Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.1. Боец непризывного возраста






Приступая к работе, в первую очередь решила узнать, строились ли в Рязани во время Великой Отечественной войны на личные сбережения трудящихся бронепоезда. Для этого обратилась в краеведческий отдел РОУНБ им.Горького. Там узнала, что в книге «В Московской битве» Маршал Советского Союза Ф.Н. Голиков отмечал, что на вооружении военного гарнизона Рязани (на ноябрь 1941г.) состояло два бронепоезда[1]. В очерке И.Д.Маркова «Подвиг рязанских железнодорожников» прочитала, что осенью 1941г., когда враг подходил к Рязани, работники депо Рязань не покидали цехов, собирая бронепоезд для отряда народного ополчения[2] (Прил. 3). А о том, что в начале войны воспитанники Дворца Пионеров, поддержав лозунг: «Всё для фронта, всё для победы», организовали сбор средств на бронепоезд «Рязанский ученик», узнала из сборника документов и материалов «Немеркнущий подвиг»[3].

Обратившись к домашнему архиву, поняла, что прадедушка В.М. Желандовский не мог служить на этих бронепоездах:. Документы свидетельствуют о том, что он в это время вступил в ряды Первого Рязанского Добровольческого рабочего полка (Прил.4). Он был сформирован в ноябре 1941 г., в основном в него входили жители города непризывного возраста. Командиром был назначен И.Н.Ромадин и Д.И.Харламов. Место сбора, размещение полка и подготовка к боевым действиям проходили в здании Пехотного училища (ныне РВВДУ им. В.Ф. Маргелова) и на территории Ремесленного училища №1 (ныне ОГОУ СПО «Автотранспортный техникум им С.А. Живаго г.Рязань» ул. Полевая 38).(Прил.5) Одной из его боевых задач было задержание наступающего противника до подхода регулярных войск Красной Армии[4].

08.11.1941 в городе был введен комендантский час (немецкие войска находились в 30-ти км от Рязани). С 27-ого ноября Рязань стала прифронтовым городом, оказалась на осадном положении. Со 02.01.1942г. было снято осадное положение. 16.01.1942г. полк был расформирован[5] и прадедушка ушел на фронт, но бабушка думала – просто на работу. А потом принесли письмо-фотографию. Там было написано место его нахождения. (Прил.6). Подтверждение этому – красноармейская книжка прадеда, из которой узнала, что с 25.08 42г. призван в 139-ый запасной зенитный артиллерийский полк. В то время он располагался в Московской области, в деревне Черемушки (Прил.7). Здесь прадед, будучи бойцом караульной части, оборонял небо Москвы от вражеских налетов.

Возникает вопрос: где же бронепоезд, на котором служил мой прадед?

I.2. Сбор средств на постройку бронепоезда «Рязанский железнодорожник»

В краеведческом отделе РОУНБ им. Горького в подшивке газет «Сталинское знамя» за 10.01.1943 обнаружила призыв коллектива депо Рязань-1: «Мы призываем всех рабочих и работниц, инженеров, техников и служащих последовать нашему примеру и также организовать сбор средств на постройку бронепоезда «Рязанский железнодорожник»»[6]. 12-ого января в статье «На постройку бронепоезда «Рязанский железнодорожник»» сказано о том, сколько сдано средств[7]. В газете за 16 января в статье «Вклад жен железнодорожников» звучит отклик женщин на призыв: «Мы вносим на постройку бронепоезда «Рязанский железнодорожник» 1250 рублей наличными и облигаций на сумму 900 рублей»[8]. 21-ого января в статье «Железнодорожники – Красной Армии» сказано: «С неослабевающим подъемом продолжается сбор средств на постройку БП «Рязанский железнодорожник»»[9]. 04.02.1943 в газете опубликовано донесение И.В.Сталину о сборе дополнительных средств на строительство боевых самолётов и бронепоездов [10]. Там же размещена его благодарность от лица Красной Армии «трудящимся Рязанской области, собравшим, кроме первых 46 млн. руб., дополнительно 48500 тыс. руб. на строительство эскадрилий боевых самолетов и бронепоезда»[11]. (Прил.8).

Значит, о сборе средства на постройку этого бронепоезда могла слышать моя бабушка от своей мамы, ведь, Владимир Михайлович, до призыва был работником железной дороги.

I.3. В поисках бронепоезда «Рязанский железнодорожник»

Не найдя больше информации в библиотеке, посетила экспозицию «Российское воинство» в РИАМЗе. Нужной информации для себя там не нашла, но от сотрудников узнала, что есть музей локомотивного депо станция Рязань. От заместителя начальника Московской железной дороги по Московско-Рязанскому территориальному управлению А.А.Лёвина услышала, что музей, к сожалению, в 90-е годы сгорел. Всё, что уцелело, может находиться в Рязанском колледже железнодорожного транспорта или в депо станции Рязань-2.

Из беседы с ректором В.И.Сычевым (выпускником моей школы) узнала, что интересующей меня информации в их музее нет. Возможно, бронепоезда могли собирать в депо ст.Рыбное. Побывав в депо ст.Рязань-2, ознакомилась с материалами стенда об истории Рязанской железной дороги. Узнала только о бронепоезде, собранном в 1941 году. От председателя первичной профсоюзной организации локомотивного депо Ж.А.Рюминой, услышала, что бронепоезда, возможно, собирали в депо ст.Рязань–1, т.к. там было веерное депо и мастерские. Но сама убедилась, что, к сожалению, веерное депо разрушено. Это теперь частная территория. (Прил.9). Побывав в музее депо Рыбное, выяснила, что здесь производился только ремонт паровозов для передачи на бронирование. Здесь обнаружила карту железных дорог 1945г., которая в дальнейшем могла мне пригодиться в восстановлении боевого пути бронепоезда (Прил.10). Не найдя ответа на свой вопрос, обратилась в ГКУ РО «ГАРО». Ознакомилась с документами и получила архивную справку. Но новой информации не обнаружила (Прил.11).

В Центральном архиве Министерства обороны РФ Подольска, узнала, что там документов о бронепоезде «Рязанский железнодорожник» на хранении нет» (Прил.12).

Изучив военную литературу, выяснила, что согласно с документами о «соединениях, частях и подразделениях войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в период ВОВ 1941-45гг.», никаких надписей на составе и записей в документах, говорящих о том, где сделан бронепоезд не было (в стратегических целях)[12]. У бронепоездов были только номера. А названия придумывал народ.[13] Значит, если смогу проследить боевой путь 196 ОЗБП и узнаю, какое имя он мог носить, возможно, оправдаются предположения, что это тот бронепоезд, на который рязанцы собирали деньги.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал