![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие сознания
В психологии сознание рассматривается как особая форма внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле — его модель. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает появление у человека этой формы. Направляющее влияние этой модели на поведение предстает как принцип единства сознания и деятельности: деятельность человека направляет и определяет развитие его сознания, а последнее, все в большей степени осуществляя регуляцию деятельности, улучшает приспособленность человека к внешнему миру. Это улучшение происходит за счет того, что сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. В этом внутреннем плане синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде [57]. Сознание развивалось как особое продолжение восприятия; это — восприятие внутреннего мира. В этом смысле сознание родственно зрительному восприятию, но ему доступны элементы внутреннего мира (образы, мысли, воспоминания, переживания). Вместе с тем, ему присущи те же характеристики: четкость и расплывчатость, наличие центра и периферии, большая или меньшая широта поля зрения. С другой стороны, оно родственно эмоциям, т. к. осознание как усвоение информации достигается при посредстве переживания, что приводит не к мнению, а к убеждению. Как сознание может направлять поведение? Произвольная регуляция поведения человека организуется благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленная манипуляция объектами. Она позволяет сопоставлять текущее поведение с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Опираясь на внутреннюю модель мира, оно определяет предварительное мысленное построение действий, предвосхищение их последствий, контроль за своевременной сменой стратегии. Так возникает способность человека отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем мире. Сознание создает для человека возможность выработать свою жизненную программу путем выдвижения определенных целей и задач. В структурах сознания синтезируются все формы и виды отношений, определяя глубинные процессы самооценки и самосознания [91]. Многие ученые отождествляют сознание с вербализованным материалом психики, а бессознательное — с невербальным поведением, т. е. не закрепленным в словах. Такой подход поддерживается наблюдениями, что в большей мере бессознательны те знания, которые накоплены без участия речи. Венцом развития высших психических функций является развитие самосознания, «Я»-концепции. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом в отношении человека к себе выступают, прежде всего, другие люди. Эта система взглядов на себя и других становится все более содержательной по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. При этом, чем больше своих качеств вычленяет и относит к себе человек, чем сложнее эти качества, тем выше уровень его самосознания. Однако содержание самосознания зависит не только от уровня знания о себе, но и от отношения к себе — самооценки, т. е. от соотношения успехов и притязаний, от успешности деятельности человека. Сознание созревает одновременно с произвольным движением, поскольку оно создает условия для осознания ребенком своих действий и сопровождающих их переживаний. Начало формирования «Я» связано с управлением ребенком своими естественными отправлениями. В дальнейшем самосознание прогрессирует по мере усложнения двигательного репертуара и нарастания социальных связей ребенка. Одним из существенных условий развития самосознания является освоение речи. С появлением речи возникает возможность расчленять сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, и присваивать им разные названия. Тогда любое возбуждение может быть «вырвано» из его естественной связи и удержано в памяти отдельно и изолированно от других. Тем самым создаются условия для отделения возбуждений, идущих из внешней среды, от возбуждений, идущих со стороны внутренних органов [95]. Таким образом, у ребенка возникают предпосылки для выделения себя из внешнего мира. Ранние стадии в развитии самосознания сопоставляются с переходом ребенка от случайных действий к целенаправленным поступкам. Сначала возникает ощущение, что «Я» — это тело. Части собственного тела осознаются ребенком по мере того, как он становится способным произвольно ими управлять. Отделение себя от собственных действий закрепляется в усвоении ребенком собственного имени. В два года возникает классическая формула «Я сам». До этого дети говорят о себе в разных лицах: «Не шуми», «Митя умылся». Приблизительно к трем годам ребенок полностью овладевает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи. Постепенно понимание своего «Я» у ребенка расширяется и включает не только себя, но и близких: «мой папа», «моя мама», «моя бабушка». Развиваясь, человек втягивает в свое «Я» все больше объектов: одежду, семью, домашний очаг, имущество, результаты своего труда, потребности. Осознание детьми своего «Я» происходит постепенно. Вначале ребенок осознает действия других людей, затем через них — и собственные действия; их вычленение связано с развитием подражания, представления и звуковой речи. Подражание и представление развертываются в двух различных планах: первое — в двигательноьм, второе — в плане образов и символов, но они имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражание и представление позволяют осуществлять сведение впечатлений ребенка в единую вневременную структуру, не зависящую от темпа развития событий во внешней среде, — так называемую модель мира. В модели мира происходит организация ценностей за счет соотнесения мотивов и действий, и к концу дошкольного периода у ребенка возникает относительно устойчивая иерархическая система мотивов, что превращает его из существа ситуативного, подчиненного непосредственным раздражителям и сиюминутным побуждениям, в человека организованного, способного руководствоваться устойчивыми желаниями. Существенное влияние на развитие и закрепление определенных мотивов и целей оказывают поощрения в наказания, применяемые в процессе воспитания. Наказание обычно имеет целью исключение поступков, вызванных нежелательными мотивами. Однако экспериментальные исследования показали, что наказание за совершение какого-либо действия и связанные с ним отрицательные эмоции не исключают его повторения в будущем, а лишь несколько понижают его вероятность. Для надежного предотвращения нежелательных поступков необходимо, чтобы они утратили свою привлекательность и перестали вызывать положительные эмоции у человека, поскольку только положительные эмоции способствуют закреплению потребности и выступают как инструмент потребностей развития. Каждое достижение приносит мощное положительное эмоциональное подкрепление и тем самым дает силы для следующих продвижений. (Совокупность шагов от мотива до достижения ближайшей цели, по дороге ко все более отдаленным и значимым, и составляет освежающее счастье молодости: «Не вышло сейчас? Ничего, впереди еще много времени и еще много сил. Все успеем!») В дошкольном возрасте мотивы ребенка все больше определяются сознательно поставленной целью. Постепенно временной интервал, когда определен ведущий мотив, придающий всему поведению определенный смысл, удлиняется, но он еще не велик, и поэтому в детском и подростковом периодах процессы формирования новых мотивов, установок и целей протекают весьма бурно.
|