![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
У детей с церебральным параличом
В систему психокоррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП вошло обязательное обучение детей конструированию и рисованию, которые являются основными видами продуктивной деятельности в дошкольном детстве. Занятия рекомендуется проводить с детьми начиная с 4-летнего возраста, а если у ребенка наблюдается умственная отсталость (дебильность), то занятия можно начинать с 6-7-летнего возраста в зависимости от уровня его умственного развития. КОНСТРУИРОВАНИЕ Конструктивная деятельность дошкольника является сложным процессом, который успешно формируется и совершенствуется в данном возрастном периоде. Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, улучшает его способность к точному разложению целого на отдельные элементы, формирует глазомер и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти. В ряде исследований по конструктивной деятельности детей Дошкольного возраста выделены такие формы, как конструирование по образцу, конструирование по заданной теме и свободное конструирование. При конструировании по образцу детям показывают постройку и указывают на способы ее воспроизведения. Конструирование по заданной теме заключается в том, что ребенку обрисовывается лишь общая тема, обычно усвоенная им раньше, например: постройка мостов, домов и т. д. При свободном конструировании каждый ребенок сам решает, что он будет строить. Здесь открываются возможности для развертывания фантазий детей, воплощения их творческих замыслов в действительность. Кроме общепринятых методов в дошкольной педагогике получил широкое распространение особый вариант — конструирование по моделям. Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. Модель выступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном), и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка не только мысленного обследования образцов-моделей, но и четкого обследования с включением как зрительного, так и осязательного восприятия. Опыт нашей работы показал, что конструирование по нерасчле-ненным образцам-моделям является более эффективным и целесообразным, чем простое копирование образцов (Мамайчук, 1978). Обучение дошкольников с ДЦП следует начинать с конструирования по наглядным образцам и только после этого (первого) этапа занятий рекомендуется переходить к конструированию по моделям. Программное содержание занятий I этапа — Знакомство ребенка со строительным материалом. — Обучение детей простым конструктивным действиям из деталей одинаковой величины и формы. — Обучение планомерному обследованию образцов и деталей построек. — Обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов: рядом, на, над, под, около и т. д. Строительный материал: пластмассовые и деревянные блоки и кубики одинаковой величины, но разного цвета и фактуры. Руководство: педагог строит образец и сопровождает свои действия словами, указывая на расположение деталей, их цвет, а затем предлагает ребенку воспроизвести такую же постройку.
|