Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины бюджетного дефицита. Государственный долг
В экономической теории выделяют следующие виды бюджетного дефицита: 1. Дефициты военного времени, когда резко возрастают затраты на финансирование ВПК. 2. Дефициты, возникающие в период восстановления народного хозяйства, связанные с необходимостью крупных вложений в развитие промышленности и других отраслей. 3. Дефициты, обусловленные политическими обстоятельствами. 4. Дефициты, порожденные неблагоприятным экономическим развитием, а также самостоятельностью экономического механизма финансовой системы. Особо следует обратить внимание на четвертый вид бюджетного дефицита. Он включает в себя два аспекта. Первый – в качестве своей причины имеет расстройство хозяйства, его низкую доходность и стагнацию. Возможности ликвидации дефицита заключены в тех или иных преобразованиях в самом хозяйстве, в обеспечении его подъема. Основы второго заложены в плохой работе финансовой системы, неумении найти доходы, изъять их без нанесения ущерба экономике, удержать расходы на уровне доходов. Неблагоприятную роль играют здесь попытки необоснованного увеличения заработной платы, пенсий и других выплат населению. Эти меры обусловлены социальными требованиями, но если это станет стимулом возрастания инфляции, то тогда уже «финансовый» по своему происхождению дефицит станет основным и будет оказывать разрушающее влияние на экономику. В качестве непосредственных причин бюджетного дефицита выделяются: · спад общественного производства; · рост предельных издержек общественного производства; · массовый выпуск «пустых денег»; · неоправданно раздутые социальные программы; · возросшие затраты на финансирование ВПК; · оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; · непроизводительные расходы, хищения, приписки. Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Эта связь проявляется в следующем. С одной стороны, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. С другой – определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. Накапливающиеся задолженности правительства должны выплачиваться с процентами. Сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Если из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы, то правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают ко все новым займам. Покрывая старые долги, они делают все большие новые. Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) долги. Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги – по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны. Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем – она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, т. к. это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей: 1. Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Однако для закоренелых должников это сложно, т. к. у них эти резервы либо исчерпаны, либо очень ограничены. 2. Консолидация долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т. е. перенос платежей на отдаленное будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский, объединяющий страны-кредиторы. Оба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а иногда частично списывают долги. 3. Конверсия – сокращение внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале. Такая операция ведет к увеличению иностранного капитала в экономике страны без поступления дополнительных финансовых ресурсов. Это стимулирует новый приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные хозяйственные объекты. 4. Обращение страны-должника к международным банкам. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают их жесткими требованиями к государственной политике.
|