Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Греческий период






 


Эллинистические империи

 

 

Конец ветхозаветного периода ознаменовался такими собы­тиями, как ассирийский плен для северного, Израильского царства, затем вавилонский плен для южного, Иудейского царства, и возвращение из плена в Палестину части иудеев при персидском владычестве в шестом и пятом столетиях до Р. X. Четыре века от конца ветхозаветной истории до нача­ла новозаветной и составляют период между Заветами (ино­гда именуемый «четыреста безмолвных лет» в связи с пере­рывом в библейской хронике и молчанием пророков). Во вре­мя этого перерыва Александр Македонский, он же Алек­сандр Великий, стал властелином Ближнего и Среднего Востока, одержав ряд побед над персами при Гранике (334 г. до Р.Х.), при Иссе (333 г. до Р.Х.) и при Арбеле (331 г. доР.Х.).

Греческая культура, называвшаяся эллинизм, получила Эллинизм некоторое распространение благодаря греческой торговле и греческим колониям, однако завоевания Александра Маке­донского послужили толчком к ее экспансии, более мощной, чем когда-либо прежде. Греческий язык стал lingua franca, то есть международным языком торговли и дипломатии. К новозаветному периоду греческий утвердился в качестве языка улицы даже в Риме, где местные пролетарии разгова­ривали на латыни, но основная масса рабов и свободных го­ворила по-гречески. Александр заложил семьдесят городов, взяв за образец греческое градостроительство. Он и его воины женились на восточных женщинах. Так возникла смесь греческой и восточной культуры.

Когда Александр в 323г. до Р. X. умер в возрасте тридцати трех лет, его ведущие полководцы разделили империю на че­тыре части. Две из этих частей имеют особое значение для новозаветной истории — царство Птолемеев и царство Селевкидов. Средоточием империи Птолемеев был Египет. Столицей ее стала Александрия. Правители, сменявшие друг друга на престоле этой империи, звались Птолемеи. Клеопатра, скончавшаяся в 30 г. до Р. X., была последней ца­рицей из династии Птолемеев. Империя Селевкидов управ­лялась из Сирии. Ее столицей стала Антиохия. Часть ее пра­вителей носила имя Селевк, некоторые другие — Антиох. Все вместе они именуются Селевкидами. Когда Помпеи в 64 г. до Р. X. сделал Палестину римской провинцией, импе­рия Селевкидов прекратила свое существование.

Будучи зажата между Египтом и Сирией, Палестина ста­ла жертвой соперничества между Птолемеями и Селевкида­ми; и те и другие стремились собирать дань с ее обитателей и сделать ее буферной зоной на случай нападения противника. Сначала в Палестине владычествовали Птолемеи, это дли­лось 122 года (320 — 198 гг. до Р. X.). В целом жизнь иудеев в этот период была более-менее терпимой. Древнее предание утверждает, что при Птолемее Филадельфе (285 — 246 гг. до Р. X.) семь­десят два иудейских мудре­ца начали делать греческий перевод еврейского Ветхого Завета, названный Септуагинтой. Сначала перевели Пятикнижие, а затем и ос­тальные части Ветхого За­вета. Перевод осуществлял­ся в Египте, очевидно для иудеев, которые знали гре­ческий язык лучше, чем еврейский; вопреки преданию, выполнен он был, ско­рее всего, египетскими, а не палестинскими евреями. Ведь ряд мест в переводе выдает такое плохое пони­мание еврейского языка, которое свидетельствует, что сами переводчики лучше знали греческий, чем еврей­ский, что вполне естествен­но, если они жили не в Па­лестине, а в Египте. Римское число LXX (семьдесят — это ближайшее круглое число к семидесяти двум) стало распространенным обозначением этого перевода Ветхого Завета.

Селевкиды стремились закрепиться в Палестине, как с помощью военных нашествий, так и с помощью брачных со­юзов, но постоянно терпели неудачу. В конце концов они своего добились, когда Египту был нанесен ряд поражений Антиохом III(198г. до Р. X.). Среди иудеев возникли две пар­тии — «дом Онии» (проегипетский) и «дом Товии» (проси-рийский). Антиох IV, он же Епифан (175 — 163 гг. до Р. X.), заменил иудейского первосвященника Онию III на его брата Иасона, сторонника эллинизации, который стал превращать Иерусалим в греческий город. Был построен гимнасий с прилегающим ристалищем. Здесь, к негодованию набожных иудеев, еврейское юношество в соответствии с греческим обычаем занималось атлетикой в обнаженном виде. Соревно­вания начинались с обращения к языческим богам. Даже иудейские священники присутствовали при этом событии. Такая эллинизация предполагала также посещение гречес­ких театров, ношение греческой одежды, хирургические операции по удалению следов обрезания и смену еврейских имен на греческие. Евреи, противостоящие этим языческим влияниям в своей культуре, назывались хасидим, или хаси­ды, «набожные люди», что примерно эквивалентно нашему термину «пуритане».

Прежде чем начать вторжение в Египет, Антиох Епифан сместил собственного назначенца, первосвященника Иасо­на, заменив его Менелаем, еще одним иудеем эллинистичес­ких взглядов, который посулил Антиоху собирать с его под­данных в Палестине более высокую дань. Менелай, вероят­но, даже не принадлежал к священническому роду. Естест­венно, набожных иудеев возмутило, что их самый высокий религиозный сан, сан первосвященника, продается тому, кто больше даст, особенно в связи с тем, что речь шла о день­гах из их кармана.

Несмотря на первоначальные успехи, попытки Антиоха захватить Египет провалились. Честолюбивый Рим не хотел усиления державы Селевкидов. Поэтому близ Александрии римский посланник очертил вокруг Антиоха круг на земле и сказал, что тот не выйдет из круга, если не поклянется выве­сти свои войска из Египта. Антиох научился уважать рим­ское могущество за те двенадцать лет, что ему довелось в юности провести в Риме в качестве заложника; так что он ус­тупил.

Тем временем ушей бывшего первосвященника Иасона достигло ложное известие о смерти Антиоха в Египте. Иасон сразу же вернулся в Иерусалим из своего убежища в Заиор-данье и при поддержке сторонников отобрал у Менелая власть в городе. Озлобленный Антиох, уязвленный своим дипломатическим поражением от руки римлян, истолковал действия Иасона как мятеж и послал войска для усмирения бунтовщиков и возвращения Менелая в первосвященники. При этом воины разграбили храм и убили многих жителей Иерусалима. Сам же Антиох вернулся в Сирию. Двумя года­ми позже, в 168 г. до Р. X., он послал своего полководца Аполлония с 22 тысячами войска для того, чтобы собрать дань, искоренить иудаизм и насадить язычество в качестве средства для объединения своей империи и для умножения своих богатств. Воины разорили Иерусалим, разрушили до­ма и городские стены и сожгли город. Еврейских мужчин убивали, женщин и детей уводили в рабство. Под угрозой смертной казни запрещено было делать обрезание, соблю­дать день субботний, отмечать еврейские праздники и хра­нить свитки ветхозаветных книг. Множество таких свитков было уничтожено. Языческие жертвоприношения стали обязательными, как и участие в шествиях в честь Диониса (он же Вакх и Бахус), греческого бога виноделия. В храме был воздвигнут алтарь главному богу сирийского пантеона, отождествляемому с Зевсом. Животные, признаваемые по Моисееву закону нечистыми, приносились в жертву на этом алтаре, а в храмовых приделах практиковалась «священная проституция».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал