Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послание Иакова: спасение делами






Послание Иакова — наименее доктринальная и самая прак­тическая книга Нового Завета. Мы, таким образом, имеем дело с руководством по христианскому поведению, предпо­лагающим в качестве основания веру.

Это послание носит имя своего автора, Иакова, который был руководителем в ранней иерусалимской церкви (Деян. 15: 12 и далее; 21: 18; Гал. 2: 9, 12) и обычно считается братом Иисуса, но лишь единоутробным, так как Иисус рожден от Девы189. (189 Другой Иаков, сын Зеведеев и один из двенадцати апостолов, принял муче­ническую смерть в 44 г. по Р. X. (Деян. 12: 2), что, по-видимому, слишком рано для того, чтобы мы могли счесть его автором этого послания. Автори­тетный тон послания заставляет исключить остальных, менее известных новозаветных Иаковов: сына Алфея, сына Марии (не Матери Иисуса) и отца Иуды (не Искариота). Ссылки см. в библейских симфониях) Возможно, однако, что Иаков был старшим свод­ным братом Иисуса, родившимся в предполагаемом раннем браке Иосифа до его женитьбы на Марии. Такой вариант, ис­ключающий какое бы то ни было родство по плоти, позволя­ет лучше объяснить тот факт, что братья Иисуса не уверова­ли в Него во время Его земного служения (Мк. 3: 21; Ин. 7: 2-8); а отсутствием у них заботы о Марии, Которая приходи­лась им только мачехой, может объясняться то, что Иисус при распятии поручил Матерь Свою любимому ученику (Ин. 19: 25-27). Однако причиной может быть и то, что ученичест­во Марии отдалило Ее от Ее детей, которые еще не уверовали в Иисуса.

В силу догмата о приснодевственности (вечной девствен­ности) Марии, традиционный римско-католический подход сводится к тому, что «брат» означает «двоюродный брат». Однако близость Иисуса к Его братьям, подразумеваемая в Мф. 13: 55; Мк. 6: 3 и вИн. 2: 12; 7: 10, указывает на более тес­ную родственную связь, чем между двоюродными братьями, а возможно, и более тесную, чем между братьями сводными. Поэтому то суждение, что Иаков, написавший данное посла­ние, был единоутробным братом Иисуса, остается наиболее правдоподобным.

Иаков, хотя и не уверовал в Иисуса во время Его обще­ственного служения, видел воскресшего Христа (1 Кор. 15: 7) и был среди тех, кто ожидал излияния Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 1: 14). Поэтому Иаков (как и другие братья Иисуса), должно быть, обратился в веру в последние дни пребывания Иисуса на земле. Хотя сам Иаков неукоснительно следовал Моисееву закону (Деян. 21: 17-26; Гал. 2: 12), на Иерусалимском соборе он поддер­жал позицию Павла, согласно которой обращенным язычникам соблюдать закон не обязательно (Деян. 15: 12-21; ср. Гал. 2: 1-10).

Тематика Послания Иакова и его иудейская окрашен­ность, особенно внимание к соблюдению Божиего закона, со­гласуются с тем, что нам известно об Иакове, брате Господ­нем, из Книги Деяний, Послания к галатам и других источ­ников. Существуют также важные языковые параллели между Посланием Иакова и его словами в Деян. 15, такие как приветствие «радоваться» (греческое слово chairein, употребляемое в начале послания только в Иак. 1: 1 и в Деян. 15: 23, в постановлении, написанном под руководством Иакова), термин «призирать» (Иак. 1: 27 и Деян. 15: 14, речь Иакова на Иерусалимском соборе) и другие (ср. Иак. 2: 5, 7 с Деян. 15: 13, 17). Те, кто считает, что это послание написано под чужим именем в конце первого или начале второго сто­летия, доказывают, что простой галилеянин, такой как Иаков, не мог настолько хорошо писать по-гречески. Однако при подобных возражениях несколько переоцениваются ли­тературные достоинства греческого языка в данном посла­нии и, самое главное, не учитывается, что палестинские ев­реи, особенно галилеяне, жившие в землях с преобладанием язычников, знали и употребляли греческий язык наряду с арамейским и еврейским190. (191 Иосиф Флавий, «Иудейские древности» 20.9.1. Менее вероятна дата 68 г. по Р. X., указываемая Егезиппом, как то отмечено у Евсевия («Церковная история» 2.23.18))

Послание Иакова встретило некоторые затруднения на своем пути в канон. Колебания ранней Церкви были обусло­влены несколькими причинами — это краткость послания, его более практический, нежели доктринальный, характер и ограничение круга его адресатов еврейскими христиана­ми, — каждая из которых, безусловно, препятствовала и его известности. Неясности с отождествлением Иакова, упомя­нутого в Иак. 1: 1 (ведь в Новом Завете упоминается не один человек с таким именем), тоже поначалу вызывали сомне­ния в каноничности послания. Ошибочное впечатление (опи­санное Мартином Лютером), будто бы доктрина оправдания делами у Иакова противоречит доктрине оправдания верою у Павла, раннюю Церковь, насколько нам известно, всерьез не беспокоило. Когда выяснилось, что автором послания почти наверняка являлся Иаков, брат Господень, оконча­тельное решение было принято в пользу канонизации.

Иаков обращается к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1: 1). Это обращение может пониматься метафорически, как в случае 1 Пет. 1: 1 (см. с. 430-431), и от­носиться к преобладающе языческой Церкви, рассеянной по землям Римской империи. В Послании Иакова, однако, это обращение, скорее всего, относится к еврейским христиа­нам, живущим вне Палестины, что подтверждается рядом признаков: это специфика ссылки на «двенадцать колен»; употребление в Иак. 2: 2 греческого слова, означающего «синагога», хотя и переводимого обычно в обобщенном смысле как «собрание»; пять прямых цитат и множество косвенных.заимствований из Ветхого Завета; иудейские идиомы, такие как «Господь [воинств] Саваоф» (Иак. 5: 4); выделение не­скольких непреходящих принципов иудейского закона (Иак. 2: 8-13; 4: 11-12) и доктрины единобожия (Иак. 2: 19); отсутствие каких бы то ни было замечаний об идолопоклон­стве. Идолопоклонство не было характерно для иудеев пер­вого столетия, и такое положение сохранялось со времен Ва­вилонского плена; однако идолопоклонство было довольно распространено среди неевреев.

Иосиф Флавий относит мученическую смерть Иакова к 62 г. по Р. X.191, так что Послание Иакова должно датиро­ваться предшествующим периодом. Некоторые ученые ста­раются обосновать датировку настолько раннюю (45 — 50 гг. по Р. X.), что это послание можно было бы считать первой по времени создания книгой Нового Завета. Например, отсутст­вие каких бы то ни было ссылок на разногласия с иудейству-ющими считается указанием на дату, предшествующую воз­никновению этих разногласий незадолго до Иерусалимского собора, состоявшегося ориентировочно в 49 г. по Р. X.; а ев­рейская окрашенность послания считается указанием на тот период, когда христианство еще не распространилось среди язычников. Однако ограничение круга предполагаемых чи­тателей еврейскими христианами и строго иудейское миро­воззрение самого Иакова способны объяснить обе эти особен­ности. Таким образом, мы вынуждены довольствоваться указанием на неопределенную дату в период перед мучени­ческой смертью Иакова.

Примечательно, что в Послании Иакова встречаются мно­гочисленные косвенные ссылки на высказывания Иисуса, зафиксированные в евангелиях, особенно те, которые входят в Нагорную проповедь. Например, противопоставление ис­полнителей и слышателей слова в Иак. 1: 22 воскрешает в па­мяти притчу о муже благоразумном, который построил дом свой на прочном основании, так как слушал и исполнял сло­во Иисуса, и человеке безрассудном, который построил дом свой на песке, так как слушал, но не исполнял Его слово (Мф. 7: 24-27; Лк. 6: 47-49).

Составить план-конспект Послания Иакова затрудни­тельно. С одной стороны, для послания характерен афори­стически-отрывистый назидательный стиль Книги Притчей и другой литературы о мудрости. С другой стороны, эти на­ставления высказываются со всей пламенностью и страстью пророческой проповеди. Вслед за вступительным приветст­вием (Иак. 1: 1) можно только перечислить ряд практических наставлений на разные темы, связанные с христиан­ским поведением в повседневной жизни: 192 (192 Наш обычный план-конспект с выделением лишь нескольких важнейших пунктов противоречил бы духу Послания Иакова)

• С радостью принимайте испытания (Иак. 1: 2-4).

• С верою просите у Бога мудрости (Иак. 1: 5-8).

• Не желайте богатства (Иак. 1: 9-11).

