотложной психологической, медицинской и другой помощи потерпевшим; - проведение неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения; - обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты к предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; - оказание с использованием средств гражданской защиты оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных хозяйственных или нестандартных ситуаций; - обучение населения способам защиты в случае возникновения чрезвычайных, неблагоприятных или нестандартных ситуаций и организация учений; - международное сотрудничество в сфере гражданской защиты. Структуру единой системы гражданской защиты представляют центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и созданные ими функциональные и территориальные подсистемы ЕСГЗ. Функциональные подсистемы ЕСГЗ создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предупреждением ЧС и защитой населения и территорий в случае их возникновения. Территориальные подсистемы ЕСГЗ создаются в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе для предупреждения и ликвидации последствий ЧС в границах соответствующих территорий и включают территориальные органы управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты и соответствующие комиссии техногенно-экологической безопасности и ЧС. ЕСГЗ может функционировать в режиме повседневного функционирования, повышенной готовности и в режимах ЧС, которые устанавливаются исполнительной власти и государственными администрациями всех уровней.
Режимы функционирования ЕСГЗ
|