![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отклонения свойств личности
Мы провели исследование 257 младших школьников в возрасте от 7 до 11 лет с помощью адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттелла. Это позволило выявить наиболее характерные для этой возрастной группы отклонения эмоциональных и поведенческих свойств личности [1]. Прежде чем говорить об отклонениях, надо уточнить понятие нормы. В интерпретации Р. Кеттелла, понятие личности включает в себя такие категории, как «темперамент», «характер», «индивидуальность». Он дает личности очень общее определение: «Личность — это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации», и рассматривает ее как сложную и дифференцированную структуру определенных черт [135]. Черты личности — это наиболее устойчивые компоненты, относительно не зависимые от мотивационных факторов и внешней ситуации. Любая изолированная черта может представлять собой следствие влияния наследственности (физиологических внутриорганизменных условий), следствие влияния среды (социальных институтов и культуры) или влияния того и другого. Черты личности Кеттелл разделяет на четыре группы: • Черты темперамента, основанные на конституциональных (врожденных) аспектах реакций, таких как скорость, энергичность, эмоциональная реактивность. • Динамические черты, связанные со свойствами устойчивых установок и приводящие индивида в действие в направлении некоторой цели. • Черты — способности, связанные с эффективностью достижения человеком какой-либо цели. • Черты — состояния, роли и динамические установки, наиболее преходящие и флуктуирующие в структуре личности [116]. Информацию о личности Р. Кеттелл черпал из трех источников: наблюдения за поведением индивида в разных реальных ситуациях, самооценки и объективных тестов. С помощью процедуры факторного анализа ему удалось выделить некоторые базовые черты, или свойства личности, — глубинные факторы, определяющие или контролирующие изменения поверхностных (ситуационных) черт. Любое личностное свойство понимается как биполярная шкала, на которой индивид может быть представлен условной точкой. Детский вариант личностного вопросника Р. Кеттелла оценивает двенадцать факторов (биполярных личностных свойств детей) по десятибалльной шкале (см. таб. 1). Низкие (1-3 стена) и высокие (8-10 стеков) шкальные показатели говорят о наличии отклонений свойства личности в сторону одного или другого полюса. Например, фактор О измеряет выраженность состояния тревожности у детей. Низкие значения этого фактора свидетельствуют о спокойствии и безмятежности ребенка, отличающих его от большинства других детей. Высокие — о тревожности и озабоченности, которые тоже являются отличительным свойством по сравнению с большинством. Средняя выраженность фактора (значения от 4 до 7 стенов) показывает, что спокойствие и тревожность не являются теми свойствами личности, которые отличают этого ребенка от большинства сверстников. Согласно закону нормального распределения, средние значения какого-либо показателя являются самыми частыми и выявляются примерно у 70% людей, поэтому их считают нормативными. Отклонения от среднего в сторону высоких или низких значений встречаются примерно в 15% наблюдений. Таблица 1. Перечень факторов, определяемых с помощью адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттелла
Теперь обратимся к тому, отклонения каких личностных свойств оказались характерными для исследованной нами выборки младших школьников. Повышенная напряженность, раздражительность, фрустрированность отмечена у 43% детей (высокие значения фактора Q4). Это говорит о наличии у них избытка побуждений, которые не находят практической разрядки в деятельности. В поведении таких школьников преобладает нервное напряжение. Они раздражаются, если их ненароком толкнут. Порой злятся на всех. Вздрагивают при неожиданных звуках. Повышают голос. Не могут ждать. И нередко делают то, чего не следовало бы делать. По данным И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской, такое отклонение нередко диагностируется у школьников с хорошими интеллектуальными способностями, но низкой успеваемостью [1]. Расслабленность, спокойствие, невозмутимость (низкие значения фактора Q4) в нашей выборке были отмечены у 11, 3% детей, то есть таких было почти в 4 раза меньше. Тревожность и озабоченность (высокие значения фактора О) были выявлены у 33, 5% обследованных детей. Это свидетельствует об их постоянной озабоченности, ожидании неудач, пониженном настроении. Такие дети полны мрачных опасений, легко расстраиваются. Они считают, что в их жизни много неприятностей и затруднений и что мечты их почему-то не сбываются. Детям порой одиноко и грустно. И тогда они сидят без дела и чувствуют себя очень плохо. Считается, что высокая тревожность является основой для возникновения невроза. В то же время, она может быть ситуационным индикатором тревоги или депрессии. Как правило, высокая тревожность — это характерное свойство личности детей младшего школьного возраста, которое встречается у 70—75% детей [92]. Отметим, что спокойствие, безмятежность н оптнмистичность (низкие значения фактора О) выявлены только у 6, 6% обследованных нами младших школьников. Робость, застенчивость, чувствительность к угрозе (низкие