Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РИМ В ИНТЕРНЕТЕ 1 страница
www.romanet.it Программа римской жизни — все, чем можно развлечься в городе, от музеев до магазинов.
www.vatican.va Официальный сайт Ватикана — все, что нужно знать о папе, фресках Микеланджело и самом маленьком государстве мира. .
ПРИЕЗД
Для порядка стоит сообщить, что существуют еще электрички из аэропорта до станций Остиенсе (Ostiense) в южной части города и Тибуртина (Tiburtina) на северо-востоке. До места на них добираться дольше, зато народа там меньше и билет слегка дешевле — €5. Дальше можно будет пересесть на метро или городской автобус (это еще €1). www.adr.it, www.fiumicino-online.it Если вдруг вы прилетите ночью, когда никакие электрички не ходят, дождитесь автобуса, который за €5 доставит вас все до той же Тибуртины (остановка между терминалами A и С, отправление примерно раз в час с 1.15 до 5.00; в обратном направлении путешествие обойдется всего в €3, 62, последний рейс — в 3.45). Оттуда до нужного места можно добраться на городском ночном автобусе или на такси — это в любом случае дешевле, чем брать такси прямо в аэропорту (€35-40, если вы сторгуетесь с таксистом, и €40-60 — если поедете по счетчику). Днем на такси ехать довольно бессмысленно: по дороге вы обязательно попадете в пробку, а то и не в одну. Однако по дороге обратно, особенно если у вас много багажа, можно заказать до аэропорта такси-шатл за €26 — например, по телефону 06 77 59 04 75 (звонить следует минимум за сутки). Второй римский аэропорт называется Чампино (Ciampino). Раньше им пользовались в основном военные, но теперь к ним присоединились бюджетные авиакомпании. Выбираться из Чампино удобнее всего прямым автобусом до Термини: он называется Terravision Shuttle, cтоит €8 в один конец и €13, 50 туда-обратно; билеты продаются в зале прилета и в привокзальной гостинице Royal Santina (via Marsala 22). Расписание автобуса подверстано под расписание easyJet и Ryanair. Если вы имеете дело с какой-то другой авиакомпанией, остаются два варианта: либо за 1 доехать на автобусе компании Cotral до метро (через 15 минут вы окажетесь на конечной остановке линии А — Anagnina), либо опять же за €1 на автобусе доехать до железнодорожной станции Чампино (это 5 минут), а там пересесть на электричку (отправление раз в 10 минут, время в пути до вокзала Термини — тоже 10 минут; цена билета — €2). С вокзала Попав на центральный вокзал Термини (Stazione Termini), куда прибывает большинство поездов, вы окажетесь в самом центре города, а также в точке, где пересекаются обе линии местного метро, и на конечной доброй части римских автобусов: остановки рассредоточены по огромной площади Чинквеченто (piazza dei Cinquecento) перед вокзалом. Сюда же съезжаются и такси. На стоянке всегда скапливается небольшая очередь, но движется она очень быстро: есть смысл дождаться своего часа там, не поддаваясь на призывам водителей альтернативных такси, без желтых шашечек и бирок. Обходятся эти «бомбилы» ничуть не дешевле; дороги, как правило, они не знают. В обычном такси поездка по городу будет стоить в €8-15. Некоторые пригородные электрички, а также междугородные экспрессы, проскакивающие Рим по пути из Милана на Сицилию, на Термини для скорости не заезжают, а высаживают пассажиров на более мелких вокзалах Тибуртина и Остиенсе. Там тоже можно сесть на метро (линия В), автобус, в такси или на электричку до Термини. С 2007 года все скоростные поезда класса Eurostar планируется перевести на вокзал Тибуртина, а привокзальный район по такому случаю превратить в город-сад. Пока, правда, проект находится в зачаточной стадии. На всех станциях имеются камеры хранения. На Термини они расположены в правом крыле подземной галереи — как раз по дороге с того, дальнего, 25-го пути, куда прибывают электрички из аэропорта. Кстати, на той же платформе можно пройти регистрацию — если вы летите Alitalia и если вам не нужно сдавать багаж. На автобусе Международные автобусы Eurolines останавливаются обычно на площади перед вокзалом Тибуртина. Полноценного междугородного автовокзала в Риме нет, и разные компании выбирают себе разные стоянки — как правило, вблизи какого-нибудь метро или одной из станций железной дороги. На машине Скорее всего, вы окажетесь на шоссе A1 — «Солнечной дороге» (Autostrada del Sole), — соединяющей Милан с Неаполем. Если вы едете с севера, нужно следовать указателям на «Roma Nord», если с юга, ваша развязка — «Roma Est». В любом случае вы попадете на кольцевую дорогу (Grande Raccordo Anulare, gra), где придется выбрать шоссе, ведущее в нужном вам направлении.
ОБМЕН ВАЛЮТЫ
СВЯЗЬ
Телефонные автоматы (cabina telefonica, telefono pubblico). На улицах автоматы встречаются не очень часто, так что ищите бар, рядом с вывеской которого нарисована телефонная трубка. Там при необходимости вам дадут и телефонный справочник. Когда будете звонить, учтите, что, сняв трубку, вместо привычного длинного гудка вы услышите несколько коротких.
Телефонную карточку (scheda telefonica) достоинством в 1, 2, 50, 5 или 7, 50 можно купить в газетном киоске и в любой табачной лавочке. Главное, что следует помнить: пока не оторвешь у карточки левый верхний уголок, действовать она не будет.
Льготный тариф на международные переговоры вступает в силу в обычные дни после 22.00 (то есть после полуночи по Москве), в субботу — после 13.00, а в воскресенье действует весь день. На звонки из гостиницы, правда, он не распространяется — они вообще беспардонно дороги, так что по возможности лучше пользоваться автоматом. А еще лучше — купить карточку ip-телефонии (попадаются в киосках на улице Национале и на Корсо: какая-нибудь Telecom Welcome за €5 дает 100 минут разговоров с Россией.
Мобильные телефоны В Риме вы сможете пользоваться мобильным телефоном формата gsm-900 или gsm-1800. Перед отъездом нужно бесплатно подключить международный роуминг (если это не было сделано при заключении контракта) в офисах вашего оператора. Российский номер при этом сохраняется.
Если вы собираетесь пробыть в Италии больше двух недель, имеет смысл купить местную sim-карту. Продаются они в салонах сотовой связи и стоят от €30 до 50, из которых половина — предоплаченные разговоры. В дальнейшем счет можно будет пополнять, покупая карточки (ricarica) в табачных или газетных киосках. Тарифы на местные звонки у всех операторов (Vodafone Omnitel, tim, Wind) примерно одинаковые, но с Россией связываться дешевле всего через Vodafone Omnitel (тариф на разговоры с Россией, если вы звоните на городской номер, — €0, 69 в минуту плюс €0, 55 за звонок; на мобильный — €0, 93 плюс €0, 55 за звонок).
E-mail Интернет-кафе в Риме огромное количество. Правда, стоят они довольно дорого: не меньше €3 в час. Дешевле — только в трехэтажном easyEverything на площади Барберини (piazza Barberini 2/16, www. easyeverything.com, круглосуточно). Там час обойдется от €1, 50 до 2, 50 (в зависимости от времени суток), но придется освоить местную систему оплаты: надо кинуть в автомат слева от входа монетку (минимум — €1), нажать на экране пальцем на ok, подождать, пока машина выплюнет бело-рыжий билетик, и с ним отправляться на поиски свободного компьютера. Там придется ввести обозначенный на билетике 14-значный код, придумать пароль, согласиться с условиями — и готово. Главное — иметь при себе удостоверение личности: без паспорта или водительских прав ни в одно интернет-кафе Рима вас не пустят. И еще запомните: знак @ получается через комбинацию «правый Alt+Q».
Марки и конверты (francobolli, buste) в Италии продаются не на почте, а в табачных киосках (tabachi). Отправить открытку в Россию стоит €0, 45 (обычной почтой) или 0, 60 (экспресс-почтой, она же Posta Prioritaria). Дойдет она в лучшем случае дней через 10.
Почтовые ящики бывают красные (обычные) и синие (в самых туристических местах — со специальными международными отделениями). В обычных ящиках слева находится отверстие для городской почты, справа — для междугородной и международной. По соседству обязательно должен быть и еще один ящик — для Posta Prioritaria. Что касается собственно почты, которая опознается по желтой круглой вывеске с синими буквами pt, то она вам, скорее всего, не понадобится, так как существует в основном для оплаты штрафов и коммунальных услуг.
Как звонить 06 12 34 56 78
ВРЕМЯ
Воскресенье много лет было мертвым днем — торговать даже запрещалось законодательно. Однако в последнее время вышло послабление. Главным образом признаки жизни наблюдаются в местах скопления туристов: на Корсо, на Национале, вокруг Кампо-де-Фьори и в торговом центре на вокзале открыто абсолютное большинство магазинов. Работают также универмаги (Coin и La Rinascente) и супермаркеты Drugstore: на вокзале Термини (до полуночи) и на вокзале Тибуртина (круглосуточно). Многие одежные и обувные лавки открываются во второй половине дня — после 16.00. Книжные магазины La Feltrinelli работают с 9.00 до 20.00. В качестве компенсации многие магазины, рестораны и лавки с мороженым закрыты в понедельник (магазины — до 15.30, все остальное — целый день).
Обеденный перерыв — главный момент итальянского рабочего дня. С 12.30 до 15.00 на работу лучше никому не звонить — не найдете. В это время открыты только супермаркеты и некоторые магазины одежды.
Отпуска в Италии бывают у всех одновременно — в августе. Кроме того, на Пасху и Рождество случаются многодневные выходные. Если какой-нибудь государственный праздник приходится на пятницу или понедельник, объявляются длинные выходные (ponte). В эти дни большинство новостных программ состоит из репортажей о многочасовых пробках, образовавшихся на подъезде к приморским курортам или, наоборот, на въезде в город.
Выходные ТРАНСПОРТ
Торгуют билетами у входа в метро в кассах и в автоматах (последних, впрочем, лучше избегать — они чересчур капризны, не принимают старые купюры и не любят давать сдачу), а также в табачных и газетных киосках по всему городу.
Обычный билет за €1 действителен на одну поездку (una corsa). Это значит, что в течение 75 минут вы можете пересаживаться с автобуса на автобус сколько угодно, а вот на метро проехать удастся только один раз. Минуты начинают отсчитываться с того момента, как билет был проштампован. В метро это происходит у входа на станцию. Билеты нового образца надо сунуть в желтое отверстие турникета; билеты старого образца компостируются в дырочке поменьше и повыше с надписью Convalida. В автобусе компостер для старых билетиков (маленькая рыжая машинка) расположен у задних дверей и в половине случаев не работает; тогда надо написать на билете число, время и номер маршрута от руки. Проштамповать новые билеты можно в любом конце салона, в черно-желтом аппарате побольше.
Внимание: непрокомпостированный билет считается недействительным! И лучше не рисковать: вам может не попасться ни одного контролера за целый месяц, но если не повезет, придется отдать целых €51 (имейте в виду: у проверяющих есть ночная смена). Бить на жалость в большинстве случаев бесполезно: контролеры ходят по трое и бдительно следят друг за другом. Сбежать тоже, скорее всего, не удастся, особенно если дело происходит в метро. Ссылки на отсутствие денег не помогают: лучше заплатить, иначе дело будет чревато шенгенским отказом в паспорте при следующем обращении в посольство. Единственное, что может вас спасти (с небольшой вероятностью и только в наземном транспорте), — это блеф. С небрежным видом выньте из кошелька любой старый билет и помашите им перед контролером. Есть шанс, что внимательно приглядываться к дате он не станет.
