![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива
Учебный класс, создаваемый для выполнения школьниками учебной деятельности, это не аморфное образование, а живой социальный организм, который проходит в своем становлении определенные этапы развития. По мере включения детей в различные виды учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности и расширения сфер их взаимодействий как внутри класса, так и вне его, класс начинает функционировать не просто как учебная группа, а как качественно новое образование - субъект учебной деятельности и общения, как детский воспитывающий коллектив, обладающий возможностями усиливать эффективность обучения и воспитания.
Общие сведения о классе. История формирования класса. Состав по возрасту и полу. Профиль класса (общий, гуманитарный, математический и т.д.) Время возникновения класса, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей). Социальная характеристика семей учащихся. Содержание и характер деятельности класса Учение. Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся - в классе, школе, микрорайоне. Направленность деятельности класса. Мотивы, потребности, интересы, установки, преобладающие в жизни и деятельности класса. Активность учащихся в выполнении общегрупповых задач. Отношение учащихся к духовным запросам: литературе, учебе, искусству и т.д. Отношение к понятиям чести, справедливости, бескорыстия или эти качества не ценятся членами группы. Психологическая защищенность школьников в классе. Какими принципами руководствуются школьники при выполнении общегрупповых задач: подчиненным интересам школы, класса, или узкогрупповым задачам и интересам. Место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами группами в школе и вне школы. Особенности отношений школьников к выполнению общественных поручений, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности, в занятиях спортом, художественной самодеятельностью. Организационная структура классной группы. Характеристика выборного актива класса, органов самоуправления. Авторитет актива, его умение организовать класс на выполнение важнейших учебных и общественных задач. Неофициальный актив класса и его влияние на класс. Причины конфликтов в классе (если имеют место). Психологические особенности учащихся положительно или отрицательно влияющих на класс, но не входящих в выборный актив. Характеристика учебной и вне учебной деятельности класса Отношение учащихся к учебе в целом и к отдельным предметам. Участие класса в трудовой деятельности. Результативность, опыт совместного участия класса в общественно-полезном труде. Есть ли у школьников заинтересованность в успехе совместной деятельности. Профессионально-трудовая направленность учащихся класса. Особенности межличностных отношений в классе. Товарищество и дружба в классе. Дружба девочек и мальчиков в классе. Краткая характеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции отдельных школьников. Многие ли учащиеся из класса способны откликнуться на ту или иную просьбу об оказании помощи. Отношение в группе к учащимся с высоким уровнем развития интеллекта (относятся одобрительно или они не пользуются уважением). Отношение в группе к слабоуспевающим ученикам. Психологический климат в классе. Какие настроения, переживания и эмоции преобладают в классе. Каков характер отношений учащихся друг к другу и учителям? Каково самочувствие каждого учащегося в классе? Как реагирует группа на отрицательные и положительные оценки его деятельности? Отношение членов группы к успехам и неудачам товарищей. Нравится ли членам группы проводить свободное время или вместе работать со своими одноклассниками. Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Отношение в группе к шпаргалкам, списыванию, опаздыванию на уроки и пропуски занятий. Общественное мнение в классе. Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач. Какова общая интеллектуальная атмосфера в классе? В олевое единство класса. Способен ли класс создавать напряжение своих физических и духовных сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли перед собой класс общие цели и как стремится осуществлять. Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводить начатое дело до конца? Все ли члены группы целенаправленно и успешно осваивают учебные предметы? Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса. Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы, " трудные учащиеся" и их влияние на товарищей. Причины, вызывающие трудности в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста?
|