Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 10. Атрибуция источника






1. Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится. «На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России»

2. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика. «Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

3. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя монарха, к которому относится приведенная характеристика. «Общеизвестна кипучая деятельность монарха, оставившего глубокий след во всех сферах жизни страны: экономической, социальной, дипломатической, военной, культурной и др. Он законодательствовал, участвовал в сражениях на суше и на море, вникал во все детали жизни общества. Итог его правления можно формулировать одной фразой: он возвел Московию в ранг европейской державы. Он не только царствовал, и управлял, нес тяжкое бремя служения государству, не жалел, как он писал, «живота своего» на военной и гражданской службе».

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите событие, о котором идёт речь. «Острое желание учиться корабельному делу самому и научить своих подданных – основная причина его первого заграничного путешествия. Кроме того, он надеялся использовать пребывание за границей для найма моряков (офицеров и матросов) и корабельных мастеров. Другая причина также была обусловлена морскими устремлениями царя... Россия, вступившая в активное противоборство с Турцией, нуждалась в союзниках. Эти главные побудительные мотивы органично сочетались с уже оформившейся европейской ориентацией царя. Получивший первоначальное европейское образование в Немецкой слободе, он ощущал потребность основательно познакомиться с первоисточником».

5. Прочтите отрывок из сочинения С.М. Соловьева и назовите, кто скрывался под именем Петра Михайлова. «...При разных дворах является русское посольство. Его два великих полномочных посла: один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, Головин; в свите посольства удивительный молодой человек, называется Петр Михайлов, он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учится, работает, особенно занимается морским делом...»

6. Прочтите отрывок из сочинения С.М. Соловьева и напишите, как называлась относящаяся к XVIII веку война, о которой пишет историк. «Война эта, окончившись таким блистательным миром для России, изменяла положение Европы: подле Западной Европы для общей деятельности с нею явилась новая Европа, Восточная, что сейчас же отразилось в европейском организме, отозвалось всюду – от Швеции до Испании».

7. Прочтите отрывок из регламента мануфактур-коллегии и назовите имя государя, с чьим правлением связано его появление. «Учредить разные мануфактуры и фабрики, а особливо такие, для которых материалы в Российской империи найтися могут... И тех людей, которые мануфактуры и фабрики производить похотят, надлежащими привилегиями снабдить... Его императорское величество соизволяет всем, какого б чина и достоинства кто ни был, во всех местах, где за благо обрящет, мануфактуры и фабрики заводить... Над заводчиками фабрик и мануфактур смотреть накрепко, чтоб каждый при своих фабриках добрых и искусных мастеров имел, у которых бы русские обучались совершенно так, чтоб впредь могли сами за мастеров работать, дабы сделанные вещи российским мануфактурам и фабрикам славу принести...»

8. Прочтите отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь. «...Позволяется сим нашим указом для размножения... заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

9. Прочтите отрывок из документа XVIII в. регламента Главного магистрата и назовите имя императора, в правление которого он был принят. «Понеже в других государствах не токмо в городах больших и малых, но и в местечках и в селах... ярмарки и торги учреждены, от которых приносится... польза. Того ради надлежит в Главном магистрате о умножении таких торгов и ярмарок... иметь старание... Такоже надлежит в больших приморских и прочих купеческих знатных городах... по примеру иностранных купеческих городов, построить биржи, в которые б сходилися торговые граждане для своих торгов и постановления векселей...»

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя царя, о преобразованиях которого идет речь. «[Царь] подверг коренной перестройке всё здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе… пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената… Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями. Делопроизводство вела Сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем».

11. Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711 г. и напишите название государственного органа, которому были даны описанные полномочия. «Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…; то же и ябедникам… 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых… 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые… по канцеляриям… осмотреть и посвидетельствовать…».

12. Прочтите отрывок из Манифеста и напишите название учреждения, о котором идет речь. «Между многими, по долгу богоданной нам власти, попечением о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, несмотря и на духовный чин, и видя много нестроения и великую в делах его скудость, уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским, иметь сие за важное и сильное правительство и указов его слушать во все, под великим за сопротивление и ослушание наказанием».

13. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика. «Человек темного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать свое имя и фамилию, почти сверстник Петра, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятий на голландских верфях, он, по отзыву того же Куракина, в милости у царя «до такого градуса взошел, что все государство правил, почитай, и был такой сильный фаворит, что разве в римских гисториях находят». Он отлично знал царя, быстро схватывал его мысли, исполнял самые разнообразные его поручения, даже по инженерной части, которой совсем не понимал, был чем-то вроде главного начальника».

 

 

14. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идет речь. «…Следует сказать, что получаемые от Петра почести и звания он честно оправдывал делами, в особенности ратными. Достаточно напомнить, что в Полтавской битве со шведской армией Карла ХII 27 июня (8 июля) 1709 г. он, командуя левым крылом русской армии, разгромил наголову корпус генерала Рооса. Среди соратников Петра I наибольшие заслуги в разгроме шведов во время Северной войны принадлежали светлейшему князю. Именно за успешные боевые действия под Полтавой царь произвел его в фельдмаршалы.»

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите государственного деятеля, о котором идёт речь. «Неграмотный… за всю жизнь научившийся только выводить крупными буквами свои имя и фамилию, оказался прекрасным государственным мужем, опытным администратором, лихим кавалерийским генералом, смелым моряком. Конечно, нельзя при этом забывать, что дорога [его] к власти была освещена лучами безмерной любви Петра, во всём… доверявшего своему фавориту».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал