Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Болезни и смерть близких людей
Названия рисунков детей говорят сами за себя: «Умер дедушка», «Умерли папа и мама (вообразил)», «Брат сломал руку», «Брат сломал ногу», «У мамы болит нога», «Папа попал в аварию», «Умерла бабушка», «Умерла прабабушка», «Мама попала под машину», «Мой дедуля часто болеет». Особое качество детей, поддерживающее их в трудные минуты, — вера в то, что будущее окажется благополучным. Даже переживая смерть родителей, дети используют защитный механизм в форме отвергания смерти, — несмотря на то, что уже имеют о ней некоторое представление. Когда ребенок теряет надежду на благополучное будущее, он останавливается в своем развитии и может даже регрессировать. Д. Н. Исаев, всесторонне изучивший формирование понятия смерти в детском возрасте, отмечает, что для ребенка смерть любого члена семьи — психическая травма [41]. При приближении неизбежной смерти близкого человека возникает острый страх остаться одному, первично основанный на страхе разрыва с матерью. Если у дошкольников непосредственная реакция на смерть обычно отсутствует, то младшие школьники уже могут комментировать происходящее, хотя отношение к смерти тоже может казаться неадекватным. У них острая реакция на потерю часто не возникает немедленно, даже если и появляется печаль. В некоторых случаях вместо непосредственных реакций наблюдаются отдаленные, лишь спустя год, проявления горя. Рассказ Максима 3., 10 лет [11]: «Мне не хочется вспоминать, как мой дедушка умер. Меня всего переполнило горем и виной, когда умер мой дедушка. Вину испытал, потому что я всегда строил козни дедушке и ругался с ним. Корову пугал, собаку дразнил, свиней гнилыми яблоками кормил...» Рассказ Андрея С., 8 лет [11]: «Когда мой папа заболел аппендицитом, я плакал. У меня болела голова, и я плохо учился. У меня лилась из носа кровь. Я еще делал уроки очень плохо. Когда он вышел из больницы, я был очень рад. Я боялся, что он умрет». Как уже было отмечено, сила детей — в убежденности, что будущее окажется благополучным. Росток способности рассуждать защищает ребенка от разочарований, доставляемых окружающим миром. Однако силы защиты не беспредельны, и такие мощные травмирующие события, как болезни и смерть близких людей могут нарушить его нормальное развитие и даже привести к регрессу. В младшем школьном возрасте резко увеличивается распространенность страха перед смертью родителей (у 98% мальчиков и у 97% девочек). Под влиянием повышенной эмоциональной чувствительности или неправильного воспитания беспокойство о возможном прекращении жизни может реализоваться в тяжелых и интенсивных переживаниях. Представления детей о смерти имеют возрастные и культурные особенности. Во-первых, они представляют ее в виде человека. Так, дети 5— 9 лет нередко либо связывают смерть с определенным лицом, либо идентифицируют ее с покойником. Во-вторых, они думают, что смерть невидима и прячется в таких местах, как кладбище. Часто смерть понимается как привидения и покойники, которые крадут детей. Некоторые дети считают, что смерть — это наказание за плохие дела. Как бы ребенок ни представлял себе смерть, необходимо организовать его поведение таким образом, чтобы снизить травматические последствия потери. Одним из таких приемов является оплакивание. Традиции прощания, похорон, поминок, оплакивания призваны способствовать отреагированию душевной травмы. Тем самым задача оплакивания близкого человека сводится к облегчению вследствие ослабления привязанности и зависимости от него. Когда переживание печали не приносит облегчения, у детей нередко наблюдаются различные психические феномены, вплоть до появление призрака родителя. Потеря родителя может привести к снижению настроения, нарушениям сна, ночным кошмарам, уменьшению массы тела, головным болям, потере интереса к учебе и к другой активной деятельности, отказу от посещения занятий. В результате пережитого понятие о смерти изменяется и может закрепиться реакция регресса. Как отреагирует ребенок и как он будет адаптироваться к этой трагедии, зависит от многих факторов: его возраста в момент смерти; пола родителя, который умер; обстоятельств, при которых произошла смерть; поведения оставшихся членов семьи и их способности восполнить утрату своим душевным участием. Таким образом, у дошкольников и младших школьников потеря близкого человека сказывается как на непосредственных переживаниях, так и на последующем развитии их личности, приводя к самым разным эмоциональным и поведенческим отклонениям.
|