![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕКЦИЯ № 2
«ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ» ПЛАН ЛЕКЦИИ · Основные определения · Общая классификация ЧС · Структура классификации ЧС в Украине · Особенности чрезвычайных ситуаций военного времени
Основные определения
В Украине терминологической основой по вопросам чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий при их возникновении является Закон Украины “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, подписанный Президентом Украины 8 июня 2000 года № 1809. В соответствии со Ст.1 Закона вводятся следующие определения. Авария - опасное событие техногенного характера, приведшая к гибели людей или создающая на объекте, отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и может привести к разрушению строений, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде. Катастрофа – крупная по масштабам авария или другое событие, приводящее к тяжелым последствиям. Чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней, либо на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или иным опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей, и (или) значительным материальным потерям. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – система, в соответствии с которой чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера подразделяются на классы и подклассы, в зависимости от их характера. Классификационный признак чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – техническая или другая характеристика аварии или катастрофы, позволяющая отнести ее к чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера. Общая классификация ЧС Техногенные чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по – отраслевому принципу- строительство, транспорт, энергетика, металлургия, добывающая промышленность и т.д. По масштабам последствий техногенных аварий и катастроф, а также природных явлений ЧС разделяются на объектовые, местные, региональные и общегосударственные. По характеру негативного фактора ЧС бывают связанные с: а)выбросом опасных веществ (радиоактивных, ХОВ, биологически опасных веществ) в атмосферу. б) пожарами и взрывами на взрывопожароопасных объектах и транспорте. в)катастрофическими затоплениями при авариях на гидросооружениях (плотинах, дамбах и т.д.) г)нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистемы, инженерные системы, городской транспорт и т. д.) Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера могут быть классифицированы по размерам материальных потерь. По оценке зарубежных специалистов шкала материальных потерь в ЧС выглядит следующим образом: - малая техногенная авария (ЧС) до 100.000 долларов; - средняя ЧС – до 1 миллиона долларов; - большая авария (ЧС) – до 10 миллионов долларов; - крупная ЧС – до 10 миллиардов долларов. ЧС могут классифицироваться по количеству потерпевших. Причем такая классификация носит и отраслевой характер. Например, число погибших в авиационной катастрофе, дорожном столкновении, аварии морского судна и т.д. В общем виде этот классификационный подход можно представить таким образом: - малая ЧС – число потерпевших от 25 до 100 человек, из которых 10¸ 15 требует госпитализации; - средняя ЧС – число пострадавших от 100 до 1000 человек, подлежит госпитализации 25¸ 250 человек; - большая ЧС – потерпевших более 1000 человек, подлежит госпитализации более 250 человек. Чрезвычайные ситуации с точки зрения классификации природных аномальных явлений (стихийные бедствия) можно разделить на три основные группы: - ЧС, обусловленные эндогенными процессами (землетрясения, активизация тектонических процессов по линиям разломов, грязевой вулканизации); - ЧС, связанные с экзогенными процессами (сели, оползни, обвалы, карстовые провалы, проседания грунтов); - ЧС гидрометеорологического характера (суховеи, засухи, пылевые бури, снежные лавины и заносы, наводнения, штормы, смерчи, ливни, градобои и т.д.). Чрезвычайные ситуации любого характера можно также классифицировать по динамике развития и длительности воздействия, на население и территорию. По динамике развития выделяются: - внезапные (практически мгновенные) ЧС (взрывы ВВ, газовоздушных смесей, транспортная авария); - медленно развивающиеся, характеризующиеся процессами медленного накопления (аккумуляции) опасного фактора (образование пылевого и химического смога, повышение концентрации аллергетиков в атмосфере, торфяные пожары); - быстро развивающиеся (аварии с выбросом ХОВ, пожары); По длительности негативного воздействия опасного фактора чрезвычайные ситуации можно разделить на одномоментные, при возникновении которых население реагирует на последствия опасного явления – землетрясения, взрыв, лавина и т.п. и длительного действия – эпидемии, паводок и т.п. Структура классификации ЧС в Украине
В законодательстве Украины обусловлены «Общие признаки градации ЧС соответствующему уровню по критериям размера причиненных или ожидаемых экономических убытков». Определены граничные общие признаки по которым ЧС может быть отнесена к тому или иному уровню реагирования и является отправной точкой деятельности системы повседневного управления и органов постоянного управления по реагированию на ЧС. Выделяется шесть позиций отраслей или направлений жизнедеятельности, для каждой из которых определены общие признаки отнесения ЧС к какому-либо уровню реагирования: - сельское хозяйство; - лесное хозяйство; - рекреационные, заповедные территории; объекты особого природоохранного значения; - водоемы; - материальные объекты инфраструктуры, промышленности транспорта, жилищно-коммунального хозяйства; - население (персонал предприятий и учреждений, жители жилых домов, пассажиры транспортных средств и т.д.) Учитывая, что Положением о ЕСГЗ предусматривается ее деятельность на четырех уровнях – общегосударственном, региональном, местном, объектовом и управление системой осуществляется по соответствующим уровням Положением о Классификации ЧС в Украине определены четыре уровня чрезвычайных ситуаций: - ЧС общегосударственного уровня; - ЧС регионального уровня; - ЧС местного уровня; - ЧС объектового уровня. К общегосударственному уровню относятся ЧС, развивающиеся на территории двух и более областей, АРК, Киева, Севастополя или угрожающие трансграничным распространением, а также в случаях, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих собственные возможности отдельной области (АРК, Киева, Севастополя), но не менее одного процента расходов, соответствующего бюджета. К региональному уровню относятся ЧС, возникающие на территории двух и более административных районах (городов областного подчинения) области, АРК, г.г. Киева, Севастополя или угрожающие распространением на территорию соседних областей Украины, а также в случае, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих собственные возможности отдельного района (города областного подчинения), но не менее одного процента объема расходов, соответствующего бюджета. К местному уровню относятся ЧС выходящие за пределы потенциального объекта, угрожающие расширением ситуации и ее вторичных факторов на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случаях, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, не превышающих собственные возможности потенциально опасных объектов, но не менее одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню относятся также ЧС, возникающие на объектах жилищно-коммунальной сферы и других объектах, не входящих к утвержденным перечням потенциально опасных объектов. К объектовому уровню относятся все ЧС не попадающие под вышеперечисленные определения. Исходя из причин происхождения аварийных событий, которые могут привести к ЧС на территории Украины различают: - ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы на взрывоопасных объектах или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и построек, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на дамбах, плотинах и т.п. - ЧС природного характера – опасные геологические, метрологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация грунтов и недр, природные пожары, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений вредителям и болезнями, изменение состояния водных ресурсов биосферы и т.п.; - ЧС социально-политического характера, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта (вооруженное нападение, захват и удержание важных объектов, ядерных установок и материалов, систем связи и телекоммуникаций, нападение или покушение на экипаж воздушного или морского судна), похищение (попытка похищения) или уничтожение суден, захват заложников, установка взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, обнаружение застаревших боеприпасов и т. п. - ЧС военного характера, связанные с последствиями применения оружия массового поражения и обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения, вследствие разрушения атомных и гидроэлектростанций, складов и хранилищ, радиоактивных и токсичных веществ и т.п.
Особенности чрезвычайных ситуаций военного времени Особенности проведения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС в военное время носят объективный характер и вызваны существенными отличиями параметров и условий возникновения и распространения ЧС в военное время. Во – первых, в условиях военного времени ЧС будут отличаться масштабностью, множественностью и практически одновременностью возникновения. Во-вторых, воздействие на территорию в условиях военного времени будет не разовым, а многократным, что создаст дополнительные трудности при ликвидации возникающих ЧС. Всё это приведёт к необходимости существенных изменений в организации мероприятий по защите населения и территорий, организации жизнедеятельности населения и его обеспечения в управлении работами по ликвидации ЧС и их отдельных последствий, причём доля последствий ЧС, на которые необходимо реагировать немедленно, будет расти. В третьих, существенным отличием ЧС военного характера является ограниченность или значительное снижении ресурсных возможностей по всем видам обеспечения действий сил и средств реагирования, прежде всего по материально-техническому и транспортному обеспечению, а также возможностями (в силу проведения мобилизационных мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных (поисковых) и аварийно-восстановительных сил. В-четвёртых ЧС военного характера объективно вызовут необходимость проведения массовых мероприятий по переселению населения, вплоть до эвакуации населения на длительные сроки глубокого освоения новых районов размещения. В-пятых особой проблемой военного времени является необходимость разрешения комплекса вопросов, связанных с организацией жизнедеятельности населения. В шестых, ЧС военного характера непредсказуемы по времени и по территориальному распространению. Таким образом, ЧС военного характера имеют ярко выраженные особенности и потребуют для их ликвидации мобилизации всех имеющихся ресурсов, сил и средств для поддержания жизнедеятельности населения области, коренной реорганизации систем управления, обеспечения и взаимодействия. При этом существенно возрастает роль невоенизированных формирований ГЗ территориального и объектового подчинения, а также служб гражданской обороны и их специальных сил и средств.
|