значения фактора Н) выявлены у 30, 4% школьников, принявших участие в нашем исследовании. По мнению таких детей, им живется не слишком хорошо: учитель говорит о них мало, родители часто заняты, взрослые обижают и с ними не разговаривают. Самим детям в разговор вступить трудно из-за робости и смущения, а рассказать смешное и вовсе невозможно. Неприятности такие дети помнят долго. Социальная смелость, решительность и непринужденность (высокие значения фактора Н) наблюдались в три раза реже, у 10, 5% школьников. Чувствительность, нежность, зависимость от других (высокие значения фактора I) отличали 23, 4% детей. Это указывает на их эмоциональную сенситивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственные» мягкость и подчиненность. Они любят природу, играют с маленькими, плачут, когда читают грустные истории, и «боятся прикоснуться к пауку». Согласно наблюдениям И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской, эти мягкие, сентиментальные и доверчивые дети очень нуждаются в поддержке, так как сильно подвержены неблагоприятным влияниям внешней среды [1]. Реалистичность и практичность (низкие значения фактора I) наблюдались у 10, 5% обследованных нами детей. Легкая возбудимость, реактивность, нетерпеливость (высокие значения фактора D) были характерны для 20, 6% младших школьников Они сверхреактивны даже на слабые провоцирующие стимулы. Легко отвлекаются и плохо концентрируют внимание. Моторно растормо-женны и не только чрезвычайно активны, но даже самонадеянны. Внешне дети производят впечатление очень живых, беспокойных, непоседливых и надоедливых. Они не могут усидеть на месте. Делают массу помарок. Много говорят. По данным авторов адаптации вопросника, эти свойства личности формируются и на основе темперамента, и под влиянием неправильного воспитания [1]. Сдержанность, флегматичность, неторопливость (низкие значения фактора D) характеризовали только 12, 5% обследованных нами детей. Низкий самоконтроль и плохое понимание социальных нормативов (низкие значения фактора Q3) выявлены у 19, 8% детей. Эти школьники плохо умеют контролировать свое поведение и плохо организованны. В школе таким детям трудно. Если другие шумят и шалят, они шумят и шалят тоже. Вместо уроков они бы с большим удовольствием пошли в кино, играли бы в разные игры или даже «катались бы на автомобиле». Высокий самоконтроль и хорошее понимание социальных нормативов (высокие значения фактора Q3) отмечены реже, у 11, 3% школьников. Различия в частоте отклонений в сторону высоких и низких значений по другим факторам были не столь существенными. Приведенные нами данные позволяют составить обобщенный психологический портрет детей младшего школьного возраста. Это дети напряженные, тревожные, робкие, чувствительные, легко возбудимые, с низким самоконтролем. Характерные для младших школьников отклонения свойств личности позволяют считать, что их главной особенностью является обостренная эмоциональность. Интересно также проследить различия в отклонениях личностных свойств у мальчиков (120 чел.) и девочек (137 чел.), которые приняли участие в нашем исследовании. Более чем у 20% мальчиков выявлены такие отклонения свойств личности: • напряженность, раздражительность, фрустрированность (34, 2%), • робость, застенчивость, чувствительность к угрозе (31, 7%), • чувствительность, нежность, зависимость от других (27, 5%), • добросовестность, исполнительность, ответственность (24, 2%), • тревожность, озабоченность (21, 7%), • доминантность, независимость, напористость (20, 8%), • высокая степень сформированности интеллектуальных функций (20, 8%). Более чем у 20% девочек отклонения личностных свойств были следующими: • напряженность, раздражительность, фрустрирован-ность (50, 4%) • тревожность, озабоченность (43, 8%), • робость, застенчивость, чувствительность к угрозе (29, 2%), • недобросовестность, безответственность (27, 7%), 152 • низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов (27, 0%), • замкнутость, недоверчивость, обособленность, равнодушие (27, 0%), • легкая возбудимость, реактивность, нетерпеливость (22, 6%), • высокая степень сформированности интеллектуальных функций (22, 6%). Статистически значимые различия прослеживались по трем позициям. Девочек достоверно чаще, чем мальчиков, отличали высокая напряженность (р< 0, 02) и тревожность (р< 0, 02). Кроме того, девочки, в отличие от мальчиков, чаще выступали как недобросовестные и безответственные, с точки зрения взрослых (р< 0, 001). Кроме того, на уровне сильной тенденции, девочки по сравнению с мальчиками чаще были замкнутыми, недоверчивыми, отличались низким самоконтролем и плохим пониманием социальных нормативов. Все эти данные позволяют сделать вывод о большей эмоциональной нестабильности девочек (высокая тревожность и напряженность) и об их склонности к иррациональному поведению (безответственность, плохое понимание социальных нормативов). Сравнение детей по возрасту выявило только одно статистически значимое различие. Так, среда школьников старшей возрастной группы (10—11 лет) достоверно чаще встречались неуверенные в себе и легко ранимые дети (низкие значения фактора С). Возможно, что это является следствием гормональных перестроек в преддверии подросткового полового созревания. Такие ребята остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, отличаются лабильностью настроения, плохо контролируют эмоции и трудно приспосабливаются к новым условиям. По данным И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской, к неуверенности в себе младших школьников нередко приводит неблагополучие в учебной деятельности [1]. По нашим данным, дети с низкими значениями фактора С чаще обнаруживаются среди одаренных детей из эстетических классов и среди детей с задержкой психического развития, чем среди школьников из обычных классов [78]. По-видимому, эти школьники, взрослея, набираясь опыта и сравнивая себя с другими детьми, осознают свою непохожесть на других и начинают формировать психологические комплексы. Так, низкая степень сформированности интеллектуальных функций у детей с задержкой психического развития, выступающая в качестве первичного дефекта, нередко обуславливает вторичные психические нарушения: замкнутость, неуверенность, зависимость от других. Замкнутость и неуверенность, в то же время, могут явиться следствием не только низкого, но и высокого интеллекта, так как люди со средним уровнем умственного развития, составляющие большинство, склонны отвергать как менее, так и более умных людей [81]. Варианты формирования типа личности Тип темперамента и характера, акцентуация характера, личностный тип — это те важные категории, которые не только обуславливают индивидуальные различия человека, но и служат адекватной «мишенью» для коррекции в тех случаях, когда психологическая и социальная адаптации личности по каким-то причинам затруднены. Так, В. Н. Мясищев, один из методологов проблемы «трудного» детства, на основе своих наблюдений дифференцировал следующие случаи [71]: • Эмоционально неустойчивые дети (как правило, из семей без твердого руководства, определенного режима, последовательного образования с раннего возраста). • Легко возбудимые, аффективные, «взрывчатые» дети (происходящие чаще всего из социально неблагополучных семей). • Дети с эгоистическими наклонностями (из семей, где ребенка излишне балуют). • Замкнутые, недоверчивые, скрытные дети (формируются в обстановке конфликтных ситуаций в семье, деспотического воспитания, заброшенности, оскорбительного отношения). Принято считать, что характер ребенка формируется в подростковом возрасте [59, 60, 123]. В то же время и у детей 8—12 лет с помощью специальных методов анализа можно выделить различные варианты формирования типа личности [4]. Мы провели диагностику типологии личности у 258 учащихся начальных классов нескольких школ Санкт-Петербурга в рамках разрабатываемой нами программы профилактики нервно-психических нарушений у школьников. Первоначально, с помощью адаптированного варианта детского личностного вопросника Р. Б. Кеттелла, были выявлены свойства личности учащихся 7—11 лет [74, 78], а затем, на основе процедуры детерминантного анализа, определены их наиболее характерные сочетания. Эти характерные сочетания личностных свойств мы рассматриваем как возможные варианты формирования типа личности младших школьников (см. табл. 2). Всего нам удалось выявить восемь вариантов: 1. Гармоничный (два подтипа): интеллектуально одаренный и социально смелый 2. Конформный 3. Чувствительный 4. Тревожный 5. Доминирующий 6. Интровертированный (два подтипа): активный и пассивный 7. Инфантильный (два подтипа): моторно-растормо-женный и апатичный 8. С задержкой интеллектуального развития (два подтипа): подчиненный пассивный и добросовестный нормативный. Представленные в таблице 2 данные показывают, что эти типологические варианты можно объединить в группы на основе общих признаков. Наиболее интересными из них, на наш взгляд, являются следующие: • Замкнутость — открытость (фактор А). Замкнутыми, недоверчивыми, отгороженными от других оказались ребята интровертированные, инфантильные и I подтип детей с задержкой интеллектуального развития. Открытыми, общительными, доброжелательными — дети гармоничного, конформного и чувствительного типов. Сразу отметим, что примерно на такие же группы они делились по значению фактора С: неуверенность в себе — уверенность в себе. • Сдержанность — возбудимость (фактор D). Сдержанными, флегматичными, неторопливыми были ребята гармоничного, конформного, чувствительного типов, инфантильные апатичные и дети с задержкой интеллектуального развития. Напротив, легко возбудимыми, реактивными и нетерпеливыми оказались доминирующие, интровертированные и инфантильные моторно-расторможенные дети. • Расслабленность — напряженность (фактор Q4). Расслабленными, спокойными, невозмутимыми были дети гармоничные интеллектуально одаренные (I подтип), конформные, чувствительные, с задержкой интеллектуального развития. Напряженными, раздражительными, фрустрированными — тревожные, доминирующие, интровертированные и инфантильные дети. • Низкая степень сформированное™ интеллектуальных функций — высокая степень сформированное™ интеллектуальных функций (фактор В). Низкий уровень интеллекта отличает конформных, инфантильных детей и детей с задержкой интеллектуального развития. Высокий уровень — гармоничных, доминирующих, интровертированных активных школьников. • Послушание — 'доминантность (фактор Е). Послушными, зависимыми, подчиненными были дети конформные, чувствительные, тревожные, с задержкой интеллектуального развития, а доминантными, независимыми, напористыми — интеллектуально одаренные, доминирующие и интровертированные активные дети. • Робость — социальная смелость (фактор Н). Робкими, застенчивыми, чувствительными к угрозе были дети тревожные, интровертированные и инфантильные. Социально смелыми, непринужденными в общении — гармоничные, конформные и доминирующие дети. Таблица 2 Свойства личности у младших школьников с различными вариантами типа личности Рассмотрим типы личности младших школьников более подробно (см. также приложение I). 1. Гармоничный тип (всего 34 человека, т. е. 12, 4% обследованных детей: 17 мальчиков и 15 девочек). Свойства личности ребенка: открытый, с высоким уровнем интеллекта, уверенный в себе, сдержанный, добросовестный, социально смелый1. Можно видеть, что эти свойства позволяют ребенку успешно адаптироваться к социуму и стать активным участником общественно-трудовой деятельности. В рамках этого типа выделено два подтипа: интеллектуально одаренные и социально смелые дети. I подтип, интеллектуально одаренный (всего 8 человек, или 3, 1%: 6 мальчиков и 2 девочки). Свойства личности ребенка2: с высоким уровнем интеллекта, спокойный, открытый, уверенный в себе, сдержанный, доминантный, добросовестный, осторожный, социально смелый, с хорошим самоконтролем, расслабленный. У этих детей оказались самые высокие значения интеллекта и самая хорошая эмоциональная уравновешенность. Их свойства личности — это те индивидуально-психологические особенности, которые являются желательными в ребенке для большинства родителей и педагогов и поэтому могут быть положены в основу создания психологического портрета «идеального школьника». К сожалению, школьники этого подтипа составили лишь 3, 1% общего количества обследованных детей. ______________________________________ 1 Свойства личности определяются усредненным значением фактора: больше чем 6 стенов (+), меньше чем 5 стенов (—). Достоверность разности средних значений свойств детей с различными вариантами формирования типа личности устанавливалась с помощью t-критерия Стьюдента. 2 Здесь и ниже мы будем перечислять свойства ребенка от более выраженных к менее выраженным в структуре его личности.
Как отмечает Э. М. Александровская [4], практическая направленность таких учащихся проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, в стремлении к хорошим результатам. Основой этому служит высокий уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, хорошее владение логическими и математическими операциями, а также легкость усвоения новых знаний. В целом сочетание их личностных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает интеллектуально одаренным учащимся быструю и эффективную адаптацию. Отметим также, что обнаруживаемая у этих детей доминантность (склонность к самоутверждению, лидерству, проивопоставлению себя окружающим) в сочетании с высоким интеллектом и открытостью обеспечивает успешность детей в сфере общения и лидерства [81]. Это проявляется в легкой приспособляемости к новым ситуациям и непринужденном вступлении в контакты с другими людьми, а также в тенденции руководить играми и занятиями других детей, генерировать идеи и решения задач, проявлять инициативу в общении со сверстниками, принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для этого возраста. Следует, однако, иметь в виду, что свойство доминантности, которое присутствует у этих детей, может обусловить наличие у них поведенческих проблем, например, агрессивности как выражения потребности к самоутверждению. По данным И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской [1], высокие значения фактора Е регистрируются у тех, кто имеет склонность противопоставлять себя другим, отличается стремлением к лидерству и независимости. Для иллюстрации приведем следующий пример. Когда мы попросили детей нарисовать неприятные для них жизненные ситуации, мальчик Рома 9 лет, у которого был диагностирован интеллектуально одаренный подтип личности, нарисовал драку со сверстником. Рисунок был озаглавлен весьма красноречиво «Когда я побежден». Таким образом, смыслом существования детей этого подтипа можно считать победы, или жизненный успех. Значит, отрицательные переживания у них будут возникать, когда по каким-то причинам они не смогут быть победителями. II подтип — социально смелый (всего 24 человека, или 9, 3%: 11 мальчиков и 13 девочек). Свойства личности ребенка: социально смелый, открытый, уверенный в себе, добросовестный, с высоким уровнем интеллекта, сдержанный. Достоверные отличия от I подтипа: не столь высокий уровень развития интеллекта, средняя степень самоконтроля, доминантности и напряженности. Главной чертой этих детей является умение ладить и взаимодействовать с окружающими людьми — и детьми, и взрослыми, — вследствие открытости и уверенности в себе. Если профиль интеллектуально одаренных ребят можно рассматривать как «идеальный» вариант формирования личности ребенка, то профиль детей социально смелых — как то гармоничное сочетание свойств личности, которое на практике встречается чаще и достаточно успешно адаптирует ребенка к социальному окружению. Существенно, что у детей этого подтипа самым неприятным событием в жизни были не удовлетворяющие их школьные отметки. Однако это была просто констатация факта, что какая-то плохая отметка, от кола до тройки, получена. Ни о каких переживаниях по этому поводу дополнительно не сообщалось. 2. Конформный тип (6 человек, или 2, 3%: 4 мальчика и 2 девочки). Свойства личности ребенка: открытый, расслабленный, интеллект ниже среднего уровня, с высоким самоконтролем, уверенный в себе, сдержанный, послушный, добросовестный, социально смелый, спокойный. Его профиль личности практически повторяет рисунок профиля интеллектуально одаренных школьников, за исключением «провалов» по факторам В и Е. Это означает, что конформные дети менее умные и не доминантные, а послушные. Согласно результатам исследования, они оказались самыми открытыми и общительными среди всех других групп школьников. Однако вследствие недостаточного развития интеллекта и послушания (уступчивости), конформные нередко попадают в сильную зависимость от ситуации и окружающих людей. К сожалению, из-за недоразвития познавательных функций эти дети не очень успешны в учебе. Если такой ребенок не справляется с учебной нагрузкой и попадает в число неуспевающих, а значит, отвергаемых, у него может проявиться склонность к неврозоподобным и астеническим расстройствам [4]. 3. Чувствительный тип (19 человек, или 7, 4%: 11 мальчиков и 8 девочек). Свойства личности ребенка: чувствительный, открытый, сдержанный, добросовестный, расслабленный, уверенный в себе, с высоким самоконтролем, послушный, осторожный. От школьников гармоничного типа их отличает обостренная чувствительность, еще большая добросовестность и средний уровень развития интеллекта. Доминирующими чертами детей чувствительного типа можно считать обостренную чувствительность и добросовестность. Это выражается в их мягкости, даже нежности и сентиментальности, доверчивости, ранимости, зависимости от мнения, настроения, отношения других шдей, а также в очень высоком чувстве долга, ответственности, исполнительности и аккуратности. Интересно, что одним из самых неприятных жизненных событий для детей этого типа является материальная утрата чужих вещей. Эту ситуацию дети очень тяжело переживают («Я разбила мамину любимую вазу и не нахожу себе места»). В этой особенности проявляется высокая моральная нормативность и некоторый инфантилизм интересов и ценностей чувствительных школьников. (Возможно, это в некоторой степени объясняется тем, что в нашей выборке 16 из 19 детей чувствительного типа относились к младшей возрастной группе.) Отметим: детей трех рассмотренных выше типов объединяет открытость (общительность), уверенность в себе и добросовестность. Эти свойства лежат в основе их лучшей, по сравнению с другими детьми, социальной приспособленности [1]. 4. Тревожный тип (всего 5Q человек, или 19, 4%: 22 мальчика и 28 девочек). Свойства личности ребенка: тревожный, чувствительный, робкий, послушный, с высоким самоконтролем, добросовестный, осторожный, напряженный. Основными при разграничении гармоничных и тревожных школьников можно считать семь факторов, по которым обнаружены статистически значимые отличия. Гармоничных отличает открытость, высокий уровень интеллекта, уверенность в себе, сдержанность, а тревожных — тревожность, чувствительность и социальная робость. Надо также иметь в виду, что по некоторым свой-гвам личности тревожные дети похожи на чувствительных. И тех и других характеризует средний уровень развития интеллекта, чувствительность, осторожность, добросовестность, послушание. Статистически значимые отличия между типами состоят в следующем. Дети чувствительного типа более открыты, уверены в себе, сдержанны, добросовестны, не столь застенчивы в социальных контактах. Дети тревожного типа тревожны и напряженны. Их отличают повышенная впечатлительность, излишнее волнение, пониженное настроение, постоянное предчувствие угрозы, опасности и, как результат, — повышенная напряженность. По нашим данным, это нередко бывает следствием психотравмирующего опыта — тех опасных и неприятных жизненных событий, которые уже пережили эти школьники. Например: «У меня была ситуация, когда я шел домой один и на меня напали большие пацаны, и начали требовать драгоценные вещи. Но у меня ничего не было». Или: «Я нарисовал, как меня побили на улице и откололи ползуба», «Потерялась», «Чуть не попал подмашину». На основе пережитого, тревога как предчувствие опасности становится стойким эмоциональным состоянием ребенка. Зависимость от этого доминирующего состояния может вызвать у некоторых тревожных детей затруднения в усвоении школьной программы. Напомним, что тревожность — это характерная возрастная черта младшего школьника. По-видимому, вследствие этого детей тревожного типа в нашей выборке оказалось больше всего. Как отмечает Э. М. Александровская, ведущей направленностью ребят чувствительного и тревожного типов является общение, т.к. именно социальное взаимодействие служит источником получения эмоционального подкрепления, столь для них необходимого. Ожидание положительной оценки своих действий со стороны окружающих, зависимость от их мнений, оценок и отношений может предопределять трудности в сфере общения [4]. 