Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Послание к колоссянам: Христос как глава Церкви
В своем Послании к колоссянам Павел, указывая на божественную сущность Христа и творческий и искупительный аспект Его деяний, противостоит принижению значения Христа в той особой разновидности ереси, которою поражена церковь в Колоссах. Далее Павел выводит из этой высокой христологии практические следствия для повседневной жизни и поведения. В древнем Маркионовом прологе169 (169 Предварение к посланию, написанное с позиций маркионизма, течения в гностицизме) Послания к колоссянам сказано, что Павел написал это послание в Ефесе. Однако данная традиция сомнительна, поскольку утверждает также, что Павел написал Послание к Филимону в Риме. Но ведь послания к колоссянам и к Филимону связаны неразрывно: в обоих упоминаются Тимофей, Аристарх, Марк, Епафрас, Лука, Димас, Архипп и Онисим (Кол. 1: 1 и Флм. 1: 1; Кол. 4: 10-14 и Флм. 1: 23-24; Кол. 4: 17 и Флм. 1: 2; Кол. 4: 9 и Флм. 1: 10 и далее). Совпадение такого количества имен должно свидетельствовать, что Павел написал и отправил оба послания в одно и то же время и из одного и того же города. Кроме того, если Павел написал послания к колоссянам и к Филимону во время заключения в узы в Ефесе, значит, раб Онисим, убежав с деньгами своего хозяина, остановился в Ефесе, не далее чем в 150 километрах. Это расстояние выглядит неправдоподобно маленьким, ведь Онисим должен был понимать, что его легко могут схватить в такой близости от дома хозяина. Более вероятно, что он отправился подальше, в большой город Рим, чтобы затеряться в его толпе. Более того, когда Павел писал Послание к колоссянам, Лука был вместе с ним (Кол. 4: 14); но описание служения Павла в Ефесе не является таким разделом Книги Деяний, в которых Лука употребляет местоимение «мы». Итак, несмотря на некоторые указания в Маркионовой традиции, мы должны отказаться от варианта уз в Ефесе в качестве обстоятельств создания Послания к колоссянам. Еще менее вероятно, что Послание к колоссянам было написано из уз в Кесарии. Кесария была во много раз меньше Рима и во столько же раз меньше подходила для беглого раба, боящегося опознания. Онисим вряд ли мог познакомиться с Павлом в Кесарии, потому что к апостолу здесь допускались только его близкие (Деян. 24: 23). Далее, предположение Павла, что он скоро будет освобожден (он просит Филимона приготовить для него помещение, Флм. 1: 22), не согласуется с его настроениями в Кесарии, где он осознал, что его единственной надеждой остается суд кесаря. В пользу Рима свидетельствуют следующие соображения: 1) наиболее вероятно, что беглый раб Онисим решил затеряться именно в Риме, самом густонаселенном городе империи; 2) то обстоятельство, что Лука был с Павлом при создании Послания к колоссянам, согласуется с указанием Книги Деяний на то, что Лука сопровождал Павла в Рим; 3) различие в вероучительных акцентах между Посланием к колоссянам, где Павел не уделяет много внимания разногласиям с иудействующими, и посланиями к галатам, римлянам и коринфянам, где Павел ревностно отстаивает свободу от закона Моисеева, предполагает, что Послание к колоссянам написано позже, вероятно во время уз в Риме, когда разногласия с иудействующими уже не занимали такое место в мыслях Павла (хотя полемика с иудействующими в Флп. 3, относящаяся, по-видимому, к еще более поздней дате, несколько ослабляет этот довод). Город Колоссы расположен в долине протекающей по гористой местности реки Ликос, примерно на 150 километров восточнее Ефеса. (См. карту на с. 299.) Соседние города Лао-дикия и Иераполь по своему значению затмевали Колоссы. Отдаленность Павла, который пишет к колоссянам, «услышав» об их вере (Кол. 1: 4), и причисление Павлом колоссян к тем людям, которые ни разу не видели его в лицо (Кол. 2: 1), подразумевают, что Павел не только не был основателем церкви в этом городе, но и никогда не посещал ее. Поскольку колоссяне услышали о благодати Божией от Епаф-раса (Кол. 1: 6-7), он, должно быть, и основал их церковь. Однако в то время, когда Павел пишет послание, Епафрас находится вместе с ним (Кол. 4: 12-13). Мы можем отважиться на допущение, что Епафрас стал христианином благодаря служению Павла в Ефесе, затем проповедовал Евангелие в близлежащих Колоссах, Иераполе и Лаодикии, а теперь прибыл к находящемуся в узах Павлу, чтобы заручиться его указаниями по поводу опасной ереси, подтачивающей Колоссянскую церковь. Очевидно, во главе церкви был оставлен Архипп (Кол. 4: 17). При таком допущении становится понятно, почему Павел принимает на себя обязанность наставлять церковь в Колоссах, хотя никогда ее не посещал: поскольку он «праотец» этой церкви через обращенного им в веру Епафраса, колоссяне выносят на его суд свои проблемы. Колоссянские христиане в большинстве своем были неевреями. Павел причисляет их к необрезанным (Кол. 2: 13). В Кол. 1: 27 выражения «среди язычников» и «в вас» выглядят синонимами. А описание колоссян как «бывших некогда отчужденными и врагами» (Кол. 1: 21) напоминает сходные обороты речи в Еф. 2: 11 и далее, где Павел, безусловно, говорит о бывших язычниках. Послание к колоссянам сосредоточено на так называемой «колоссянской ереси». Мы можем выявить определенные черты этого лжеучения, исходя из контраргументации Павла. По сути дела, Павел, возможно, прибегает к излюбленной в этой ереси терминологии, такой как «познание» и «полнота», и обращает ее против самих лжеучителей, наполнив ее каноническим содержанием истинного учения. В этой ереси умаляется значение Христа, поэтому Павел подчеркивает Его исключительное значение (Кол. 1: 15-19); в ней делается упор на человеческую философию, то есть пустые человеческие умствования, оторванные от божественного откровения (Кол. 2: 8); содержатся элементы иудаизма, такие как обряд обрезания (Кол. 2: 11; 3: 11), раввинистическая традиция (Кол. 2: 8), пищевые запреты, а также соблюдение дня субботнего и иудейских праздников (Кол. 2: 16); культивируется поклонение ангелам, которые служат посредниками, предохраняющими высшего Бога (чистого Духа) от скверны соприкосновений с физическим миром (языческая черта, ведь у правоверных иудеев, хотя и была разработана иерархия ангелов, не существовало поклонения им и материальность мира не считалась злом; Кол. 2: 18); а также на пускается туман таинственности и превосходства избранных, которому Павел противопоставляет всеобщность и открытость Благой Вести (Кол. 1: 20, 23, 28; 3: 11). В колоссянской ереси, таким образом, смешались иудейское законничество, греческие философские спекуляции и восточный мистицизм. Возможно, расположение Колосс на важном торговом пути, соединяющем Восток и Запад, в чем-то обусловило эклектический характер этого лжеучения. Многие из его черт проявляются в своем полном развитии в позднейшем гностицизме и в греческих и восточных мистических религиях. Однако наличие иудаистских элементов свидетельствует в пользу синкретического иудаизма, не отмеченного мотивами искупления, характерными для позднего, антииудейского гностицизма.
План-конспект Послания к колоссянам Вступление (Кол. 1: 1-12) A. Приветствие (Кол. 1: 1-2) Б. Благодарение (Кол. 1: 3-8) B. Молитва (Кол. 1: 9-12) I. Ведущая роль Христа в христианском вероучении (Кол. 1: 13 — 2: 23) A. Его деяния как Творца и Искупителя (Кол. 1: 13-23) Б. Проповедь Павла о Нем (Кол. 1: 24 — 2: 7) B. Его полнота в противопоставлении колоссянской ереси (Кол. 2: 8-23) II. Ведущая роль Христа в христианском поведении (Кол. 3: 1 —4: 6) A. Единство со Христом в Его смерти, Воскресении и прославлении (Кол. 3: 1-4) Б. Воздействие смерти со Христом на греховные поступки (Кол. 3: 5-11) B. Воздействие воскресения со Христом на праведные поступки (Кол. 3: 12 — 4: 6) Заключение (Кол. 4: 7-18) A. Приход Тихика и Онисима (Кол. 4: 7-9) Б. Приветствия и последние наставления (Кол. 4: 10-17) B. Прощание и благословение (Кол. 4: 18)
Как видно из нашего план-конспекта, Послание к колоссянам делится на два основных раздела: вероучение (Кол. 1 — 2) и наставление (Кол. 3 — 4). Средоточием вероучения для Павла выступает христология. Послание начинается с приветствия, благодарения и молитвы. Затем звучит главная тема, изложение христологии. См. Кол. 1: 1 — 2: 23. В прославлении Павлом Христа говорится о: • Его царстве (Кол. 1: 13); • Его искупительных деяниях (Кол. 1: 14); • Его сущности как олицетворения («образа») Бога в человеке (Кол. 1: 15); • Его владычестве над творением как Господа и наследника (поскольку перворожденные сыновья получали больше наследства, чем остальные, фраза «[первенец всего творения]» [Кол. 1: 15] не обязательно означает, что Иисус был создан первым); • Его сущности как Творца (Кол. 1: 16); • Его предсуществовании и неотделимости от мира (Кол. 1: 17); • Его главенстве над новым творением, Церковью; • Его сущности как первенца, воскресшего из мертвых, чтобы больше никогда не умирать (Кол. 1: 18). Многие ученые считают Кол. 1: 15-20 цитатой из какого-то раннего гимна. «Всякая полнота» Бога, обитающая во Христе, — это абсолютность Его божественной сущности. Когда Павел говорит, что его страдания восполняют «недостаток... скорбей Христовых» (Кол. 1: 24), этим отнюдь не подразумевается, что Христос страдал слишком мало, чтобы грех был полностью искуплен. Павел имеет в виду, что страдания, претерпеваемые при распространении Благой Вести, тоже необходимы для спасения людей и что Христос продолжает страдать вместе со своими гонимыми свидетелями в силу их единства, их союза с Ним. Термин «тайна» («в тайне сей... которая есть Христос в вас», Кол. 1: 27) обозначает богословскую истину, скрытую от неверующих, но явленную верующим. В своем полемическом наступлении на колоссянскую ересь (Кол. 2: 8-23) Павел выдвигает обвинения, что в этом лжеучении умаляется истинное значение Христа, что ритуальные предписания, позаимствованные в иудаизме, есть только тень будущей духовной реальности во Христе, а аскетизм и поклонение ангелам порождают надменность и отвращают от славы Христовой. Единство верующих со Христом в Его смерти, Воскресении и Вознесении служит основой для практических наставлений. Верующие должны относиться к себе так, как Бог относится к ним, считая себя мертвыми во Христе для греха и живыми во Христе для праведности. См. Кол. 3: 1 — 4: 18. «Скиф» (Кол. 3: 11) олицетворяет особенно дикого варвара. Поскольку соль предотвращает порчу, слово, которое «приправлено солью» (Кол. 4: 6), вероятно, означает речи неиспорченные и благопристойные.
|