• Отличайте испытания, которые приходят от Бога, от искушений, которые рождает человеческая похоть; ибо Бог дает только добрые дары (Иак. 1: 12-18).

• Будьте исполнителями Слова в речах и на деле, а не слышателями только (Иак. 1: 19-27).

• Не будьте лицеприятны к богатому, но возлюбите всех равно и так, словно самих себя (Иак. 2: 1-13). Как и в Ветхом Завете, значение слова «богатые» в не меньшей степени сосредоточено на том, что они нечестиво при­тесняют праведных, нежели на том, что они обладают богатством; сходным образом, слово «бедные» зачас­тую означает не только «страдающие от бедности», но также «благочестивые и гонимые».

• Доказывайте истинность вашей веры добрыми делами (Иак. 2: 14-26). Иаков пишет об оправдании делами пе­ред другими людьми, которым нужны внешние свиде­тельства, потому что они неспособны проникнуть в по­мышления сердца. Иаков не противоречит Павлу, ко­торый пишет об оправдании верою перед Богом, не ну­ждающимся во внешних свидетельствах, потому что Он знает помышления сердца. Некоторые ученые, по­лагающие, что Иаков написал это послание в поздний период своей жизни, утверждают, что он здесь исправ­ляет антиномистское искажение доктрины Павла об оправдании верою. Другие, не замечая, что Иаков и Па­вел дополняют друг друга (Павел тоже говорит о доб­рых делах, как следствии истинной веры), считают, что Иаков или автор, позднее воспользовавшийся его име­нем, критикует не просто ложное толкование доктрины Павла, но и самое доктрину. См. Иак. 1: 12: 26.

• Выказывайте признаки истинной мудрости, которая требуется от христианских учителей: это власть над своим языком, то есть речами; кротость, избегающая сварливости; чистота, уклоняющаяся от дружбы с ми­ром (Иак. 3: 1 — 4: 10).

• Не злословьте друг друга (Иак. 4: 11-12).

• Не стройте самонадеянных планов, не сообразующихся с Божией волей и бренностью существования (Иак. 4: 13-17).

• Будьте долготерпеливы до пришествия Иисуса, ибо то­гда Господь покарает ваших богатых и могуществен­ных гонителей (Иак. 5: 1-11).

• Не прибегайте к клятвам, но говорите прямо и честно (Иак. 5: 12).

• Делитесь друг с другом своими радостями и огорчения­ми (Иак. 5: 13-18). В частности, пусть пресвитеры Цер­кви совершают молитву веры за исцеление болящего, помазав его елеем во имя Господа. Если больной согре­шил и кается, исцеление будет свидетельствовать о прощении его Богом (обратное утверждение: болезнь всегда есть непосредственное наказание за грех, и от­сутствие исцеления всегда указывает, что этот грех не прощен, — отсюда логически не вытекает). Поскольку елей, оливковое масло, был расхожим домашним сред­ством, Иаков может подразумевать его лечебные свой­ства, как бы говоря: «Пусть помажут лекарством и мо­лятся о выздоровлении». Заповедь помазать елеем ле­жит в основе римско-католического таинства соборова­ния, когда священник помазывает глаза, уши, ноздри, руки и ноги умирающего в знак его прощения, коль скоро тот не может в полном сознании исповедоваться и получить от священника полное отпущение грехов. Однако Иаков говорит о «пресвитерах», а не о священ­никах. И он не говорит о людях, у которых уже нача­лась предсмертная агония. Сходным образом, заповедь «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иак. 5: 16) служит римским католикам обосновательным текстом для таинства исповеди. Однако Иаков пишет «друг пред другом» и, вероятно, имеет в виду улажива­ние разногласий между христианами, а не признание в своих личных грехах, будь то перед священником или перед всей Церковью.

• Удерживайте своего христианского собрата от вероот­ступничества и навлечения на себя вечного осуждения (Иак. 5: 19-20). (См. замечания о вероотступничестве при обсуждении Послания к евреям, с. 419-420.) См. Иак. 3: 15: 20. Грешники, которых нужно обратить от их ложного пути, — это христианские собратья, чьи заблуждения склоняют их к вероотступничеству. Смерть для их души означает их вечную погибель, коль скоро они совершат вероотступничество. А покрытие множества грехов подразумевает прощение Богом гре­хов заблуждающегося, коль скоро окружающие обра­тят его к покаянию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал