![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роберт гандриСтр 1 из 76Следующая ⇒
«БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербург Предисловие
чебник, содержащий обзорный курс по Новому Завету, должен сочетать в себе ознакомление с наиболее выпуклыми особенностями исторического обрамления Нового Завета, техническое введение и комментарий. Но к сожалению, почти все обзорные курсы по Новому Завету страдают неполноценностью комментариев к библейскому тексту. В результате изучение обзорного курса нередко вытесняет чтение первичного и важнейшего источника — самого текста Нового Завета. Поскольку многим студентам, только приступающим к изучению предмета, не доводилось читать Новый Завет планомерно и досконально, наш обзорный курс поможет им знакомиться с его текстом в ходе своеобразного диалога. Этот диалог поддерживается комментариями и ссылками на разделы Нового Завета, рекомендуемые для чтения. Отслеживая ход мысли от раздела к разделу, студенты приобретают ощущение логической последовательности. При таком построении курса оказывается возможным переместить хотя бы часть сопроводительных материалов — которые касаются истории периода между Заветами, иудаизма и других вопросов и которые кажутся многим студентам избыточно сложными, — из первой части книги в последующие части, где эти материалы непосредственно нужны для разъяснения библейского текста. Такое построение курса хорошо также тем, что позволяет избавиться от удручающе долгих введений, типичных для университетского обзорного курса по Новому Завету, помогает студентам лучше понять, каким образом сопроводительные материалы способствуют интерпретации текста, и, самое главное, не дает учебнику заслонить собою текст Нового Завета. Разумеется, такое построение курса требует лаконичности при изложении истории периода между Заветами и периода римского господства. Но это немногословие учебника как раз и хорошо для начинающего студента, ведь по крайней мере общая картина не будет заслонена перечислением малосущественных подробностей семейных распрей Хасмонеев, политических интриг в династии Ирода и прочих побочных обстоятельств. Итак, после необходимых вводных материалов делается разбор четырех Евангелий по отдельности, соответственно их индивидуальным особенностям. Хотя эти книги Нового Завета не были написаны первыми, они рассматриваются в первую очередь, так как их тематика составляет основу для всех остальных книг. Во избежание непоследовательности далее без перерыва начинается изучение Книги Деяний. Послания Павла, Послание к евреям1, (В западной традиции считается, что оно написано не Павлом. См. в соответствующих разделах. — Прим. перев) соборные послания и Книга Откровение следуют примерно в хронологическом порядке (насколько его можно определить), с указанием на их связь с событиями в Книге Деяний. Во всех случаях комментарии к библейскому тексту (дополняющие вводное обсуждение) не просто повторяют и резюмируют самоочевидное, но сосредоточивают внимание на том, в чем нелегко разобраться неподготовленному читателю. Вводные вопросы, открывающие каждую главу и раздел, служат педагогическим инструментом, который способствует предсказуемости изложения, рационально организует внимание студентов и направляет их мышление в нужное русло. Заголовки разделов и подзаголовки на полях для одного или нескольких связанных между собой абзацев помогают студентам ориентироваться в тексте. В планах-конспектах систематизируются библейские материалы. Вопросы для дополнительного обсуждения полезны не только для разбора материала, но и для трактовки его применительно к современности. В рекомендациях для дополнительного изучения (для факультативного чтения) указаны работы комментаторов и другие стандартные пособия, исторические первоисточники, монографии и сопутствующая литература. Принципы богословия и критики в данном учебнике - евангелические и ортодоксальные. В обзорном курсе соображения объема и целесообразности не позволяют полностью обосновывать исходные посылки и метод, а также исчерпывающе рассматривать противоположные мнения. Тем не менее часто приводятся замечания о существовании иных взглядов; и выражающая их литература нередко указана в списке рекомендуемого чтения. Преподаватели смогут углубить знания своих студентов, разбирая с ними эти дополнительные материалы. Автор чрезвычайно признателен издательствам «Charles Scribner's Sons» и «Harper & Row» за разрешение цитировать труды, которые счел нужным упомянуть на страницах своей книги. Библейские цитаты даны в переводе автора, который довольно близок к общепринятым. В третьем издании данного учебника произведено обновление библиографии, упорядочение карт и иллюстраций и улучшение стиля английского языка. Кроме того, внесен ряд существенных изменений (важнейшие из них: сокращено гармонистическое изложение жизни Иисуса, которое вынесено в раздел исторических материалов, расширены индивидуальные обсуждения четырех Евангелий — все это больше соответствует библейскому подходу). Теплый прием, оказанный первым двум изданиям, по-видимому, подразумевает нежелательность радикальных изменений. Редакторы издательства «Zondervan Publishing House» заслуживают самой высокой оценки за улучшения, внесенные в это третье издание. Роберт Х.Гандри Уэстмонт-колледж Санта-Барбара, Калифорния
Введение Открывая Новый Завет
нтология из двадцати семи книг различного объема, Новый Завет, составляет вторую часть Библии, однако по объему в три раза меньше первой ее части, Ветхого Завета2. 2 «Новый Завет» и «Ветхий Завет» — это христианские, а не иудейские, названия, так как иудеи признают в качестве Писания только Ветхий Завет. В наши дни Ветхий Завет нередко называют «еврейской Библией», поскольку, в отличие от Нового Завета, его подлинник был написан на еврейском языке (за исключением отрывков Езд. 4: 8 — 6: 18; Дан. 2: 4 — 7: 28, написанных иа родственном языке, на арамейском) С другой стороны, Ветхий Завет охватывает несколько тысячелетий истории, а Новый Завет — только одно столетие. Эти сто лет, первый век по Р. X., представляли собой критическую эпоху, когда, согласно христианской вере, началось исполнение мессианских пророчеств, осуществляемое Богом спасение рода человеческого достигло своей кульминации в пришествии Сына Божиего, Иисуса Христа, и появился новый народ Божий, Церковь — все это на основе нового завета, в котором Бог прощает грехи верующих в Иисуса Христа благодаря Его искупительной смерти и воскресению во плоти. «Новый Завет», в сущности, означает «новый договор», в отличие от «Ветхого Завета», или «прежнего договора», в котором Бог условно прощал грехи благодаря жертвоприношениям. Однако такие жертвоприношения были лишь предвосхищением истинной жертвы — самопожертвования Христа (Евр. 9: 11-14; 10: 1-18). Его жертвенной смертью ознаменовался новый завет, при котором стало возможно полное искупление грехов (1 Кор. 11: 25; Евр. 9: 15-17). Традиция приписывает авторство книг Нового Завета, написанных на греческом языке примерно в 45 — 95 гг. по Р. X. апостолам Матфею, Иоанну, Павлу, Петру и их помощникам Марку, Луке, Иакову и Иуде, из которых двое последних являлись также братьями Иисуса по плоти. В нашей Библии книги Нового Завета не расположены в хронологическом порядке их создания. Например, самыми первыми — не считая, возможно, Послания Иакова — были написаны ранние послания Павла, а не евангелия. И даже тот порядок, в котором приведены послания Павла, не следует хронологии, ведь апостол написал Послание к галатам и 1 и 2 Послания к фессалоникийцам задолго до Послания к римлянам, которое помещено первым, так как оно самое длинное; а среди евангелий первым, по-видимому, было создано Евангелие от Марка, а не от Матфея. Порядок размещения книг, таким образом, следует определенной логике и установился в рамках христианской традиции. Евангелия помещены в начало, так как они описывают важнейшие события первого пришествия Христа. Евангелие от Матфея, соответственно, — самое первое, по причине его объема и тесной связи с непосредственно предшествующим ему Ветхим Заветом (Матфей часто цитирует Ветхий Завет и начинает с родословия Иисуса, отсылающего читателя назад к Ветхому Завету). После евангелий о первых плодах, взращенных жизнью и служением Иисуса, рассказывается в Книге Деяний святых апостолов, в этом волнующем повествовании о возникновении Церкви и ее триумфальном шествии по Палестине и по всей Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции, вплоть до самого Рима в Италии (с литературной точки зрения Книга Деяний следует за Евангелием от Луки в качестве второго тома в двухтомном труде «Евангелие от Луки — Деяния»). Так обстоит дело с историческими книгами Нового Завета. Послания и Книга Откровение (или «Апокалипсис») выявляют богословское значение предшествующей истории искупления и разъясняют, каким в связи с этим должно быть христианское поведение. Среди посланий первыми идут послания Павла, расположенные в порядке убывания длины, но сначала в подгруппе его посланий, обращенных к церквям, а затем — в подгруппе посланий к отдельным людям. Самое длинное из не принадлежащих Павлу посланий, Послание к евреям (автор его неизвестен), идет следующим, после чего помещены так называемые соборные послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды3. 3 В Синодальной Библии они находятся перед посланиями Павла. — Прим. перев. И наконец, книга, которая пророчествует о возвращении Христа, Откровение Иоанна, подводит Новый Завет к надлежащей кульминации. Но для чего изучать такие древние документы, какие содержатся в Новом Завете? Историческая причина заключается в том, что в Новом Завете мы находим объяснение феномена христианства. Культурологическая причина заключается в том, что влияние Нового Завета в западной, а постепенно — и во всемирной цивилизации оказывается до такой степени сильным, что уже нельзя считаться образованным человеком, не зная, что сказано в Новом Завете. Богословская причина заключается в том, что Новый Завет состоит из богодухновенных повествований с истолкованиями, касающихся искупительной миссии Иисуса в мире, и представляет собой эталон для вероучения и практики Церкви. Религиозная причина заключается в том, что Святой Дух использует Новый Завет, чтобы помочь христианам установить живые и развивающиеся личные взаимоотношения с Богом через Его Сына Иисуса Христа. Каждой из причин вполне достаточно! Часть I Политические, культурные и религиозные предпосылки Политическая история в период между Заветами и в новозаветный период
|