![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И? – 0 балловСтр 1 из 3Следующая ⇒
Балла Балла Балл и? – 0 баллов Баллы суммируются по каждой подшкале; в результате сумма может варьироваться от 0 до 12 баллов. Каждая из 14 групп утверждений относится к одной из подшкал: 1, 5, 9 – «Ж»D, общежитейская «идеальная» мотивация; 3, 7, 11 – «Ж»ð, общежитейская «реальная» мотивация; 2, 6, 10 - «Р»D, рабочая «идеальная» мотивация; 3, 7, 11 – «Р»ð, рабочая «реальная» мотивация; 13 – Э, характер эмоциональных предпочтений; 14 – Ф, характер переживания фрустрации.
В соответствующих клетках бланка проставлены обозначения тех шкал, к которым относятся данные ответы. В ряде случаев один и тот же ответ «работает на разные мотивации», относится к двум шкалам. (Это определенное психометрическое нарушение, однако, кроме технических, оно диктуется и конкретными содержательными соображениями: в большинстве ситуаций одно и то же поведенческое проявление связано с разными мотивами, полимотивировано.) Суммированные по соответствующим подшкалам результаты переносятся в бланк отображения общего мотивационного профиля.
Интерпретация результатов: Последовательность расположения шкал мотивационного профиля на координатной оси имеет не случайный характер, а воплощает в своей основе ту интерпретацию иерархии мотивов А. Маслоу, которая изложена несколько раньше. Действительно, мотивы жизнеобеспечения, комфорта и социального статуса (П, К, С) соответствуют первым уровням иерархии, которые А. Маслоу относит в целом к потребностям «дефицита». (Следует отметить, что сам А. Маслоу практически и теоретически не разделяет понятия потребности и мотива.) С другой стороны, мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности (Д, ДР, ОД) составляют в своей основе ряд самоактуализации, или то, что Маслоу обозначает как потребности «роста». Таким образом, из этих групп мотивов складываются наиболее обобщенные мотивационные образования – функциональные тенденции. Первую (П, К, С) можно определить как тенденцию поддержания жизнедеятельности и социального существования личности, т.е. как потребительную тенденцию. Вторая группа мотивов (Д, ДР, ОД) определяется как личностно развивающая или производительная тенденция. В значительной степени в этих группах отражаются те способы существования человека, которые Э. Фромм определяет как модус обладания и модус бытия. В этой структуре направленность на общение («О») как самостоятельный мотивационный фактор может, в принципе, в равной степени служить как целям сугубо индивидуального характера (потребительное общение), так и целям развития и интеграции личности, будучи, таким образом, как бы независимой от мотивационных групп. Нужно отметить, что в иерархии Маслоу соответствующая мотивация находится в середине иерархии; в то же время статусные мотивы у него помещаются на уровень выше, что связано, по-видимому, с посылкой «последовательного надстраивания уровней», которая, хотя и оговаривается самим А.Маслоу целым рядом условий и ограничений, тем не менее отчетливо ощущается в самой концепции. Действительно, мотивы общения, присоединения к группе по логике надстраивания должны предшествовать мотивам достижения социального статуса, влияния и власти. Но по логике взаимодействия основных функциональных тенденций эти мотивы несут потребительную функцию социального существования, и уже вторично – личностного развития. Отношение «Я» - «Социум» в статусной структуре имеет характер обладания (по Э.Фромму); отношение «Я» - «Другой», присущее общению, может иметь характер обладания, так и характер со-бытия, в зависимости от того, разделяется или объединяется с этим «другим» субъект общения. К настоящему времени посредством данной методики протестировано свыше 1000 человек (студенты и школьники, взрослые представители разных профессий, в том числе и руководители). В основе анализа результатов и первичной интерпретации данных тестирования лежит мотивационная типология, строящаяся в соответствии с характером профильного рисунка, т.е. на основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования. Всего выделено 5 основных типов мотивационного профиля и 4 типа эмоционального профиля личности. Мотивационные профили: 1. Прогрессивный. Характеризуется заметным превышением общего уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания. Математический критерий: ∑ (Д+ДР+ОД) – ∑ (П+К+С) ≥ 5 баллов. Профиль отчетливо связан с успешностью в рабочей и учебной активности. Одновременно этот тип характерен и для личности с социально направленной позицией. 2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. 3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и другие соотношения Критерий пика: количественное значение данной шкалы на 2 или больше баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того, чтобы считаться пиком, она должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности. Наиболее характерен для школьников и студентов. 4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков; чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману. Более всего характерен для работающих взрослых. По-видимому, в этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. 5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; правда, наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохо успевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом. Эмоциональные профили: 1. Стенический. Характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (ЭD выше ЭÑ), так и во фрустрационном поведении (ФD выше ФÑ). ЭD > ЭÑ, ФD > ФÑ Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Заметно отчетливее выражен у мужчин в сравнении с женщинами. 2. Астенический. Характерен превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (ЭÑ выше ЭD), и фрустрационного поведения (ФÑ выше ФD). ЭÑ > ЭD, ФÑ > ФD Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедогистического типа, а также – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. 3. Смешанный стенический. Характерен стеничностью фрустрационного поведения и астеничностью эмоциональных предпочтений. Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы, в то же время является наиболее распространенным типом эмоционального профиля ФD > ФÑ, ЭÑ > ЭD Более всего характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля. 4. Смешанный астенический. Характеризуется стенической эмоциональностью и одновременно астеническим фрустационным поведением. ЭD > ЭÑ, ФÑ > ФD Наименее распространенный тип в большинстве групп, особенно – среди молодежи, но, в то же время, имеет высокий процент среди пятиклассников, что может быть и справедливо: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных жизненных ситуациях. Примечание. При равенстве показателей стеничности и астеничности по Ф и Э, данная типология, в принципе, нарушается. При анализе конкретных случаев это не имеет значения. При статистической группировке типов эмоционального профиля совпадающие показатели можно условно разводить, например, в таком же соотношении, в котором находится другая пара показателей, т.е. в сторону «чистых» типов: стенического или астенического.
Результаты тестирования могут быть графически представлены на следующих графиках: «Ж»
Р» Э-Ф
На графиках различными цветами может быть представлена как линия «идеальной», так и «реальной» мотивации.
Литература: 1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 21-39.
ТЕКСТ № 1 МЕТОДИКИ " МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ" Цель занятия: познакомить с методикой, которая используется для определения мотиваций, жизненных устремлений взрослых людей и старшеклассников. Порядок проведения практического занятия: Испытуемым предлагаются на бланке ряд вопросов, на которые они должны быстро ответить.
|