Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Греческий период
Конец ветхозаветного периода ознаменовался такими событиями, как ассирийский плен для северного, Израильского царства, затем вавилонский плен для южного, Иудейского царства, и возвращение из плена в Палестину части иудеев при персидском владычестве в шестом и пятом столетиях до Р. X. Четыре века от конца ветхозаветной истории до начала новозаветной и составляют период между Заветами (иногда именуемый «четыреста безмолвных лет» в связи с перерывом в библейской хронике и молчанием пророков). Во время этого перерыва Александр Македонский, он же Александр Великий, стал властелином Ближнего и Среднего Востока, одержав ряд побед над персами при Гранике (334 г. до Р.Х.), при Иссе (333 г. до Р.Х.) и при Арбеле (331 г. доР.Х.). Греческая культура, называвшаяся эллинизм, получила Эллинизм некоторое распространение благодаря греческой торговле и греческим колониям, однако завоевания Александра Македонского послужили толчком к ее экспансии, более мощной, чем когда-либо прежде. Греческий язык стал lingua franca, то есть международным языком торговли и дипломатии. К новозаветному периоду греческий утвердился в качестве языка улицы даже в Риме, где местные пролетарии разговаривали на латыни, но основная масса рабов и свободных говорила по-гречески. Александр заложил семьдесят городов, взяв за образец греческое градостроительство. Он и его воины женились на восточных женщинах. Так возникла смесь греческой и восточной культуры. Когда Александр в 323г. до Р. X. умер в возрасте тридцати трех лет, его ведущие полководцы разделили империю на четыре части. Две из этих частей имеют особое значение для новозаветной истории — царство Птолемеев и царство Селевкидов. Средоточием империи Птолемеев был Египет. Столицей ее стала Александрия. Правители, сменявшие друг друга на престоле этой империи, звались Птолемеи. Клеопатра, скончавшаяся в 30 г. до Р. X., была последней царицей из династии Птолемеев. Империя Селевкидов управлялась из Сирии. Ее столицей стала Антиохия. Часть ее правителей носила имя Селевк, некоторые другие — Антиох. Все вместе они именуются Селевкидами. Когда Помпеи в 64 г. до Р. X. сделал Палестину римской провинцией, империя Селевкидов прекратила свое существование. Будучи зажата между Египтом и Сирией, Палестина стала жертвой соперничества между Птолемеями и Селевкидами; и те и другие стремились собирать дань с ее обитателей и сделать ее буферной зоной на случай нападения противника. Сначала в Палестине владычествовали Птолемеи, это длилось 122 года (320 — 198 гг. до Р. X.). В целом жизнь иудеев в этот период была более-менее терпимой. Древнее предание утверждает, что при Птолемее Филадельфе (285 — 246 гг. до Р. X.) семьдесят два иудейских мудреца начали делать греческий перевод еврейского Ветхого Завета, названный Септуагинтой. Сначала перевели Пятикнижие, а затем и остальные части Ветхого Завета. Перевод осуществлялся в Египте, очевидно для иудеев, которые знали греческий язык лучше, чем еврейский; вопреки преданию, выполнен он был, скорее всего, египетскими, а не палестинскими евреями. Ведь ряд мест в переводе выдает такое плохое понимание еврейского языка, которое свидетельствует, что сами переводчики лучше знали греческий, чем еврейский, что вполне естественно, если они жили не в Палестине, а в Египте. Римское число LXX (семьдесят — это ближайшее круглое число к семидесяти двум) стало распространенным обозначением этого перевода Ветхого Завета. Селевкиды стремились закрепиться в Палестине, как с помощью военных нашествий, так и с помощью брачных союзов, но постоянно терпели неудачу. В конце концов они своего добились, когда Египту был нанесен ряд поражений Антиохом III(198г. до Р. X.). Среди иудеев возникли две партии — «дом Онии» (проегипетский) и «дом Товии» (проси-рийский). Антиох IV, он же Епифан (175 — 163 гг. до Р. X.), заменил иудейского первосвященника Онию III на его брата Иасона, сторонника эллинизации, который стал превращать Иерусалим в греческий город. Был построен гимнасий с прилегающим ристалищем. Здесь, к негодованию набожных иудеев, еврейское юношество в соответствии с греческим обычаем занималось атлетикой в обнаженном виде. Соревнования начинались с обращения к языческим богам. Даже иудейские священники присутствовали при этом событии. Такая эллинизация предполагала также посещение греческих театров, ношение греческой одежды, хирургические операции по удалению следов обрезания и смену еврейских имен на греческие. Евреи, противостоящие этим языческим влияниям в своей культуре, назывались хасидим, или хасиды, «набожные люди», что примерно эквивалентно нашему термину «пуритане». Прежде чем начать вторжение в Египет, Антиох Епифан сместил собственного назначенца, первосвященника Иасона, заменив его Менелаем, еще одним иудеем эллинистических взглядов, который посулил Антиоху собирать с его подданных в Палестине более высокую дань. Менелай, вероятно, даже не принадлежал к священническому роду. Естественно, набожных иудеев возмутило, что их самый высокий религиозный сан, сан первосвященника, продается тому, кто больше даст, особенно в связи с тем, что речь шла о деньгах из их кармана. Несмотря на первоначальные успехи, попытки Антиоха захватить Египет провалились. Честолюбивый Рим не хотел усиления державы Селевкидов. Поэтому близ Александрии римский посланник очертил вокруг Антиоха круг на земле и сказал, что тот не выйдет из круга, если не поклянется вывести свои войска из Египта. Антиох научился уважать римское могущество за те двенадцать лет, что ему довелось в юности провести в Риме в качестве заложника; так что он уступил. Тем временем ушей бывшего первосвященника Иасона достигло ложное известие о смерти Антиоха в Египте. Иасон сразу же вернулся в Иерусалим из своего убежища в Заиор-данье и при поддержке сторонников отобрал у Менелая власть в городе. Озлобленный Антиох, уязвленный своим дипломатическим поражением от руки римлян, истолковал действия Иасона как мятеж и послал войска для усмирения бунтовщиков и возвращения Менелая в первосвященники. При этом воины разграбили храм и убили многих жителей Иерусалима. Сам же Антиох вернулся в Сирию. Двумя годами позже, в 168 г. до Р. X., он послал своего полководца Аполлония с 22 тысячами войска для того, чтобы собрать дань, искоренить иудаизм и насадить язычество в качестве средства для объединения своей империи и для умножения своих богатств. Воины разорили Иерусалим, разрушили дома и городские стены и сожгли город. Еврейских мужчин убивали, женщин и детей уводили в рабство. Под угрозой смертной казни запрещено было делать обрезание, соблюдать день субботний, отмечать еврейские праздники и хранить свитки ветхозаветных книг. Множество таких свитков было уничтожено. Языческие жертвоприношения стали обязательными, как и участие в шествиях в честь Диониса (он же Вакх и Бахус), греческого бога виноделия. В храме был воздвигнут алтарь главному богу сирийского пантеона, отождествляемому с Зевсом. Животные, признаваемые по Моисееву закону нечистыми, приносились в жертву на этом алтаре, а в храмовых приделах практиковалась «священная проституция».
|