![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные задачи психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии
Формулируя задачи психологической коррекции, целесообразно выделить три основных психокоррекционных блока, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы. Это диагностический блок, собственно коррекционный блок и прогностический блок. В диагностигеский блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя: — всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений; — анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи; — анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций. Диагностика социальной среды требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности, и социальную адаптацию. Собственно коррекционный блок включает в себя следующие задачи: — коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности; — помощь ребенку или подростку в разрешении психотравми-рующих ситуаций; — формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе); — повышение социального статуса ребенка в коллективе; — развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения; — формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнеми-ческих и интеллектуальных процессов у детей; ~~ развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения; — формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс; — создание в детском коллективе, где обучается больной ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Здесь на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), а также с педагогами, которые обучают ребенка, и через них с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из главных задач, так как социальная интеграция ребенка с психическим дизонтогенезом в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста. Прогностигеский блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы: 1) проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом; 2) определение динамики этих изменений. Это позволяет психологу объективно судить о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка и дать прогностическую оценку ее развития. При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя определение только одного-единственного пути дальнейшего развития ребенка. Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных вариантов, с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.
|