Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отступление: очерк богословия Павла
Поскольку богословское учение Павла рассредоточено по многим его посланиям, написанным в разнообразных ситуациях миссионерского служения, нам предстоит составить сводный очерк его богословского мышления. Некоторые раннехристианские ученые полагали, что по содержанию и форме богословие Павла характеризуется обширными заимствованиями из греческой культуры и мистических религий. Однако в настоящее время общепризнанно, что ветхозаветному Писанию и раввинистическому иудаизму Павел обязан много большим, нежели греческим и мистическим источникам. Те же самые ученые полагали также, что Павел — великий преобразователь, превративший Иисуса, Который в действительности был лишь пророчествующим равви и мучеником, во вселенского Спасителя с атрибутами божества. Однако более тщательный анализ показывает, что Павел опирался на предшествующую христианскую традицию: гимны и символы веры, вероисповедания при крещении, катехизические наставления относительно христианского поведения, устную и письменную традицию о жизни и учении Иисуса, появившуюся раньше создания Евангелия. Изучение Евангелия, Книги Деяний и новозаветных посланий, не принадлежащих перу Павла, приводит к тому же самому выводу: Павел лишь развивал уже существующее христианское богословие, восходящее к Иисусу и опирающееся на ветхозаветное Писание. Из иудаизма и Ветхого Завета пришла к Павлу вера в единого истинного Бога, Которому присущи всемогущество, святость и благодать. Этот Бог — личностный. Те, кто познал Его через Христа, могут любовно обращаться к Нему со словом Отец («Авва»). Но в единстве личности Бога существует множественность ипостасей; поэтому Павел говорит о трех лицах Бога — Отец, Сын и Святой Дух (хотя философское развитие учения о Троице завершилось уже после создания Нового Завета). Бог Отец создал вселенную и все, в ней существующее, через Сына и для Него. Следовательно, вселенная во всей своей материальности суть благо; грех в нее привнесен. Каждый человек согрешил в Адаме, и грех держит людей такой крепкой хваткой, что благой закон Божий побуждает их к преступлению вместо послушания. В итоге их ждет смерть, как физическая, так и духовная. Как часть вещественного творения, тело человеческое суть благо; но поскольку грех проявляется через тело, Павел называет греховные стремления «плотью»179. (179Однако слово «плоть» не всегда означает предрасположенность к греху; в число других его значений входит человеческое тело; род человеческий; естественное человеческое происхождение или родство; природа человека как она есть (независимо от того, слабая она и греховная или наоборот).) Иисус, предвечно существующий Сын Божий, сошел с неба, чтобы спасти род человеческий от греха и его последствий. При этом Он Сам стал человеком и умер, чтобы удовлетворены были как гнев Божий на грех, так и Божия любовь к грешникам. Чтобы засвидетельствовать эту удовлетворенность, Бог воскресил Иисуса из мертвых и превознес Его как Господа на небесах. Отныне «призвание» Божие приходит к тем людям, которых Он избрал, отделил по Своему предопределению. Однако такое избрание для спасения немногих отнюдь не противоречит тому, что приглашение открыто для всех. Люди принимают это приглашение, искренне сожалея о грехе (покаявшись) и уверовав в Иисуса Христа, чем подразумевается внутреннее согласие с тем, что говорится о Его сущности в христианстве, упование исключительно на Его смерть и Воскресение как средство отпущения (стирания) грехов и нравственная приверженность такой жизни, которую Он заповедовал вести. Покаявшиеся верующие безотлагательно становятся пребывающими «во Христе», так что их грех возлагается на Христа, а им передается праведность Христа. Единством со Христом сменяется их прежнее единство с Адамом. Таким образом, Бог может с любовью относиться к верующим как праведным (доктрина оправдания), не отступаясь от Своей справедливости. Иисус, как Господь, «искупает» верующих, то есть освобождает их от рабства греху, заплатив за это выкуп, точно так же, как Господь Бог искупил Израиль от порабощения в Египте во времена Исхода. Бог и верующие примиряются, их нарушенное общение восстанавливается. Все это происходит по Божией благодати: это благоволение Бога к не имеющим никаких заслуг людям, без достойных награды добрых дел с их стороны. Верующим Бог дает Своего Духа в качестве залога грядущего и вечной славы, а также в качестве помощника в их индивидуальной и соборной христианской жизни. Дух укрепляет их для преодоления греховных стремлений («плоти»), для праведной жизни, молитвы и для служения другим людям. Тело, некогда подчиненное плоти, теперь становится храмом Духа и предназначается для воскресения к вечной жизни. Но точно так же, как тело отдельного христианина есть храм Святого Духа, таким храмом является и вся Церковь в целом. В самом деле, тело с его различными членами входит в самую значительную метафору Павла, описывающую Церковь в ее органическом единстве, разнообразии функций и подчинении главе — Христу. И церкви (от греческого слова ecclesia) — это не здания, а местные собрания, общины тех, кто принадлежит к Царству Божиему. Они освящены («святые»), это братья и сестры («братия»), в чьих сердцах сияет ранее сокрытое, а ныне явленное («тайна» евангелия). В своем крещении они исповедуют свой союз со Христом в Его смерти, погребении и Воскресении, а также продолжение этого союза в вечере Господней, которая служит как предвосхищением мессианского пира при Втором пришествии, так и напоминанием о смерти Христа. Силы зла — сатана, бесовские духи и управляемые ими люди — властвуют в этом злом веке. Однако их господство не будет длиться вечно; день Господень грядет. Тогда Он будет властвовать. Когда человек беззакония (антихрист) возглавит грандиозное восстание против Бога, Господь Христос вернется, чтобы судить нечестивых, оправдать благочестивых и восстановить народ Израиля. В ожидании этого события христиане должны бодрствовать. Это их верная надежда, «упование». После дня Господня наступит грядущий век, не имеющая конца последовательность веков, именуемая вечностью, в которой Бог будет радоваться Своему народу и Его народ будет радоваться Богу, — и так будет всегда180. (180Павел заимствует три термина, «этот (сей) век», «день Господень» и «тот (грядущий) век» из раввинистического иудаизма и наполняет их христианским содержанием)
Послание к евреям: Иисус как священник Священнописатель Послания к евреям со всей определенностью характеризует Иисуса Христа как первосвященника, Который, принеся Себя Самого в совершенную и достаточную жертву за грехи, ныне служит в небесном святилище. Цель такого изображения, в котором подчеркивается превосходство Христа над каждым аспектом и прототипом ветхозаветной религии, состоит в том, чтобы удержать первоначальных читателей послания от вероотступничества, возврата от христианства к иудаизму. Раннецерковная традиция проявляет неуверенность относительно автора этого анонимного послания. Тем не менее уже очень давно Послание к евреям было известно и упоминалось в 1 Климента (около 95 г. по Р. X.). В восточной части Римской империи автором этого послания обычно считали Павла. Богословие этого послания очень напоминает богословие Павла, если сравнить предсуществование Христа и Его участие в творении в Евр. 1: 1-14 и в Кол. 1: 15-17, уничижение Христа в Евр. 2: 14-17 и в Флп. 2: 5-8, новый завет в Евр. 8: 6 и во 2 Кор. 3: 4-11, раздаяние даров Святого Духа в Евр. 2: 4 и в 1 Кор. 12: 11. Однако западная часть Церкви сомневалась в авторстве Павла и в связи с этой неопределенностью поначалу даже не включала Послание к евреям в канон. Этот факт показывает, что ранняя Церковь отнюдь не допускала в канон любые книги, без предварительной проверки их в части авторства, подлинности и доктринальной чистоты. У западной Церкви были серьезные основания сомневаться в авторстве Павла. Ни одно из его признанных посланий не является анонимным, как Послание к евреям. Рафинированный стиль греческого языка в этом послании весьма отличается от шероховатого стиля Павла — в большей степени, чем допускали бы разумные объяснения в виде смены секретаря-переписчика. Кроме того, Павел постоянно опирается на собственный апостольский авторитет, тогда как священнописатель этого послания апеллирует к авторитету тех, кто был свидетелем служения Иисуса (Евр. 2: 3; но сравни Деян. 13: 31). Иные же предполагают авторство Варнавы, чье происхождение из левитов (Деян. 4: 36) согласуется с проявляемым на протяжении всего послания вниманием к предназначению священников, а близость к Павлу объясняет сходство его богословия с богословием Павла. Однако Варнава, как житель Иерусалима (Деян. 4: 36-37), вероятно, сам видел и слышал Иисуса, а священнописатель Послания к евреям причисляет себя к тем, кто опирается на свидетельство очевидцев (Евр. 2: 3). Луку, еще одного спутника Павла, также считают возможным автором Послания к евреям по причине сходства рафинированного стиля греческого языка в этом послании и в Евангелии от Луки и Книге Деяний. Но его Евангелие и Книга Деяний по своему мировоззрению — нееврейские, а Послание к Евреям — вполне еврейское. Мартин Лютер выдвигал кандидатуру Аполлоса, чье знакомство с Павлом (1 Кор. 16: 12) и учение у Прискиллы и Акилы (Деян. 18: 26) могли бы объяснить богословское сходство Послания к евреям с писаниями Павла. Ученость и красноречие Аполлоса могли сказаться в отточенности литературного стиля послания. А его происхождение из Александрии согласуется с частым и почти исключительным использованием при цитировании Ветхого Завета Септуагин-ты, поскольку Септуагинта была создана именно в египетской Александрии181. (181 Некоторые ученые усматривают параллель между аллегорическим толкованием Ветхого Завета у еврейского философа Филона, современника Аполлоса и его александрийского земляка, и отношением к Ветхому Завету в данном послании. Но в Послании к евреям Ветхий Завет трактуется как историческая типология, а не аллегория) Однако, ввиду отсутствия древней традиции в пользу Аполлоса, сомнения все-таки остаются. Предположения о том, что автором послания был Силуан (Сила), тоже могли бы объяснить сходство с богословием Павла. Касательно авторства Силуана больше никаких доводов ни за, ни против, по сути дела, не имеется. То же самое можно сказать о предположениях, что Послание к евреям написал Филипп. С учетом ее близости к Павлу, Адольф фон Гарнак допускал авторство Прискиллы и изобретательно доказывал, что она оставила книгу без подписи по причине неприемлемости для тогдашней культуры женщины в роли автора. Сходством Послания к евреям и 1 Климента обосновывают кандидатуру Климента Римского. Но наличествует и определенная разница в мировоззрении; возможно, Климент просто совершал заимствования из Послания к евреям. Присоединяясь к отцу ранней Церкви Оригену, мы могли бы заключить, что теперь лишь Бог ведает, кто написал Послание к евреям. Несмотря на традиционное заглавие «К евреям», существует мнение, что изначально послание было адресовано нееврейским христианам. В обоснование этого указывают на изящный стиль греческого языка в послании и широкое использование в нем Септуагинты, лишь с редкими отступлениями от этого греческого перевода Ветхого Завета. Однако такие особенности ничего не могут сказать о первоначальных читателях; они указывают лишь на подготовку автора. Частые ссылки на Ветхий Завет, предполагаемое знание иудейских обрядов, предостережение не совершать вероотступничество с возвратом к иудаизму, а также вошедшее в раннюю традицию название свидетельствуют в пользу еврейских христиан в качестве изначальных получателей послания. Prima facie182, наиболее вероятным кажется, что эти еврейские христиане жили в Палестине. Однако, согласно Евр. 2: 3, им не довелось лично видеть или слышать Иисуса во время Его земного служения, как, несомненно, довелось многим палестинским евреям; а согласно Евр. 6: 10, они материально помогали другим христианам, в то время как палестинские христиане были слишком бедны и сами получали помощь (Деян. 11: 27-30; Рим. 15: 26; 2 Кор. 8: 1 — 9: 15). Более того, представления читателей об иудейской обрядности обусловлены, по-видимому, знакомством с Ветхим Заветом в переводе Септуагинты, а не личным присутствием на храмовых службах в Иерусалиме; и высказывание «приветствуют вас Италийские» (Евр. 13: 24) звучит так, словно италийцы, покинувшие Италию, шлют привет к себе на родину. В таком случае в качестве вероятного места назначения выступает Рим. Подкрепляет такой вывод и тот факт, что свидетельства о знакомстве с Посланием к евреям появляются в первую очередь в Риме (1 Климента)183. Г.