Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность прибыли предприятия, ее виды






 

Деятельность фирмы имеет смысл для ее владельцев лишь в случае получения ими дохода в форме прибыли.

Таким образом, прибыль предприятия есть экономическая форма его дохода.

Прибыль (П) – это разница между выручкой фирмы от продажи товара (TR) и общими издержками (затратами) ресурсов на их изготовление и организацию продажи (TC):

П = TR – TC

Поскольку величины бухгалтерских и экономических издержек производства не совпадают, постольку существуют и различия в величине бухгалтерской и экономической прибыли.

Экономическая прибыль – разница между общей выручкой, полученной от реализации продукции и всей совокупностью внешних и внутренних издержек.

Иными словами, если мы вычитаем из выручки от продаж экономи­ческие издержки, то полученная величина должна называться экономи­ческой прибылью.

Если же мы вычтем из выручки от продаж только бух­галтерские издержки, то результат окажется бухгалтерской прибылью.

Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой, полученной от реализации продукции и внешними издержками.

Очевидно, что, поскольку экономические издержки производства больше бухгалтерских, то экономическая прибыль меньше бухгалтерской.

Следовательно, бухгалтерская прибыль больше экономической на величину внутренних издержек, при этом внутренние издержки всегда включают в себя нормальную прибыль.

У владельца капитальных активов, материальных ресурсов всегда есть возможность их альтернативного использования. Принимая решение в пользу одного варианта (скажем создание и организация работы фирмы), он отказывается от другого и теряет доход в какой-то другой форме.

Ведь свои денежные сбережения и силы, вложенные в деятель­ность фирмы, ее владелец мог бы направить на иные цели и на этом заработать. Например, деньги положить в банк, а свои способности продать за заработную плату, нанявшись на работу в другую фирму.

Однако он отдал (вложил) эти ресурсы в свою фирму. Естественно, что такой шаг будет экономически рациональным лишь в том случае, если деятельность фирмы принесет ее владельцу доход, по крайней мере, не меньший, чем он получил бы при ином использовании своего предпри­нимательского таланта и сбережений. Иными словами, этот доход дол­жен быть, по крайней мере, не ниже альтернативных издержек.

Минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение на данной фирме, т.е. тот минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе, называется нормальной прибылью.

Нормальная прибыль – это такой минимальный доход, который предприниматель должен получить, чтобы:

• возместить вложенные в дело средства и усилия;

• сохранить заинтересованность в дальнейшем занятии делами фирмы;

• вкладывать и дальше в развитие фирмы суммы, достаточные для сохранения конкурентоспособности ее товаров или услуг.

Наличие нормальной прибыли указывает на то, что, на предприятии внутренние и внешние издержки возмещаются, а предприниматель получает доход, равный минимальной величине возмещения предпринимательских усилий. Термин «нормальная» указывает на то, что при нормальных условиях предприниматель, вложив свой капитал в какое угодно другое предприятие, получал бы этот доход.

Если предприниматель не получает нормальной прибыли (т. е. его личный доход меньше альтернативных издержек), то, скорее всего, он либо сам бросит свое занятие и станет наемным работником, либо фир­ма в конце концов будет вытеснена с рынка конкурентами.

Пример

Предположим, что сотрудник банка, получавший в ме­сяц 2 тыс. долл., решил уйти и открыть собственное дело: организовать у себя в садовом домике мини-пекарню, так как все равно он в этом до­мике не жил, а сдавал его на лето знакомым за 1 тыс. долл.

В создание мини-пекарни бывший банкир вложил свои сбережения в сумме 10 тыс. долл.

После первого года деятельности бухгалтер фирмы представил вла­дельцу следующий отчет о результатах производственно-коммерческих операций (с учетом уплаты налогов):

Выручка от продаж155 тыс. долл.

Издержки130 тыс. долл.

Прибыль25 тыс. долл.

Но банкир, будучи человеком экономически грамотным, не удовлет­ворился радостным сообщением о получении фирмой бухгалтерской при­были в размере 25 тыс. долл. и сел считать.

Его заинтересовало, во что обошлась деятельность фирмы ему са­мому. Для этого он рассчитал внутренние (неявные) издержки своей фир­мы.

Эта величина сложилась у него из:

1) потерянного заработка в банке: 2 тыс. долл. за 12 месяцев = 24 тыс. долл.;

2) потерянных доходов от сдачи домика в аренду = 1 тыс. долл.;

3) потерянных доходов от хранения сбережений в банке (что могло обеспечить ему получение 20% на каждый доллар, помещенный в банк) = 2, 0 тыс. долл.

Таким образом, внутренние издержки составили: 24 + 1 + 2 = 27 тыс. долл.

Определив теперь величину экономической прибыли (для чего он вы­чел из бухгалтерской прибыли общую сумму внутренних затрат), он об­наружил, что, став предпринимателем, не только не увеличил свои до­ходы, но даже получил на 2 тыс. долл. меньше, чем мог бы, не создай он собственную фирму.

Понятно, что карьера предпринимателя теперь будет привлекать его куда меньше и он всерьез задумается о ликвидации фирмы и возвращении в банк.

Если записать это в виде уравнений, то получим:

       
 
 
   

 


Опираясь на различное понимание прибыли экономистами и бухгал­терами, мы можем прийти к различным выводам относительно поло­жения дел в фирме и перспектив ее развития. А это проблемы, немало­важные для любого владельца фирмы или ее управляющего.

Наличие у фирмы бухгалтерской прибыли еще не говорит о том, что у нее есть шансы на успешное развитие в будущем.

Ведь эта прибыль может быть равна или даже меньше нормальной прибыли предпринимателя. И если он возьмет эту нормальную прибыль для личных нужд, то у фирмы не останется собственных денежных средств для развития. А значит, перспективы развития станут весьма со­мнительными – они теперь будут зависеть только от возможности взять деньги в долг.

Если фирма имеет экономическую прибыль, то это уже серьезный признак ее благополучия и перспективности. Ведь это значит, что она работает настолько хорошо, что прибыли хватает и на удовлетворение требований собственника, и на покрытие расходов, на дальнейшее раз­витие в размерах больших, чем у фирм, имеющих только нормальную прибыль.

А чем больше средств вкладывается в развитие фирмы и чем рациональнее они расходуются, тем больше ее шансы победить конку­рентов в рекламе, маркетинге, освоении новых товаров или повышении качества уже выпускаемых изделий.

Таким образом, чистая экономическая прибыль равна выручке от реализации за вычетом экономических издержек производства (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль).

Чистая прибыль – часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Количественно определение чистой прибыли предприятия, вычленением ее из совокупных доходов можно представить схематично (рис. 1):

 

 


Рисунок 1. Определение чистой прибыли

 

Оставшаяся в распоряжении предприятия чистая (нераспределённая) прибыль используется на следующие цели:

- расширение и совершенствование собственного производства;

- развитие социальной сферы предприятия, решения социальных задач;

- материальное поощрение высокопроизводительного труда;

- погашение ссуд и уплата процентов по ссудам;

- выплата арендной платы;

- отчисления на социальное страхование работников и др.

Таким образом добиться увеличения прибыли фирма может тремя основными путями:

1) увеличением объёма продаж;

2) повышением цены на товар;

3) снижением издержек производства на единицу продукции.

Поэтому в нормальных экономических условиях фирмы должны стре­миться к снижению издержек за счет следующих мер:

1) совершенствование технологии и организации своей производствен­но-коммерческой деятельности;

2) проведение режима жесткой экономии всех средств;

3) повышение производительности труда работников за счет самых действенных методов их поощрения.

Фирма в своей практической деятельности выбирает такой вариант максимизации прибыли, который позволяет на данный момент рыночная конъюнктура и собственные возможности. Однако все варианты, связанные с увеличением цены на рынках малопригодны. Поэтому основной путь увеличения прибыли в рыночной экономике – это снижение затрат и увеличение объёма производства.

Масса получаемой прибыли – есть главная цель и результирующий показатель деятельности фирмы. Однако этот показатель не даёт представления об эффективности работы предприятия. Так прибыль в 10 тыс. руб. при собственном капитале предприятия в 100 тыс. руб. говорит об эффективной его работе, а та же прибыль при капитале в 1 млн. руб. свидетельствует о низкой эффективности.

Для оценки эффективности работы предприятия служит показатель «рентабельность».

Рентабельность характеризует конечный результат деятельности фирмы за определённый период и определяется величиной полученной прибыли по отношению к функционирующему капиталу фирмы.

Рентабельность отражает эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, показывает степень прибыльности предприятия.

Уровень рентабельности измеряется двумя показателями:

1. Показатель нормы прибыли, определяется отношением массы полученной прибыли к сумме основного и оборотного капитала.

 

 

Норма прибыли ориентирует фирмы на рациональное использование всех элементов применяемого капитала.

2. Показатель нормы рентабельности. Исчисляется как отношение массы прибыли к себестоимости продукции:

 

 

Данный показатель характеризует эффективность текущих затрат. Если норма рентабельности выше нуля, это значит, что фирма не только окупила все издержки производства, но и получила определённую прибыль, на каждый затраченный рубль.

Например, в РФ в 2002 году рентабельность в промышленности составляла 12 %.

Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли:

– величина прибыли (все, что умножает массу прибыли, пря­мо сказывается на степени выгодности бизнеса);

– структура затрат капитала (предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходова­но относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а следовательно, будет выше ее норма);

– скорость оборота капитала (когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге увеличивается эффективность бизнеса);

– экономия затрат на средства производства (в результате снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы);

– масштабы производства (на практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким: при увеличении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию снижаются. Такой эффект достигается вследствие углубления разделения труда, применения более производительного обо­рудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал