Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение частоты дыхательных движений, Измерение артериального давления. Исследование пульса.
Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.
Показания: согласно назначению врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.
Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.
Оснащение:
- Секундомер или часы с секундной стрелкой
- Фонендоскоп
- Температурный лист, ручка
Последовательность действий:
- Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
- Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
- Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
- Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
- Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
- Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.
Примечание:
- Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:
на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения
Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2, 5-3
у более старших 1: 3, 5-4
у взрослых 1: 4
- Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
- В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
- Тип дыхания: в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,
в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.
Возрастные нормы ЧДД
Возраст
| Частота дыхательных движений
| Новорождённый
| 40-60
| 1 год
|
| 5 лет
|
| 10 лет
|
| 15 лет
| 16-18
|
Определение частоты сердечных сокращений.
Цель: диагностическая, оценка состояния сердечно-сосудистой системы.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.
Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.
Оснащение:
· Секундомер или часы с секундной стрелкой.
· Температурный лист, ручка
· Фонендоскоп
Последовательность действий медсестры:
- Успокоить ребёнка, придать удобное положение.
- Вымыть и согреть руки.
- Уложить предплечье и кисть обследуемого на горизонтальную поверхность (при измерении пульса на лучевой артерии).
- Найти 2, 3, 4 пальцами правой руки пульс на лучевой артерии, слегка прижать её к лучевой кости или приставить фонендоскоп к области сердца.
- Подсчитать количество пульсовых волн (ударов) за одну минуту.
- Определить: симметричность пульса, ритмичность, наполнение и напряжение
- Записать результат в температурном листе или в листе наблюдения, сравнив с возрастной нормой.
Примечание:
- Детям раннего возраста предпочтительнее исследовать пульс на плечевой артерии: слегка надавить на внутреннюю поверхность руки посередине между локтем и плечевым суставом по направлению к кости, одновременно поддерживая наружную часть руки большим пальцем.
- Пульс на бедренной артерииисследуют в паховой области при выпрямленном бедре с небольшим его поворотом кнаружи.
- Иногда пульс определяют на височной артерии(выше наружного края надбровной дуги), в области незакрытого большого родничка.
- Нужно помнить, что определение пульса на сонной артерии у детей раннего возраста может привести к сдавливанию дыхательных путей и развитию ларингоспазма.
- Пульс определяют в покое, можно во время сна.
- Пульс в детском возрасте лабилен: крик. плач, подъём температуры тела вызывают его заметное учащение: на каждый градус повышения температуры тела более 37ْ С частота пульса увеличивается ориентировочно на 10 ударов.
- Для пульса характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе - урежается.
-
Возрастные нормы ЧСС.
Возраст
| Средняя частота пульса
| Новорождённый
| 120 -140 в минуту
| 1 год
| 120 -125 в минуту
| 5 лет
| 100 в минуту
| 10 лет
| 80 - 85 в минуту
| 15 лет
| 70 - 75 в минуту
| Измерение артериального давления у детей.
Цель: диагностическая, оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.
Показания: нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, контроль состояния по назначению врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.
Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.
Оснащение:
- Тонометр
- Фонендоскоп
- Ручка
- Температурный лист или лист наблюдения
Последовательность действий медсестры:
- Вымойте руки.
- Удобно усадите или уложите ребёнка.
- Уложите руку ребёнка в расслабленном состоянии на опору (стол, кровать) ладонью кверху.
- Наложите манжетку на обнажённое плечо на 2 см выше локтевого сгиба так, чтобы между нею и поверхностью плеча мог пройти указательный палец.
- Поставьте фонендоскоп на область локтевой ямки в месте прохождения артерии.
- Закройте вентиль на груше и накачивайте воздух в манжетку, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови.
- Откройте вентиль и постепенно выпустите воздух из манжетки.
- Заметьте цифру на шкале в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического (максимального) давления
- Продолжайте выпускать воздух из манжетки, заметив цифру на шкале в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического (минимального) давления.
- Запишите показания в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое)
Примечание:
- Для определения АД аускультативным методом используют возрастные манжетки: ширина её должна составлять половину окружности плеча ребёнка. При отсутствии их используют стандартную манжету шириной 13 см, но с обязательной коррекцией величины АД по специальной таблице.
- АД рекомендуется измерять в одни и те же часы, после 10-15- минутного отдыха на правой руке (первый раз на обеих руках) трёхкратно с интервалом в 3 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки.
- Предпочтительнее располагать манжетку на уровне сердца.
- Иногда у детей раннего возраста измеряют АД пальпаторным методом, который определяет только систолическое давление по моменту появления пульса на артерии при выпускании воздуха из манжеты (величина систолического давления при этом на 5-10 мм.рт.ст. ниже величин, получаемых аускультативным методом).
- Ориентировочный уровень максимального АД:
у детей первого года жизни 70 + п, п – месяц жизни;
у детей более старшего возраста: 80 + 2П, гдеП – год жизни
(допустимые колебания + 15)
Минимальное АД составляет 2/3 – 1/2 максимального.
- АД следует измерять и на ногах. Манжета должна захватывать примерно 2/3 бедра: ребёнка укладывают на живот, манжету накладывают на среднюю треть бедра, на 3 см выше надколенника, фонендоскоп ставят на подколенную ямку (место расположения подколенной артерии). Показатели АД на верхних конечностях примерно на 10 мм ниже, чем на нижних.
- В процессе измерения АД у детей дошкольного и школьного возраста не следует называть, а тем более комментировать величины АД, т.к. это может стать причиной тягостных переживаний пациента.
|