Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осушение верхней части земляного полотна и дорожной одежды
В условиях избыточного увлажнения нижнюю часть дорожной одежды устраивают из фильтрующих материалов в большинстве случаев из песков. В период оттаивания земляного полотна свободная вода отжимается в пористый (дренирующий) слой Кроме того, в дренирующий слой поступает и часть поверхностной воды Для сброса воды из дренирующего слоя применяют: - сплошные песчаные слои; - поперечные трубы или прорези; - продольные и поперечные трубчатые дрены; - поперечные прорези мелкого заложения. 1. Сплошной песчаный слой весной в период оттаивания верхней части земляного полотна под проезжей частью не обеспечивает сброс воды из дренирующего слоя из-за того, что не произошло его оттаивание под обочинами. В результате в течение ряда дней грунт земляного полотна остается в переувлажненном состоянии, что в свою очередь ведет к разрушению дорожной одежды. Кроме того, при ширине обочины более 2, 5 м и крутизне откосов насыпи 1: 3 в технико-экономическом отношении устройство сплошного песчаного дренирующего слоя нецелесообразно. 2. При наличии песков с коэффициентом фильтрации более 5 м в сутки и удельным избытком свободной воды менее 2...3 л/м2 в сутки отвод свободной воды из дренирующего слоя, устраиваемого под проезжей частью дороги, можно осуществлять с использованием поперечных труб или прорезей. 3. На сырых и мокрых участках во II дорожно-климатической зоне, особенно пылеватых грунтах, когда удельный избыток свободной воды превышает 3 л/м2 в сутки и коэффициент фильтрации песков удовлетворяет расчету, рекомендуется устраивать продольные трубчатые дрены. В этом случае существенно уменьшается путь фильтрации. 4. На участках с продольным уклоном более поперечного свободная вода фильтруется в пористых слоях дорожных одежд, снижая срок их службы. С целью устранения продольной фильтрации дренирующий слой можно осушать поперечными прорезями мелкого заложения. Для повышения расхода воды в дренирующем слое по краям проезжей части следует устраивать продольные ровики с обязательной укладкой трубчатой дрены. Технологический процесс устройства сплошного песчаного слоя мало чем отличается от устройства дополнительно слоя основания. Технологический процесс устройства поперечных трубчатых дрен следующий: - уплотнение грунта земляного полотна и тщательная планировка поверхности; - рытьё поперечных ровиков; - россыпь песка в ровиках; - укладка труб; - устройство присыпной части воронок; - засыпка ровиков местным грунтом или песком с уплотнением; - устройство дренирующего слоя. Трубы для устройства дрен должны удовлетворять следующим условиям: - не менять свойства в течение 50 лет; - не являться питательной средой для микроорганизмов; - не обладать хрупкостью и текучестью. Стыки труб обертывают толем или полиэтиленовой пленкой. Верхний конец трубы должен входить на один диаметр в приемную часть, а нижний на 1, 5...2 диаметра выступать относительно откоса насыпи. Продольный трубчатый дренаж устраивают в две нитки. Технология устройства аналогична технологии устройства поперечного трубчатого дренажа. Диаметр водопропускных отверстий не должен превышать 7, 5 мм. При большем диаметре отверстий усиливается процесс заиливания труб. Наилучшее положение водопропускных отверстий достигается тогда, когда они сделаны ниже горизонтальной оси трубы под углом 22...25 град, в 2...3 ряда по длине труб с общим количеством круглых отверстий 70...90 на 1 м трубы. Рис. 8.1.2. Конструкция поперечного трубчатого дренажа: Устройство поперечных прорезей мелкого заложения состоит из следующих операций: - рытьё поперечных ровиков; - укладка труб; - устройство фильтровых обсыпок; - засыпка песком и уплотнение. Дренажные устройства выбирают с учетом природных условий местности, свойств грунтов, качества и стоимости местных песков, наличия дренирующих труб. За счет хорошо работающего дренажа можно уменьшить толщину конструктивных слоев дорожной одежды.
|