Дети до 10 лет могут ездить по Риму совершенно бесплатно.
Проездные (tessere, abbonamenti), как и обычные билеты, продаются в основном в табачных киосках. Самый простой проездной — на день (biglietto giornaliero); он стоит €4 и действует в течение 24 часов с момента компостирования. Существуют также проездные на три дня (biglietto integrato turistico) за €11, на неделю (carta settimanale) за €16 (в такой надо будет вписать имя с фамилией и дату рождения и предъявлять контролеру вместе с удостоверением личности) и на месяц (abbonamento mensile). Последние бывают именные (personali) и обычные (impersonali). Именные выгоднее: они стоят всего €30, но для того чтобы ими полноправно пользоваться, следует получить римскую регистрацию. Если вы приехали в Италию надолго — имейте в виду. Обычный проездной за €46 может купить любой желающий. Главное — успеть это сделать до 5 числа: потом карточки исчезнут из табачных киосков, а ехать за бумажкой в торговый пункт транспортной компании atac не очень удобно. Впрочем, в самое ближайшее время бумажные проездные обещают вообще отменить, а вместо них ввести смарт-карты (Metrebus card), которые нужно будет каждый месяц подзаряжать. И все бы хорошо, но получить их смогут только лица, официально зарегистрированные в Риме, — по заполнении специальной анкеты.
Метро (metropolitana, metro) Схема римского метро до боли проста: она представляет собой букву Х, состоящую из двух веток — красной и синей, А и В. Объяснение этому тоже простое: в Вечном городе нельзя прорыть и метра, чтобы не наткнуться на какую-нибудь хрупкую археологическую драгоценность. Впрочем, в обозримом будущем местные власти обещают запустить третью ветку, С, где станции будут одновременно мини-музеями, а билеты на них станут продаваться двух видов — с экскурсией и без. Пока же римское метро далеко не самый универсальный в городе вид транспорта: во-первых, оно попадается далеко не везде, а во-вторых, заканчивает работу уже в 23.30. Зато остановки расположены очень близко друг от друга — как в Париже или Нью-Йорке. Поезда ходят с интервалом в 4-10 минут (в зависимости от времени суток).
Точности ради следует добавить, что формально к метрополитену относятся еще городские электрички (treni metropolitani) — например, те, что следуют от вокзала Тибуртина до аэропорта или от вокзала Остиенсе до Лидо. Билеты на них действуют обычные, городские.
Автобус (autobus) Главный после хождения пешком способ передвижения по Риму. Автобусы бывают обычные, экспрессы и ночные.
Обычные — желтого или красного цвета; номера маршрутов на остановках обозначаются красным или голубым. Существуют также маршруты, обозначаемые буквами: например, линия M проходит от вокзала Термини до Аудиториума в северной части города.
Экспрессы (espressi) отличаются цветом (они зеленые) и меньшим числом остановок. Самый полезный экспресс — №40, идущий от привокзальной площади до Сан-Пьетро, минуя по дороге массу других важных и нужных мест вроде улицы Национале и площади Арджентина. Номера экспресс-маршрутов на остановках рисуют в зеленых квадратиках.
В некоторых частях центра попадаются еще мини-автобусы на дизельном топливе (bussini ecologici). Выглядят они неуклюже, передвигаются медленно и по крайне прихотливой траектории, зато умеют вписываться в старинные узенькие улочки. Номера экоавтобусов начинаются на 11: 118, 116 и так далее. Ходят они примерно до 22.00.
Все прочие маршруты действительны примерно с 5.30 или 6.00 до 10 вечера, максимум - до полуночи. Дальше наступает время ночных автобусов (autobus notturni), которые обозначаются на остановках темно-синим номером с пририсованной сбоку желтой совой.