Монтефиоре предположил, что Аполлос написал Послание к евреям в 52 — 54 гг. по Р. X. в Ефесе и адресовал его церкви в Коринфе, в особенности еврейским христианам в ней184. Он усматривает множество параллелей между Посланием к евреям и коринфской корреспонденцией Павла. По его мнению, «Италийские» (Евр. 13: 24) — это Прискилла и Акила, которые первоначально переселились из Рима в Коринф, а впоследствии проделали вместе с Павлом путь из Коринфа в Ефес. Остается, однако, то затруднение, что автор послания вместо имен Прискиллы и Акилы почему-то дает лишь общее описание, особенно если учесть, что Тимофея он только что назвал по имени. Где бы ни проживали адресаты послания, его автор был хорошо с ними знаком. Он пишет об их щедрости (Евр. 6: 10), о гонениях на них (Евр. 10: 32-34; 12: 4), об их незрелости (Евр. 5: 11 — 6: 12) и о своей надежде вскоре вновь посетить их (Евр. 13: 19, 23). Две дополнительные подробности могут иметь большое значение: 1) к адресатам обращен призыв приветствовать не только своих наставников и христианских собратьев в своем сообществе, но и «всех святых» (Евр. 13: 24); 2) автор упрекает их за то, что они недостаточно часто собираются вместе (Евр. 10: 25). Следовательно, они, по всей вероятности, представляют собой группу еврейских христиан или домашнюю церковь, которая отделилась от основного христианского сообщества в своем городе и которой угрожает опасность из-за страха перед гонениями снова подпасть под влияние иудаизма185. (185 Немедленное угасание твердой традиции относительно авторства послания может быть обусловлено отложением его изначальных адресатов. Иные же определяют их как покорившихся вере иудейских священников (Деян. 6: 7) или новообращенных из Кумранской секты, создавшей свитки Мертвого моря) Главная цель послания — предупредить подобное вероотступничество и вернуть их в русло нормального христианского общения. Ссылки на Послание к евреям в 1 Климента требуют датировать его периодом, предшествующим 95 г. по Р. X., году создания 1 Климента. Иногда заходят и дальше, утверждая, что настоящее время глаголов при описании священных обрядов в послании предполагает дату до 70 г. по Р. X., когда Тит разрушил храм и жертвоприношения в нем прекратились. Однако в других текстах, самым бесспорным образом относящихся к периоду после 70 г. по Р. X., при описании Моисеевых обрядов продолжает употребляться настоящее время (1 Климента, Иосиф Флавий, Иустин Мученик, Талмуд). Более того, в Послании к евреям описывается не обрядность храма, а обрядность до-Соломоновой «скинии»; следовательно, настоящее время — это всего лишь фигура речи, которая не может влиять на датировку Послания к евреям. Однако в пользу датировки периодом до 70 г. по Р. X. свидетельствует отсутствие в послании каких бы то ни было ссылок на разрушение храма как знак от Бога о том, что ветхозаветная система жертвоприношений устарела. Автор, надо полагать, апеллировал бы к этому историческому событию, если бы писал уже после него. Как и другие послания, Послание к евреям оканчивается дополнением, имеющим личный характер, однако, в отличие от других посланий, не содержит вступительных приветствий. Ораторские интонации и такие замечания, как «недостанет мне времени, чтобы повествовать» (Евр. 11: 32), по-видимому, должны подразумевать устную проповедь. Однако заявление: «Я же не много и написал вам» (Евр. 13: 22) — заставляет прийти к выводу, что это все-таки послание, хотя и написанное в стиле проповеди. Чтобы удержать своих читателей от отступничества в сторону иудаизма, священнописатель Послания к евреям указывает на превосходство Христа во всем и в особенности на Его превосходство по сравнению с различными институтами иудаизма, восходящими к Ветхому Завету. Словом «лучшее» выражается суть этой доминирующей темы превосходства Христа, дополняемой на протяжении всего послания призывом не совершать вероотступничество.
План-конспект Послания к евреям I. Превосходство Христа над ветхозаветными пророками (Евр. 1: 1-3) II. Превосходство Христа над ангелами (Евр. 1: 3 — 2: 18) И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВЕ (Евр. 2: 1-4) III. Превосходство Христа над Моисеем (Евр. 3: 1-6) и ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВЕ (Евр. 3: 7-19) IV. Превосходство Христа над Иисусом Навином (Евр.4: 1-10) И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВЕ (Евр. 4: 11-16) V. Превосходство Христа над Аароновым священством (Аароном и его потомками) и предостережение о вероотступничестве (Евр. 5: 1 — 12: 29) A. Сострадание Христа людям и Его призвание Богом к священству (Евр. 5: 1-10) Б. Предостережение о вероотступничестве и призыв к совершенствованию (Евр. 5: 11 — 6: 20) B. Предвосхищение священства Христа в Мелхиседеке (Евр. 7: 1-10) Г. Временный характер Ааронова священства (Евр.7: 11-28) Д. Небесная сущность священства Христа (Евр. 8: 1 — 10: 18) Е. Предостережение о вероотступничестве (Евр. 10: 19-39) Ж. Указание на пример ветхозаветных подвижников веры (Евр. 11: 1-40) 3. Указание на пример Христа (Евр. 12: 1-11) И. Предостережение о вероотступничестве и указание на Исава (Евр. 12: 12-29) VI. Практические наставления (Евр. 13: 1-19) Заключение: приветствия, весть об освобождении Тимофея, благословение (Евр. 13: 20-25)
Христос превосходит ветхозаветных пророков, потому что Он — Сын Божий, наследник вселенной, Творец, точный образ божественной сущности, Промыслитель всего мира, очищающий от грехов и превознесенный, — и, таким образом, последнее и лучшее Слово Бога к роду человеческому (Евр. 1: 1-3). Христос также превосходит ангелов, которых иудеи считали посредниками Моисеева закона, данного на горе Синай (Деян. 7: 53; Гал. 3: 19); ведь Христос — Сын Божий и вечный Творец, а ангелы — просто служебные духи, которые были сотворены (Евр. 1: 3 — 2: 18). Даже Его нисхождение ниже ангелов через Его воплощение и смерть было только временным. Христос должен был воплотиться в человеческое существо, чтобы стать Тем, Кто Своей смертью сможет вернуть падшее человечество к высшему состоянию, в котором изначально сотворил его Бог. Христос за Свое жертвенное деяние увенчан великою славою. В средоточие этого разъяснения помещен призыв не отступать от христианского вероисповедания (Евр. 2: 1-4). См. Евр. 1: 1 — 2: 18. Христос, как Сын Божий, стоящий над домом Бога, превосходит Моисея, который есть простой служитель в доме Его (Евр. 3: 1-6). Поэтому звучит призыв не навлекать на себя суд Божий за свое неверие. Предостерегающим примером служит поколение израильтян, которые вышли из Египта с Моисеем, но умерли по пути в пустыне из-за гнева Божиего на их непокорство (Евр. 3: 7-19). Христос превосходит Иисуса Навина; хотя Навин и ввел Израиль в Ханаан, Христос введет верующих в вечный покой на небесах, где Бог успокоился от Своих дел при творении (Евр. 4: 1-10). Очевидно, Иисус Навин не ввел Израиль в этот небесный покой, поскольку через долгое время после того, как он жил и умер, Давид говорит, что Израилю еще только предстоит войти в этот покой (Пс. 94: 7-11)186. (188Согласно другому толкованию, «покой», в который Иисус ведет христиан, — это не грядущий небесный покой от добрых дел христианского жития, а нынешний духовный покой, прекращение самоправедных дел Закона, поскольку Христос уже совершил искупление. Однако близкий контекст предостережения о вероотступничестве и неизбежном воздаянии за него, а также параллель между отдыхом Бога от Его добрых дел при творении и нашим отдыхом от дел совместно свидетельствуют в пользу толкования, приведенного выше. Согласно еще одному взгляду, этот покой есть не само спасение (будь то нынешнее или грядущее), а благополучное христианское существование, прообразом которого было овладение землей Ханаанской под руководством Иисуса Навина. Однако при таком толковании тоже не учитывается контекст предостережения о вероотступничестве) Сравнение Иисуса Христа с Иисусом Навином в греческом тексте тем более выразительно, что еврейское имя Навина «Иошуа» в своей греческой форме переходит в «Иисус». Другими словами, в греческом тексте нет различия между именами ветхозаветного Иисуса Навина и новозаветного Иисуса Христа. Далее священнописатель призывает читателей войти в этот небесный покой благодаря верности своему христианскому вероисповеданию (Евр. 4: 11-16). Следующее ниже указание о полной достаточности жертвы Иисуса исключает всякую возможность такого понимания, что спасение заслуживается продолжающимися в христианской жизни добрыми делами. Добрые дела и неотступность веры необходимы, однако, для того, чтобы продемонстрировать истинность своего христианского вероисповедания. В Евр. 4: 12 мы встречаем знаменитое сравнение слова Божиего с обоюдоострым мечом, который проникает внутрь и раскрывает сокровенную сущность человека. Христиане поэтому должны доказать, что их внешне выраженное вероисповедание проистекает из внутренней убежденности. См. Евр. 3: 1 — 4: 16. Христос превосходит Аарона и его преемников на посту первосвященника (Евр. 5: 1 — 12: 29). Священнописатель Послания к евреям сначала указывает на две черты сходства между собирательным Аароновым священством и священством Христа: 1) как и Аарон, Христос был призван на священство Богом; 2) Христос, воплотившись, познал искушения жизни человеческой и сострадать нам способен, по крайней мере, не меньше, нежели Аарон (Евр. 5: 1-10). Выдающимся примером человеческих чувств Иисуса выступает Его смертная скорбь во время молитвы в Гефсимании. Далее следует развернутое увещевание (Евр. 5: 11 — 6: 20) вырасти из духовного младенчества до совершенства зрелости, выйдя за пределы тех начатков иудейской веры, которые лежат в основе веры христианской, но обретают в христианском контексте новое значение. Без такого духового роста усиливается угроза вероотступничества; а если христианин совершает вероотступничество — то есть умышленно и полностью отвергает Христа — всякая возможность спасения исчезает для него навеки. Священнописатель считает своих читателей христианами, основываясь на их внешне выраженном вероисповедании (не проникая в их сердца, на чем еще он может основываться?), однако находит нужным указать, что вероотступничество докажет безосновательность этого исповедания и неизбежно повлечет осуждение за ложное исповедание. Вероотступничество, следует отметить, имеет гораздо более серьезное значение, нежели временное непослушание. См. Евр. 5: 1 — 6: 20. Превосходство Христа над Аароном заключается в следующем: 1) Христос стал священником с клятвою Божией, в отличие от Ааронова священства; 2) Христос вечен, а сыны Аарона смертны и священство их переходит от одного к другому; 3) Христос безгрешен, в отличие от сынов Аарона; 4) Христос, как священник, действует в сфере небесных сущностей, а сыны Аарона — только в сфере их земных символов; 5) Христос добровольно принес Себя в жертву, которую никогда не понадобится повторять, тогда как многократное принесение в жертву животных свидетельствует о неспособности крови животных уничтожать грехи; 6) в самом Ветхом Завете, написанном во времена Ааронова священства, предсказывается новый завет, который отменит прежний завет, установивший священство сынов Аарона (Иер. 31: 31-34).
|