Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Главные доктрины Послания к римлянам
См. Рим. 1: 1 — 3: 20. Цитируя стих Авв. 2: 4, Павел подчеркивает ветхозаветные основания той фундаментальной истины, что праведность приходит через веру (Рим. 1: 17). Поскольку традиционный перевод «праведный верою жив будет» звучит так, словно Павел, обращаясь к этому стиху, подразумевает проявления веры в повседневной жизни, нам следует предпочесть перевод «[человек, который праведен верою, будет жить]» и понимать Павла в том смысле, что в этом стихе речь идет о вечной жизни. Павел также указывает, что само творение раскрывает величие и божественность Бога; поэтому язычникам нет прощения (Рим. 1: 19-20). В оставшейся части Рим. 1 описывается деградационная сущность греха. На протяжении этого отрывка оборот «предал их Бог» три раза звучит словно погребальный звон (Рим. 1: 24, 26, 28). В Рим. 2 Павел говорит о самоправедных иудеях, которые любят указывать на грехи язычников, но сами точно так же греховны в своей гордыне. Более того, утверждает Павел, истинный иудей — не тот, кто биологически происходит от Авраама или совершил обряд обрезания, а тот, кто состоит в истинном духовном родстве с Богом. По сути, язычники, следуя закону Божиему, написанному в их сердцах, находятся в правильных взаимоотношениях с Ним, в отличие от многих иудеев. Слово «иудей» означает «хвала». Поэтому истинный иудей — тот, чья жизнь достойна Божией хвалы (Рим. 2: 17). В Рим. 3: 1 Павел предвосхищает возражения иудеев: если иудеи ничем не лучше язычников, почему же Бог избрал народ Израиля? Разве не говорится во всем Ветхом Завете об особом благоволении Бога к иудеям? А ты, Павел, утверждаешь, будто бы Бог относится к иудеям и язычникам одинаково! Павел с легкостью признает то преимущество иудеев, что они ближе всех к Божиему откровению в Писании. Однако эта выдающаяся привилегия не подразумевает их меньшую греховность. Завершая данный раздел чередой ветхозаветных цитат, Павел обличает весь род человеческий в его виновности перед Богом. В следующем подразделе выражена сущность послания. Фразой «закон и пророки» обозначается весь Ветхий Завет. Павел подчеркивает, что хотя праведность приходит через веру в Иисуса Христа, а не через соблюдение закона, все-таки закон и остальная часть Ветхого Завета удостоверяют такую праведность через веру. «Слава Божия», которой лишены люди (Рим. 3: 23), — это величие Божией сущности. Посредством термина «умилостивление» (Рим. 3: 25) смерть Иисуса описывается как жертва, которая умиротворяет гнев Бога на нечестие человеков. При употреблении альтернативного перевода expiation, «искупление», «заглаживание», пропадает смысловой оттенок Божиего гнева, хотя Павел подчеркивает его (Рим. 1: 18). Этот термин может быть также связан с местообитанием милости Божией, золотой крышкой ковчега завета. Эту крышку иудейский первосвященник раз в год окроплял кровью жертвы для искупления грехов Израиля. Павел указывает, что прежде, в ветхозаветный период, Бог прощал грехи только в предвосхищение смерти Христа. Говоря, что Бог явится «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса», Павел подразумевает, что гнев Божий был удовлетворен жертвой Иисуса за вину человечества и что любовь Божия тоже была удовлетворена, так как смерть Иисуса предоставила возможность прощать вину. Божия праведность непреклонна настолько, чтобы требовать осуществления наказания ради торжества правосудия, но не настолько, чтобы запретить Праведнику принести Себя в жертву за неправедных ради торжества милосердия. См. Рим. 3: 21-31. И снова Павел предвидит возражения иудеев: коль скоро человек обретает праведность просто через веру в Христа, то нет никаких преимуществ в том, чтобы быть иудеем или соблюдать иудейский закон. В сущности, Павел согласен с таким выводом; однако он подчеркивает, что и в самом Ветхом Завете указано, что праведность приходит через веру, а не через дела, о чем свидетельствуют примеры Авраама и Давида. См. Рим. 4: 1 —5: 21. В первых стихах Рим. 5 Павел перечисляет благословения, которые сопровождают оправдание: это мир с Богом через Иисуса Христа, доступ к Божией благодати, радость в надежде славы Божией («надежда» означает уверенное ожидание того, что Иисус вернется, а «слава Божия» здесь означает божественное величие, в которое христиане войдут при Втором пришествии), радость в нынешних гонениях, терпение неотступности, испытанная верность, надежда (еще раз) и глубокое внутреннее ощущение любви Божией, излитой Святым Духом. Слова «примирились» и «примирение» в Рим. 5: 10-11 подразумевают грешника, у которого ненависть к Богу сменилась любовью к Богу. В Рим. 5: 12-14 Павел утверждает: тем, что смерть царствовала еще до того, как Бог через Моисея дал закон, доказывается, что весь род человеческий причастен к первородному греху Адама; ведь до Моисея не было писаного закона, который можно было бы нарушить. Противопоставление «одного» и «многих» здесь следующее: один человек (Адам) согрешил в Едеме — многие (семитский оборот, означающий «все») согрешили и умерли в Адаме; один (Иисус Христос) совершил праведное деяние на кресте — многие (все верующие в Иисуса Христа) считаются оправданными и будут жить вечно. Главное препятствие на таком легком пути к спасению, к оправданию верою, состоит в том, что он косвенно допускает явно ложный ход рассуждений, ведущий к нелепому выводу: чем больше греха, тем больше благодати выказывает Бог, и тем больше Его слава — так греши же как можно больше во славу Божию! Отказ покоробленного Павла от такого рассуждения основан на доктрине единения верующего со Христом, выявляемого через христианское крещение. В крещении верующие исповедуют свою смерть для греха благодаря приобщению к Христу в Его смерти и исповедуют также свое возрождение для праведности благодаря приобщению к Христу в Его воскресении. Следовательно, для Бога они умирают со смертью Христа и воскресают с воскресением Христа. Эти события накладывают на верующих обязанность быть такими людьми, которые мертвы для греха и живы для праведности. Они должны привести свой образ самих себя в соответствие с тем, какими их видит Бог. См. Рим. 6: 1 — 8: 39. Во второй половине Рим. 6 Павел пишет, что свобода от закона не означает свободу грешить, поскольку свобода и рабство суть термины взаимосвязанные. Неверующий свободен от ограничений христианской святости, но находится в рабстве греху. С другой стороны, верующий свободен от рабства греху, но порабощен ограничениями христианской святости. В действительности же, подчиняя себя христианской святости, человек обретает самую истинную из всех свобод, свободу не грешить, свободу жить праведно. В Рим. 7 Павел иллюстрирует свои доводы примером закона о браке. Один из супругов свободен снова вступить в брак, коль скоро другой супруг умер, потому что смерть разрывает брачные узы. Сходным образом, смерть Христа и единение верующих с Ним в Его смерти освобождает их от обязательств перед Моисеевым законом, чтобы они могли принадлежать воскресшему Христу и приносить плод Богу. Зачем же тогда был дан закон? Он был дан для того, чтобы привести людей к упованию ради праведности на Христа, принеся им знание об их грехе и нравственной несостоятельности. Павел не отрицает, что Бог предназначил Моисеев закон для того, чтобы направлять поведение ветхозаветных верующих. Но коль скоро речь заходит об оправдании, Павел действительно отрицает, что Бог дал закон в качестве средства для приобретения заслуг перед Собой; напротив, это было средство для того, чтобы побудить людей предать себя Божи-ей благодати. Во второй половине Рим. 7 содержится классическое описание огорчения человека, который хочет делать доброе, но не может, находясь под злой властью греха, усугубленной законом. Однако для верующих огорчение сменяется триумфом благодаря тому, что в них живет Дух Христов (Рим. 8). Как и в Послании к галатам, Павел противопоставляет плоть и дух. Дух Христов укрепляет верующих, чтобы они могли совладать с греховными побуждениями, приносит им уверенность в спасении, в грядущем прославит их, а в настоящем молится за них. Рим. 8 завершается кульминационным выражением уверенности и торжества. Тот единственный, Кто имеет право обвинять верующих, потому что Он свят, есть именно Тот, Кто оправдывает их. Бог не был бы праведным, если бы действительно осудил верующих теперь, когда они во Христе. См. Рим. 9: 1 — 11: 36. Обсуждая проблему Израиля, Павел указывает, что Бог имеет право одних избирать, а других отвергать как Он хочет. Грешники не могут иметь претензий к Богу. Однако Бог и не пользуется Своими прерогативами по произволу. Он обратился к язычникам, потому что Израиль искал собственной праведности вместо праведности Божией. Таким образом, путь к спасению остается открытым для всех, для иудеев и язычников наравне. По нескольким причинам обращение Бога к язычникам не так плохо, как казалось бы: 1) в Израиле есть остаток тех, кто уверовал; 2) для язычников открылись новые возможности; 3) ревность к спасающимся во множестве язычникам заставит иудеев покаяться; 4) спасен будет весь Израиль, то есть все те евреи, которые будут живы ко времени возвращения Христа, признают Его мессианство и таким образом спасутся. Поэтому нееврейским верующим не следует самоправедно возноситься перед еврейскими верующими, чтобы не подпасть под то же самое осуждение, что и неуверовавшие иудеи. Практические наставления составляют следующий из основных разделов послания. Для Павла богословие всегда определяет бытие; и ради поддержания в церквях высоких идеалов христианского поведения он никогда не заставляет своих читателей гадать, какие практические выводы следуют из его вероучительных доктрин. После мольбы к читателям представить свои тела Богу «в жертву живую [в противоположность закланию животных в иудаизме]», Павел призывает их не подражать конформизму нехристиан, а жить, как благоугодно Богу, исходя из своих обновленных внутренних побуждений (Рим. 12: 1-2). Индивидуальное освящение верующих проявляется в их общественных служениях в качестве проповедников, учителей, служителей, раздавателей и начальников — соответствующих различным дарованиям, данным им Богом, и совершаемых в скромности и согласии (Рим. 12: 3-8). Однако согласие внутри Церкви зависит от взаимной любви, которая подразумевает искренность, отвращение к злу, приверженность правде (добру), нежность, почтительность, усердие, преданность Богу, утешение надеждою, терпение, постоянство в молитве, щедрость и странноприимство (Рим. 12: 9-13). Точно так же верующие должны поддерживать хорошие отношения с неверующими, молясь об их благополучии, разделяя с ними радости и сочувствуя их горестям, выказывая им почтение и прощая их. Если неверующие будут продолжать гонения, Сам Бог осудит их и защитит Своих (Рим. 12: 14-21). Павел также наставляет покорности высшим властям, проявляющейся в послушании и уплате податей; но его слова не следует понимать как заведомое примирение с тоталитаризмом. Исходной здесь является та предпосылка, что правительство защищает справедливость, наказывая делающих зло и поощряя делающих добро. Таким образом, заслуживает осуждения сопротивление по чисто политическим или эгоистическим соображениям, но не сопротивление по соображениям нравственным и религиозным (Рим. 13: 1-7). Бог требует любви не только к своему верующему собрату, но также ко всему человечеству. К этому и сводятся заповеди платить свои долги, не прелюбодействовать, не убивать, не красть и не желать ничего чужого (Рим. 13: 8-10). Насущность этих заповедей обусловлена предвидением возвращения Христа (Рим. 13: 11-14). И наконец, Павел, как и в 1 Коринфянам, указывает, что верующие должны предоставлять друг другу свободу по-разному относиться к вопросам ритуала, до тех пор пока это не наносит ущерба немощным, не имеющим знания людям (Рим. 14: 1 — 15: 3). См. Рим. 12: 1 — 15: 13. Излагая свои планы более подробно, чем в Рим. 1, Павел выражает надежду, что, доставив вспомоществование Иерусалимской церкви, отправится благовествовать в Испанию, по пути посетив Рим. Рекомендательный отзыв о Фиве в Рим. 16: 1-2 соответствует обычаю христиан снабжать члена своей церкви рекомендациями для церкви в том городе, куда он направляется с визитом или переселяется. Приветствие Прискилле (Приске) и Акиле в Рим. 16: 3 подразумевает, что они вернулись в Рим. Из светских источников нам также известно, что эдикт Клавдия об изгнании иудеев из Рима после смерти императора утратил силу. Приветствия, предостережение относительно лжеучителей, благословение, дополнительные приветствия и прославление Бога завершают послание. См. Рим. 15: 14 — 16: 27.
Послания Павла из уз
Послания к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к Филимону представляют собой «послания из уз», названные так потому, что Павел писал их, находясь в заключении. Известны два периода несвободы Павла: один в Кесарии при правлении Феликса и Феста (Деян. 23: 23 — 26: 32), а другой — в Риме, когда Павел ожидал суда перед кесарем (Деян. 28: 30-31). Опираясь на незначительную поддержку, обнаруживаемую в ранней церковной традиции, некоторые ученые строят догадки об еще одном заключении Павла в Ефесе во время его продолжительного служения в этом городе. Павел действительно указывает во 2 Кор. 11: 23, что был в темницах «более», но речь здесь, возможно, идет о случаях кратковременного пребывания в темницах, как в эпизоде в Филиппах (Деян. 16: 19-40). Согласно традиционному взгляду, все послания из уз были написаны во время содержания Павла под стражей в Риме, однако о вариантах Кесарии и Ефеса следует по меньшей мере не забывать, читая любое из этих посланий.
|