5. Доминирующий тип (всего 45 человек, или 17, 4%: 17 мальчиков и 28 девочек). Свойства личности ребенка: напряженный, доминантный, склонный к риску, легко возбудимый, тревожный, недобросовестный, с низким самоконтролем, с высоким уровнем интеллекта, социально смелый, реалистичный. От гармоничного типа доминирующих школьников отличает склонность к риску, недобросовестность, плохой самоконтроль, напряженность, не столь выраженная открытость. Однако доминирующие тоже обладают высокой степенью сформированно-сти интеллектуальных функций и социальной смелостью. С интеллектуально одаренными школьниками их, кроме этого, объединяет свойство доминантности. Характерными чертами детей доминирующего типа является склонность к риску, беспечность и храбрость. Ни в одном другом типологическом варианте личности младших школьников высоких значений фактора F обнаружено не было. Детей, имеющих высокую оценку по этому фактору, отличают: энергичность, активность, отсутствие страха в ситуации повышенного риска; им присущи переоценка своих возможностей и даже чрезмерный оптимизм [1]. Если проанализировать неприятные ситуации, участниками которых были такие дети, можно заметить, что многие из этих ситуаций доминирующие создали сами благодаря своим личностным особенностям. Например: «Был будильник, и он упал с ниточки, торчавшей из окна». Или: «Падают 4 банки компота, и разбивается кружка. Это мы в прятки играли с девочками и сестрой», «Я облил кипятком кошку», «Конфликт с папой», «Не хочу делать уроки». Существенно, что дети этого типа не придают большого значения отметкам, много конфликтуют, шалят. В основе трудностей их адаптации, связанных с усвоением норм поведения, лежит сочетание высокой активности, склонности к риску и низкого самоконтроля. Если окружающие пытаются противодействовать стремлениям доминирующих детей, подавить, подчинить их, возникает конфликтная ситуация. Дизадаптация проявляется в виде реакции активного протеста и повышения тревожности и напряженности. Может возникнуть недоверие ко взрослым. При сохранении неблагоприятной ситуации такая защитная реакция становится привычным модусом поведения [1]. Интересно, что склонность к риску, бесстрашие в сочетании с высоким интеллектом — свойство одаренных людей. Наш анализ показал, что школьники доминирующего типа, особенно мальчики, чаще представлены среди учащихся эстетических, а не обычных классов. 6. Интровертированный тип (всего 52 человека, или 20, 1%: 30 девочек и 22 мальчика). Свойства личности ребенка: замкнутый, неуверенный в себе, легко возбудимый, недобросовестный, робкий, тревожный, с низким самоконтролем, напряженный. Все перечисленные свойства могут спровоцировать трудности адаптации. Выделяют два подтипа интровертированных детей: активный и пассивный. I подтип — интровертированный активный (всего 39 человек, или 15, 1%: 20 девочек и 19 мальчиков). Свойства личности ребенка: напряженный, тревожный, робкий, замкнутый, легко возбудимый, доминантный, неуверенный в себе, с низким самоконтролем, с высоким уровнем интеллекта, недобросовестный. Следует обратить внимание на два свойства, которые объединяют интровертированных активных, интеллектуально одаренных и доминирующих детей. Это — высокий уровень интеллекта и доминантность (склонность к самоутверждению). Однако еще большее количество признаков эти группы разделяет. Интровертированных активных детей, в отличие от интеллектуально одаренных, характеризуют: напряженность, тревожность, социальная робость, замкнутость, низкий самоконтроль, возбудимость, недобросовестность, неуверенность в себе. По сравнению с доминирующими, дети рассматриваемого подтипа — замкнутые, неуверенные в себе, робкие, осторожные. Кроме того, они еще больше, чем доминирующие, напряженны, тревожны и возбудимы. Такие отклонения свойств личности неизбежно будут лежать в основе жизненных трудностей школьника, провоцируя целый спектр эмоциональных и поведенческих проблем. По данным Э. М. Александровской, характерной для интровертированных активных ребят является направленность на познавательную деятельность [4]. В то же время, высокий уровень развития интеллекта сочетается у них с пониженным контролем за окружающей действительностью в силу их замкнутости и социальной робости. Они живут в своем внутреннем мире, поэтому очень часто просто не обращают внимания на то, что их окружает. При анализе неприятных ситуаций, которые рисовали эти дети, самыми интересными нам показались ситуации с учебой и фрустрированными потребностями. Ситуации с учебой: «Я не могу справиться с задачей», «Мне никак не сделать природу», «Каникулы еще через два дня. Ждем каникул. Спать хочу. В школу не хочу. На дачу хочу. Телевизор хочу смотреть». Трудности подстерегали детей не в результате, а в самом процессе деятельности, в процессе ожидания, нежелания что-либо делать. Примеры фрустрированных потребностей: «Никак не перейти дорогу», «Хочется мороженого, да денег нет. Мне очень хочется его, ну очень! Я его люблю это мороженое, обожаю. Но нельзя. Мы уходим из магазина». В основе таких переживаний лежит избыток внутренних побуждений, порой не находящий практической разрядки, постоянный внутренний конфликт между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо». Неудивительно, что такие особенности могут привести к общей невротизации личности ребенка. Как отмечено в литературе, специфическим признаком дизадаптации для этой группы детей является синдром повышенной аффективной возбудимости в виде реакции активного протеста (потеря контроля над своими действиями, агрессивность) [4]. В то же время, высокая познавательная активность в сочетании со склонностью к самоутверждению обеспечивает успешность этих детей в самых разных видах учебной и творческой деятельности. Так, по нашим данным, интровертированные активные школьники чаще других были представлены среди учащихся школ-лицеев гуманитарно-художественной ориентации. II подтип — интровертированный пассивный (всего 13 человек, или 5, 0%: 3 мальчика и 10 девочек). Свойства личности ребенка: напряженный, робкий, тревожный, с низким самоконтролем, замкнутый, недобросовестный, возбудимый, неуверенный в себе. Достоверные отличия от гармоничных детей наблюдаются по всем этим признакам. В отличие от детей интровертированного активного типа, пасивные более замкнуты, не столь напряженны, их характеризует средний уровень интеллекта и доминантности. Можно видеть, что в плане социальной адаптации эти дети, по сравнению с уже рассмотренными типами, — самые незащищенные, поскольку характерные для них свойства личности не могут обеспечить такому ребенку успешное взаимодействие с окружающим миром. Да, они могут существовать в своем внутреннем мире. Но как только оказываются во внешнем мире, им очень трудно справиться со множеством опасностей, которые их там подстерегают. Примером может служить рассказ девятилетней Маши О.: «Я очень-очень долго делаю уроки и очень-очень устаю! Мои проблемы — двойки, чашку разбила, упала с велосипеда в канаву, умерла собака, ошибки, помарки, ругают, бабушка умерла, не успеваю делать уроки». По нашим данным, устойчивость к стрессу у этих детей — низкая, поэтому их можно рассматривать как «группу риска» возможной психической и социальной дизадаптации. Характерной для них является реакция ухода в себя, сопровождаемая страхами, депрессивным фоном настроения, расстройствами сна, повышенной утомляемостью [4]. По нашим данным, в неприятных для себя жизненных ситуациях учащиеся интровертированного пассивного типа с высокой частотой используют всего четыре стратегии совладания со стрессом (в целом по группе обследованных детей таких стратегий — одиннадцать). При этом ни одна из копинг-стратегий не помогает им с высокой степенью эффективности. 7. Инфантильный тип (всего 38 детей, или 14, 8%: 17 мальчиков и 21 девочка). Свойства личности ребенка: замкнутый, с низким уровнем интеллекта, неуверенный в себе, робкий, с низким самоконтролем, напряженный. Отличается от гармоничных детей по всем этим признакам. Отметим, что в эту группу попали учащиеся из классов с разным профилем обучения: эстетическим, обычным и коррекционным. Характерными свойствами личности детей этого типа являются низкий уровень интеллекта, а также неуверенность в себе и социальная робость. По нашему мнению, именно эти свойства являются их слабым местом. Низкие значения фактора С регистрируются у тех, кто оценивает себя как менее умного и способного по сравнению со сверстниками, остро реагирует на неудачи, обнаруживает неустойчивость настроения, плохо контролирует свои эмоции, раним и неустойчив, испытывает трудности в приспособлении к новым условиям. По нашим наблюдениям, неуверенность в себе часто формируется в тех случаях, когда дети по каким-то признакам (уровню интеллекта, социальной обеспеченности, внешним данным, физическому здоровью) не соответствуют большинству окружающих детей. Это порождает закрытый внутриличностный конфликт на почве комплекса собственной неполноценности и приводит к уходу в себя. Э. М. Александровская считает, что детей инфантильного типа характеризует задержка психического развития, либо в виде незрелости мотивационно-потребност-ной сферы, либо в виде интеллектуальных нарушений [4]. Их отличительной особенностью является направленность на игру. В рамках этого типа выделяется два подтипа: моторно-расторможенных и апатичных детей. При этом основным фактором, который позволяет дифференцировать два подтипа, является фактор D. Он находит свое отражение в возбудимости детей первого подтипа и сдержанности, флегматичности и даже апатичности — второго. I подтип — инфантильный моторно-расторможенный (28 человек, или 10, 9%: 12 мальчиков и 16 девочек). Свойства личности ребенка: с низким уровнем интеллекта, неуверенный в себе, робкий, замкнутый, легко возбудимый, напряженный, с низким самоконтролем. II подтип — инфантильный апатичный (всего 10 человек, или 3, 9%: 5 мальчиков и 5 девочек). Свойства личности ребенка: напряженный, замкнутый, робкий, с низким уровнем интеллекта, неуверенный в себе, сдержанный, недобросовестный, чувствительный, тревожный, с низким самоконтролем. От I подтипа его отличают чувствительность и сдержанность. Мы считаем, что у этих детей тип личности еще достаточно неопределенный, поэтому, по мере взросления ребенка, он может претерпеть особенно большие изменения. 9. Тип личности детей с задержкой интеллектуального развития (всего 13 человек, или 5, 1%: 10 мальчиков и 3 девочки). Свойства личности ребенка: низкий уровень интеллекта, неуверенный в себе, сдержанный, послушный, осторожный, чувствительный, тревожный, расслабленный. Этот тип впервые был выделен и описан нами. Он был определен только у школьников с диагнозом «задержка психического развития», которые обучались в коррекционной школе [79]. Основные отличия от гармоничного типа: низкий интеллект, неуверенность в себе, послушание, чувствительность, тревожность. Основные отличия от инфантильного типа: послушание, осторожность, расслабленность. Главная проблема детей с задержкой интеллектуального развития состоит в очень низкой степени сформированности интеллектуальных функций, преобладании конкретных форм мышления, плохом внимании и утомляемости (фактор В—), а также в замедленности психических реакций, общей расслабленности, безынициативности, т. е. в низком энергетическом потенциале личности (факторы D—, Q4—). Компенсировать этот недостаток дети стараются, с одной стороны, подчиненностью, зависимостью от любых более сильных людей — детей и взрослых, а с другой — добросовестным исполнением их требований. В рамках этого типа можно выделить два подтипа: подчиненных пассивных и добросовестных нормативных детей. I подтип — подчиненный пассивный (всего 4 человека, или 1, 6%: 2 мальчика, 2 девочки). Свойства личности ребенка: послушный, с низким уровнем интеллекта, неуверенный в себе, осторожный, тревожный, сдержанный, расслабленный, чувствительный, замкнутый. II подтип — добросовестный нормативный (всего 9 человек, или 3, 5% — 8 мальчиков и 1 девочка). Свойства личности ребенка: с низким уровнем интеллекта, с высоким самоконтролем, добросовестный, послушный, чувствительный, осторожный, сдержанный, неуверенный в себе, тревожный, робкий и расслабленный. Определенные нами варианты формирования типа личности младших школьников частично совпадают по своим характеристикам с типами, описанными Э. М. Александровской, частично — не совпадают. Кроме того, в нашем исследовании дети не разделяются на группы хорошо приспособленных к школе и группы испытывающих трудности в адаптации. Мы просто обращаем внимание на то, отклонения каких личностных свойств может привести к дизадаптации учащихся любого из описанных типов. В третьей главе будут рассмотрены особенности защитного поведения детей с различными вариантами формирования типа личности на основе анализа частоты использования и субъективной оценки эффективности детских копинг-стратегий. * * * Поступление ребенка в школу и включение в новую учебную деятельность требует от него определенного уровня развития познавательных процессов: дифференцированности восприятия, произвольности внимания и памяти, сформированности мыслительных операций обобщения и отвлечения. У детей этого возраста такие познавательные функции еще находятся в процессе формирования, поэтому объективно обусловленное несоответствие некоторых детей требованиям учебной деятельности неизбежно порождает трудности в учебе и заставляет их переживать. Школьная жизнь, новая социальная ситуация, переживается как стрессогенная также в связи с тем, что она ставит ранее свободного в своих желаниях ребенка в состояние зависимости (конфликт «хочу» — «надо»). Такая зависимость от мнений и оценок не только родителей, но также учителей и сверстников, побуждает детей к сравнению себя с другими, к осознанию своих физических и психологических особенностей, толкает к самоутверждению и постепенно рождает чувство личности. Однако процесс самосознания всегда идет через переживание. Осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, их обобщение и борьба постепенно формируют уровень запросов ребенка к самому себе, к своим успехам и к своему положению. Такая внутренняя работа очень трудна для детей и неизбежно приводит к заострению эмоциональных свойств личности. Напряженность, раздражительность, фрустрированность, высокая тревожность, робость, застенчивость, чувствительность к угрозе, эмоциональная сенситивность, зависимость от других, высокая реактивность, возбудимость, нетерпеливость в сочетании с низким самоконтролем и еще недостаточным пониманием социальных нормативов — характерные свойства младших школьников. Их физиологическую основу определяет интенсивное физиологическое созревание у детей этого возраста, требующее большого напряжения от организма, возрастание подвижности нервных процессов и преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Эмоциональный уровень реагирования организма на «вредности» является отличительной особенностью этого возраста. С переходом к самосознанию, т. е. к осознанию себя как отличного от других, связано формирование того или иного типа личности. У детей младшего школьного возраста уже можно вьщелить определенные типы, самыми характерными из которых, по нашим данным, оказались интровертированный (20, 1%), тревожный (19, 4%) и доминирующий (17, 4%). Гармоничный тип, самый частый по данным литературы, в нашей выборке встретился реже (12, 2%). Отличительной особенностью интровертированных, тревожных и доминирующих детей является, прежде всего, повышенная эмоциональность. Это диктует необходимость проведения психопрофилактической и психо-коррекционной работы с такими детьми, направленной в первую очередь на осознание и отреагирование ими своих проблем и трудностей, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование адекватного образа «Я», обучение эффективным способам поведения и навыкам самопомощи. Важным моментом такой работы является внимательное изучение защитного поведения детей.
|