Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материалы аудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция)Стр 1 из 4Следующая ⇒
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра педиатрии №2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По практическому занятию для студентов Учебная дисципліна «Педиатрия» Занятие № 20 «Заболевания поджелудочной железы»
Курс 4 Факультет медицинский Специальность: 7.12010001 «Лечебное дело», 7. 12010002 «Педиатрия», 7. 12010003 «Медико-профилактическое дело» Утверждено На методическом совещании кафедры «__» _______________20 _ р. Протокол № ____ Зав. кафедрой проф., д.мед.н ________ Cтоева Т.В. Одесса – 20 р.
1. Тема практического занятия №20: « Заболевания поджелудочной железы » - 2 часа.
Актуальность темы. Патология поджелудочной железы у детей остается одним из самых сложных разделов детской гастроэнтерологии, поскольку симптомы этой патологии подобные симптомам других заболеваний, а подробная верификация затруднена из-за ограниченных возможностей диагностики, обусловленные тяжелой доступностью как самого органа, так и его секрета. Особенностью хронических заболеваний пищеварительной системы у детей и подростков является поражение смежных органов вследствие их анатомо-функциональной близости, общего крово- и лимфотока, нейрогуморальной и вегетативной регуляции. Актуальность проблемы также обусловлены склонностью к рецидивирующему течению и недостаточной эффективностью современных методов терапии.
Цели занятия 3.1. Общие цели: - Сформировать у студентов основные представления об особенностях клинического течения заболеваний поджелудочной железы у детей, проведении лечебно-диагностических манипуляций (с учетом характера заболеваний и индивидуальных особенностей ребенка, степени интеллектуального развития, уровня культуры, возможностей вербального общения, контакта с родителями больного ребенка и др.). - Изучить особенности анатомии и физиологии ЖКТ, современные взгляды на вопросы этиологии и патогенеза заболеваний поджелудочной железы, их методы клинико-лабораторного и функционального обследования, диагностики, лечения.
3.2. Воспитательные цели: • в течение всего занятия преподаватель обязан воспитывать студентов своим внешним видом, культурой речи и общения с больным ребенком и родителями, медперсоналом, подтверждая на собственном примере, что деонтология является неотъемлемой частью морально-этических норм профессии врача.
3.3. Конкретные цели: Знать: - Основные симптомы заболеваний поджелудочной железы у детей - Оценка состояния ребенка с заболеваниями поджелудочной железы у детей - Дифференциальный диагноз ребенка с заболеваниями поджелудочной железы - Тактику ведения детей с заболеваниями поджелудочной железы - Принципы эффективного консультирования родителей ребенка с заболеваниями поджелудочной железы
3.4. На основании теоретических знаний по теме: Уметь: - Провести дифференциальную диагностику основных органических заболеваний поджелудочной железы у детей - Назначить адекватную терапию - Обеспечить и проконтролировать ремиссию пациента.
Овладеть практическими навиками: - Постановкой диагноза и предоставлением экстренной помощи при критических состояниях после оценки неотложных признаков при заболеваниях поджелудочной железы - Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами профессиональной субординации в педиатрии.
Материалы аудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция)
Содержание темы Панкреатопатия - совокупность обратных нарушений преимущественно экзокринной функции поджелудочной железы (ПЖ). эти вторичные поражения ПЖ, возникают как следствие других гастроэнтерологических заболеваний: гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни, холелитиаза с закупоркой конкрементом дистального отдела общего желчного протока, энтероколита и др. значительная часть проявлений панкреатопатия при указанных заболеваниях объясняется общим кровоснабжением, лимфообращение и нейро-гуморальной регуляции. Клиника. Клиническая картина стерта, характерная тошнота, рвота, отрыжка, вздутие живота, чередование поносов и запоров, астеновегетативный синдром (слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость и др.). При возникновении панкреатопатия на фоне гастрита, язвенной болезни или билиарной патологии характерно «перемещение» боли с правого подреберья в левое, нередко боль в животе носит разлитой характер, дети дошкольного возраста не могут локализовать ее, пальпация выявляет болезненность в эпигастральной области, правом и левом подреберье, пилородуоденальной зоне, болезненность в точках Кача, Дежардена, Мейо-Робсона, зоне Шоффара сомнительна, опоясывающий характер боли может отсутствовать. Диагноз подтверждается обнаружением гиперферментемии: повышением активности липазы и трипсина, и в меньшей степени - увеличением активности в крови антитрипсина и уровня а2-макроглобулина, при узи обнаруживается умеренное увеличение головки или хвостовой части ПЖ (отек) при эндоскопии - папиллит, эрозивные изменения слизистой ДПК (это косвенные признаки вовлечения в процесс ПЖ). ПанкреАТит - заболевания поджелудочной железы воспалительно-дегенеративной природы. Основу патологического процесса составляет энзимные переваривания ее тканей (аутолиз) вследствие внутриорганной активации ферментов. Этот процесс возникает под влиянием повреждающих агентов: механических, метаболических, токсических, аллергических, сосудистых, нервно-трофических на фоне повышенного давления в панкреатических протоках. Морфологический субстрат панкреатита: отек, локальная клеточная инфильтрация промежуточной ткани, деструктивные процессы, поражение сосудов, склероз, атрофия паренхимы.
|