Никакого расписания в природе не существует: автобусы то приходят по два, то пропадают на полчаса; впрочем, средний интервал — где-то 10 минут. Увидев нужный номер, проголосуйте водителю рукой, иначе он может и не остановиться. О том, что вы собираетесь выходить на следующей остановке, водителя тоже следует предупреждать. Для этого существуют желтые или рыжие кнопки, в изобилии разбросанные по всему салону. Когда нажимаешь на такую кнопку, раздается громкое звяканье, а под крышей зажигается табло «Fermata prenotata» — «Остановка заказана». Если вы не знаете, где вам выходить или, наоборот, на каком автобусе ехать, лучше всего спросить у водителя. На остановке сгодится водитель любого другого автобуса, стоящего на конечной или проезжающего мимо (конечная, кстати, называется capolinea). Места наибольшего скопления маршрутов в центре — привокзальная площадь (piazza dei Cinquecento), площадь Сан-Сильвестро (piazza San Silvestro) между Корсо и улицей Тритоне, площадь Арджентина (largo Argentina) и площадь Венеции (piazza Venezia).
И последняя важная вещь, которую следует знать про итальянские автобусы: входить в них принято через передние и задние двери (возле них расположены и компостеры), а выходить — через средние. Получив под дых локтем от какой-нибудь пожилой синьоры, пробирающейся от задней подножки куда-то вглубь салона, не сетуйте понапрасну: старушка всего лишь пытается соблюдать правила.
Трамвай (tram) В некоторых районах — самый главный вид транспорта. Во-первых, ему не страшны пробки, поэтому добираться на трамвае быстрее, чем на автобусе или метро (где много времени тратится на вход и выход). А во-вторых, трамвай ходит часто и допоздна (как правило, до 1.00).
Трамваи бывают двух видов: старые, рыжие, времен Феллини (такие попадаются в районе вокзала и везут в сторону Сан-Джованни-ин-Латерано и далее, в район Пренестина), и новые, зеленые (эти курсируют, например, между площадью Арджентина и Трастевере).
В отличие от автобусов, трамваи исправно тормозят на каждой остановке, но о том, что вы собираетесь выходить, водителя лучше все равно предупреждать нажатием кнопки.
Троллейбус (filobus) Весной 2005 года 90-й автобусный маршрут (от Термини на северо-восток по улице Номентана) заменили троллейбусным. Выглядят троллейбусы в точности как автобусы-экспрессы, только к крыше приделан ус, а в салоне стоят билетные автоматы. В конце Номентаны провода заканчиваются, и дальше по улице 20 сентября (via xx Settembre) 90-й едет как самый обычный автобус.
Речной трамвай (battello) Не так давно, в 2003 году, по Тибру пустили пассажирские кораблики. С 7.30 до 19.00 примерно раз в полчаса небольшое белое суденышко отходит от острова Тиберина и направляется к северу, в сторону Аудиториума и Олимпийского стадиона, останавливаясь почти у каждого моста. Проезд стоит €1; проездной на день — €2, 30. А для любопытных туристов — чтобы они не забивали общественный транспорт — придуманы специальные кораблики по €10 (с часовой экскурсией) или по €43 (с ужином на борту).
Такси (taxi) — белая машина с номером на дверце. Номер включает в себя двузначное число и название города: например, Torino 12. Как почти везде в Европе, в Риме такси — удовольствие довольно дорогое: средняя поездка вряд ли обойдется меньше чем в €10. Теоретически в черте города один километр стоит €0, 78, а за пределами римского кольца — gra — €1, 29. Плюс с вас возьмут €2, 33 за посадку (в выходные это уже €3, 36, а ночью, то есть с 22.00 до 7.00, €4, 91) и по одному евро за каждое место багажа. Если пассажиров три или четыре, такси брать выгоднее — но это, опять же, теоретически. На самом деле в способе, которым будет достигнута конечная цифра, вы все равно никогда не разберетесь. Римские таксисты считают обжуливание клиентов своим долгом, и никакое, даже самое блестящее знание итальянского тут не спасет. Больше того: от вас еще будут ждать чаевых (особенно, если багаж был тяжелый, а сумма на счетчике не зашкаливала за разумные пределы). Слегка округлить сумму, впрочем, вполне достаточно. 06 66 45, 06 49 94, 06 55 51
Ловить такси на улице можно, но не очень принято: не факт, что водитель вас вообще заметит. Лучше садиться в машину на стоянке — например, на улице Дзанарделли (via Zanardelli) рядом с площадью Навона, на площади Барберини и площади Пополо (piazza del Popolo). Если стоянка далеко, машину можно вызвать по телефону — правда, в таком случае придется платить не только за километры, которые проедете вы сами, но еще и за путь, проделанный таксистом от места, где его застал вызов. Вдобавок в пятницу или субботу вечером свободной машины может и не найтись — в это время надежнее отправиться на стоянку и занять там живую очередь. И еще пара важных деталей. Во-первых, вызывая машину, вы будете общаться с оператором, а вот номер такси, которое будет вас ждать, сообщит уже автоответчик. Слушайте внимательно. И во-вторых: ждать пассажиров у римских таксистов не заведено. Если автоответчик сообщил вам, что машина прибудет через 5 минут, а вы вышли на улицу через 7 — скорее всего, там уже никого не будет, и всю процедуру придется начинать сызнова.
В гостиницах дела обстоят гораздо проще: там вызовом такси занимается портье.
Автомобиль (macchina) Что все итальянцы ездят как ненормальные — это легенда. На самом деле движение тут не сильно хуже, чем в Москве, просто улицы уже, а пешеходы — наглее (тут принято их пропускать независимо от показаний светофора). Главная беда местных автомобилистов не езда, а стоянки. Чтобы найти для машины место в центре города, требуется немалое искусство и еще большее везение. Впрочем, до восьми часов вечера въезд в центр для нерезидентов все равно запрещен. Если вас поймают — штраф €68, 25; правда, к арендованным машинам и иностранным номерам обычно относятся снисходительно. Машину лучше оставить на набережной (если найдете свободное место, то стоить оно будет €1 в час) или на специальной платной парковке9. Места для платной стоянки обозначаются голубым цветом. Желтые полоски - это места для инвалидов, таксистов и прочих привилегированных категорий населения; белые теоретически обозначают бесплатную парковку, но в центре города доступны только для жителей этого самого центра (по крайней мере, до 20.00). Впрочем, совсем без денег обойтись не удастся и глубокой ночью: вокруг любого пригодного места пасутся личности в кепках, которые на добровольных началах руководят процессом парковки и получают за это небольшую мзду (как правило — около €1). Штраф за неправильную парковку — самая распространенная проблема. Вообще, это стоит €32, но если вы оставите машину в каком-нибудь совсем неудачном месте, где она, скажем, будет мешать уборке улиц или проезду автобусов, то приедет эвакуатор и дальше автомобиль придется вызволять со штрафной стоянки уже за полторы сотни10. Остерегайтесь надписей: «Passo carrabile» (погрузка/разгрузка), «Sosta vietata» (стоянка запрещена) и «Zona rimozione» (зона эвакуации). Из прочих нарушений строже всего преследуется превышение скорости (60 км/ч в городе, 120 км/ч на шоссе): в зависимости от обстоятельств и показаний спидометра заплатить придется от €131 до 535 (у итальянцев могут даже отобрать права). На шоссе, правда, скорость превышают почти все, и вероятность попасться там довольно мала; в городе же стоит быть повнимательнее. Проезд на красный свет обойдется в €65. Причем фиксируют нарушение не полицейские, а специальные приборы, да и штраф платится не лично в руки, а через почту, так что договариваться полюбовно будет не с кем (прокатные конторы специально блокируют определенную сумму на вашем счету, как правило, это €500, чтобы было из чего выплачивать штрафы).
|