![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональность как возрастная особенность
Ребенок более эмоционален, чем взрослый. Взрослый умеет предвидеть и поэтому может адаптироваться к событию. Кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эмоций, ибо это зависит от волевого контроля. Беззащитность, недостаточный жизненный опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неустойчивости детей. Особенно «эмоционально насыщенным» считают младший школьный возраст. Как известно, существуют определенные онтогенетические уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные «вредности». В. В. Ковалев дифференцирует их следующим образом [47]: 1) сомато-вегетативный (0—3 года); 2) психомоторный (4—10 лет); 3) аффективный (7—10 лет); 4) эмоционально-идеаторный (12—16 лет). Для каждого из этих уровней характерны свои, преимущественно возрастные, реакции, которые, в зависимости от степени своей выраженности, могут рассматриваться и как адаптивные, и как дизадаптивные. Эти реакции отражают патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Они более специфичны для возраста, чем для «вредности», лежащей в их основе. О состоянии дискомфорта или недомогания у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с желудочно-кишечными расстройствами. Такой сомато-вегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе. Если по каким-либо причинам плохо ребенку-дошкольнику, то у него, скорее всего, разовьется психомоторное возбуждение и даже возникнут тики, заикание. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора. Для интересующего нас и типичного для детей младшего школьного возраста аффективного уровня реагирования характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативнама. Такие эмоциональные реакции могут быть следствием самых разных факторов, однако в первую очередь — психологических. Показано, что преимущественные проявления каждого возрастного уровня реагирования не исключают симптомы предыдущих уровней, но отводят им более периферическое место. Преобладание у ребенка форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о задержке психического развития [56]. В 7 лет ребенок приходит в школу. Одновременно с этим и независимо от этого обычно дети в это время переживают один из возрастных кризисов. На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Однако кризис 7 лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образования — «внутренней позиции» ребенка, который начинает воспринимать и переживать себя как социального индивида, «школьника» (осознание своего социального «Я») [15]. В такие критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты со взрослыми, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям. Возраст 7 лет — это начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний. Переживание — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни [87]. По мнению Л. С. Выготского, переживание есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — влияние среды на ребенка или особенность самого ребенка. Переживание есть единица личности и среды, представленная в развитии. Все свойственные кризису особенности поведения возникают как следствие еще неустойчивых переживаний — отношений ребенка как человека к тому или иному явлению действительности. Поведение дошкольника в большой степени наивно и непосредственно, открыто и понятно для окружающих, т. к. внешне он такой же, как внутренне. Поведение младшего школьника в некоторых ситуациях уже кажется со стороны искусственным и натянутым и не таким ясным во всех своих проявлениях, как у дошкольника (конфликт «хочу» — «надо»). В своей работе «Кризис 7 лет» Л. С. Выготский отметил несколько важных особенностей переживаний детей младшего школьного возраста [21]: • Переживания приобретают смысл, т. е. ребенок начинает понимать, что значит — «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», и у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. • Возникает обобщение переживаний, или логика чувств. Так, если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, то она осмысливается ребенком и на этой основе формируется отношение к себе, своим успехам и своему положению. •Осмысление переживаний может порождать острую борьбу между ними. Противоречие переживаний и трудности выбора могут усугублять внутреннюю напряженность. Нередко детские переживания являются прямым следствием новых, трудных или неприятных, жизненных ситуаций. Трудности неизбежны в жизни каждого человека, однако дети сталкиваются с ними даже чаще, чем взрослые, т, к. то, что взрослому кажется привычным и естественным, у ребенка может вызвать беспокойство, тревогу и страх. Не обладая достаточным жизненным опытом, дети обязательно сталкиваются с чем-то неизвестным, неожиданным для себя. Трудные ситуации играют особую роль в развитии ребенка, давая ему возможность испытать свои возможности и способности, что в одних случаях будет успешным, а в других послужит причиной для гнева или разочарований. Наиболее существенное -влияние на детей оказывают острые психические травмы (например, встреча со смертью) и хронические психотравмирующие воздействия (например, неправильное воспитание ребенка в семье). Они создают ситуации повышенного риска и предрасполагают к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Менее заметно, но не менее велико, влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся, событий, так называемого «стресса обыденной жизни». Их нужно ежедневно преодолевать и каждый раз находить то или иное решение. И если ребенок постоянно приобретает в таких ситуациях негативный опыт, то это также может привести к нарушению его психического здоровья, эмоциональным и поведенческим отклонениям. Очень важно уметь определять, какие именно ситуации вызывают затруднения у конкретного ребенка. По данным исследований психологов, дети младшего школьного возраста наиболее часто в качестве трудных называют ситуации, связанные со школой. Самые распространенные из них — это повседневные ситуации: проверка знаний во время контрольных работ; ответы ученика перед классом (в этой ситуации для ребенка наиболее значимым оказывается мнение о нем учителя и других учеников класса, поэтому появляется страх перед возможной ошибкой во время ответа); получение плохой отметки; конфликты с учителями, администрацией школы (причины — непослушание ребенка, нарушение установленных правил, после чего следуют воспитательные санкции со стороны взрослых, не всегда справедливые с точки зрения детей); ситуации публичного выступления (концерты, спортивные соревнования) [92]. У детей уровень внушаемости выше, чем у взрослых, поэтому в незнакомых ситуациях младшие школьники чаще всего следуют за своими сверстниками, вопреки собственным знаниям и здравому смыслу. Конформное поведение становится для детей младшего школьного возраста типичным. Это проявляется и на уроках, и в совместных играх, и в повседневных взаимоотношениях. При этом, независимо от выбора поведения, они испытывают чувства сильного напряжения, смятения, испуга [70]. Поэтому неудивительно, что, работая с защитным поведением детей, мы уделяем большое внимание анализу трудных и неприятных, с точки зрения ребенка, жизненных ситуаций, тех эмоций и чувств, которые рождает переживание этих ситуаций, а также изучению способов нервно-психического реагирования детей на эти «вредности».
|