Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торговая прибыль
Образование торговой прибыли прямо связано с особенностями и экономической ролью торгового бизнеса. Еще на начальной фазе капитализма возникли два вида предпринимательства: бизнес в производстве и бизнес в сфере торговли. Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Фирмы-изготовители не содержат сети розничных магазинов по реализации своей продукции. Они быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширить производство. В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивает свои усилия на оптовой закупке и продаже товаров через розничную торговлю, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей. Торговый бизнес осуществляется в соответствии с формулой: Д – Т – Д', где Д – денежные затраты на торговую деятельность (на приобретение товаров по оптовым ценам); Т – товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу); Д' – денежная выручка (сумма продаж) от реализации товаров по розничным ценам. Торговая прибыль Пт – разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговое дело суммой: Пт = Д' – Д Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли П'т. П'т = Пт / Д х 100 Норма прибыли торгового капитала – это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах. Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы затем лучше представить себе то, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат Д на торговый бизнес. Эти затраты (на торговую деятельность) складываются из двух основных элементов: • расходов на закупку товаров по оптовым ценам Ро; • торговых издержек Ст (затрат по организации торгового предприятия). Следовательно, величина авансированного торгового капитала будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех товаров Q по их оптовым ценам Р0 и, во-вторых, торговых издержек: Д = Q х Р0 + Ст В свою очередь, сумма продаж продукции по ее розничным ценам – это произведение количества реализованных товаров Q на их розничную цену Рр: Д' = Q х Рр. Соответственно формула торговой прибыли приобретает следующий вид: Пт = Q х Рр – (Q х Ро + Ст) Очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит от: а) количества реализованных товаров; б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними; в) издержек торговой деятельности. Само собой разумеется, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами. Не все указанные факторы подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большой мере зависят торговые издержки. Издержки по организации розничной торговли Ит подразделяются на два вида. Первый вид издержек – прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров: а) затраты на покупку товаров по оптовым ценам; б) транспортные расходы. Второй вид расходов – косвенные (или условно постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции: расходы по содержанию торгового предприятия: заработная плата сотрудников, плата за аренду помещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электричество и т. п.). Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, прямые (переменные) расходы в расчете на один товар не меняются, а косвенные (постоянные) издержки сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность торговых бизнесменов в увеличении объема проданных товаров. Поскольку косвенные расходы в расчете на один товар сокращаются, то торговая прибыль увеличивается. Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к торговым издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене товара приплюсовывается торговая надбавка. Торговая надбавка Тн покрывает торговые издержки и включает торговую прибыль: Тн = ИТ+ПТ Розничная иена, включающая торговую надбавку, не может устанавливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия торговых сделок. Когда определяются такие условия, важно учитывать два ограничителя при установлении розничных цен: – цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли); – цену покупателя, выше которой он не будет платить за товар.
|