![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прочие неприятные ситуации
Ситуации, вошедшие в эту группу, были связаны с проблемами одиночества, отношения к врачам, лечению, боли и болезни, а также неудовлетворенных желаний. Каждая из этих тем была представлена менее чем в 3% рисунков детей, поэтому мы не будем анализировать их подробно. Перечислим только наиболее яркие названия, которые дети дали рисункам на эти темы. Одиночество и разлука с близкими: «Мне грустно, если мамы нет дома», «Не могу найти маму», «Папа приезжает редко», «Бабушка уехала», «Потерялась в Болгарии». Отношение к врачам, лечению, боли и болезни: «Зубной врач», «Не хочу идти к зубному», «Прививки», «В поле кусают комары», «Я первый раз в больнице», «У меня от компьютера болит голова и от игр. Я очень устал», «У меня по ночам болит сердце. Колет». Неудовлетворенные желания: «Хочется мороженого, но денег нет», «Я хочу подставку для книг, а мне ее не покупают», «Не могу найти хорошие тапки». * * * Итак, мы привели перечень тех конкретных жизненных ситуаций, которые сами дети относят к трудным и неприятным. Детская память сохранила о них воспоминания. Именно эти ситуации дети по просьбе психолога смогли воспроизвести, нарисовать, описать и, таким образом, вновь пережить и отреагировать. С точки зрения взрослого эти события можно по-разному обобщать и классифицировать. Использовать, например, понятие «отношение» — и рассмотреть ситуации, связанные с учебной деятельностью (отметки, отношения с учителями, трудности с учебой), отдельно; с родными и близкими (потеря, болезнь, конфликт, непонимание, наказание) — отдельно; с социальными нормативами, требованиями и запретами — отдельно. Опираясь на более широкое понятие «стрессор», можно выделить более глобальные макроситуации: «потери» (вещи, человека, чувства защищенности, уважения и самоуважения) и «угрозы» (нападения, наказания, утраты). Однако нам хотелось сделать наше изложение сугубо конкретным и личным, помня об образности, эмоциональности и эгоцентризме детского мышления. Младшим школьникам еще трудно обобщать, оценивать происходящее со стороны, осознавать относительность жизненных событий. Дети живут в своих неприятных ситуациях. Они ими полностью захвачены. Им трудно выйти за их пределы. Именно поэтому мы решили в своем изложении опираться на непосредственные, яркие и детальные высказывания самих детей, предметно показав, что их расстраивает и пугает. Содержание этих рассказов подтверждает, что детские сомнения и переживания не всегда будут серьезно восприниматься или даже просто приниматься во внимание взрослыми, — этому мешает их взрослая логика и озабоченность другими проблемами. В связи с этим многие родители и учителя просто не замечают или не представляют, отчего расстроен, рассержен или чувствует себя виноватым их ребенок. Приведенные нами рассказы детей позволяют также увидеть, насколько по-разному они реагируют на жизненные трудности и неприятности. Кто-то плачет и страдает, кто-то пытается протестовать и отстаивать свои права. В любом случае именно от этих неприятных ситуаций наши дети вынуждены защищаться, используя типичные для их возраста стратегии и механизмы защиты. Уже на этом этапе выявились различия в развитии мальчиков и девочек, а также детей 7—9 и 10—11 лет. Эта динамика в дальнейшем материале будет существенно акцентрирована.
|