Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акмеологический подход к развитию процессов памяти.
Долгое время, до 20-х годов XX столетия,.в психологии господствовала идея о том, что все, чему обязан человек в своей жизни, он достигает в юности. В последующие периоды жизни происходит не развитие человека, а лишь накопление знаний и приобретение жизненного опыта, что не приводит к изменениям во внутренних механизмах развития (Э. Клапаред). Однако отдельные стадии онтогенеза, как указывал Б. Г. Ананьев], представляют собой не простое воспроизведение наследственной программы развития, а совокупность эффектов наследственности и среды. На темп роста и созревания, в том числе и процессов памяти, непосредственное и опосредованное влияние оказывает социальная среда, которая сама изменяется. Социальная и биологическая детерминация человека сказывается не только на метаболическом, соматическом, нервно-физиологическом уровнях, но и на психофизиологическом, психическом и интеллектуальном. Наблюдается ускорение темпов умственного развития и практической активности, связанных со сложными системами информационных воздействий на человека. Юношеский возраст здесь не является исключением. В развитии общества и человека Ананьев считал значимыми три закономерности, выявленные социальной демографией, физиологией и психологией. К первой относится акселерация, ко второй — расширение диапазона периода юности, к третьей — расширение индивидуально-типических особенностей психики в ходе онтогенетического развития человека. По данным сравнительно-антропологических исследований ученых многих стран, в определенные исторические периоды развития общества подрастающее поколение отличается от предыдущего более высоким уровнем соматического, физического, физиологического, нервно-психического развития. На ускоренное развитие людей по указанным параметрам ученые обратили внимание в конце XIX — начале XX столетия. Что порождает акселерацию? Многие ученые считают, что главной причиной акселерации являются социально-экономические условия развития общества. Ее порождает высокий уровень материального обеспечения людей. Об акселерации можно говорить только применительно к цивилизованным странам, отличающимся высоким уровнем экономического, общественного и духовного развития. Тогда как в странах с длительным экономическим и финансовым кризисом, сопровождающимся безработицей трудоспособного населения, наблюдается спад в акселерации. Цивилизованное общество проявляет заботу о будущем поколении, своей смене, которая должна быть подготовлена к жизни в этом обществе, когда придется сменить старшее поколение. Для этого оно должно быть образованным, активным, приверженным идеалам и идеологии старшего поколения. Акмеологический аспект развития памяти в профессии просматривается в положении о том, что человек является субъектом деятельности: познания, труда, общения. В результате развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности происходит становление его как индивидуальности и как профессионала. Существуют некоторые профессии, где совершенно необходимой, неотъемлемой частью являются развитие определенных видов, типов или свойств памяти. Поэтому исследуя закономерности развития памяти в профессии, следует помнить о возрастных классификациях, существующих в науке. Наблюдается разноречивость в определении границ возрастных периодов, которая имеет место и в юности. Это можно объяснить тем, что авторы строят классификацию при изучении юности на разных основаниях. Этой проблемой занимались антропологи, физиологи, психологи, педагоги. Совершенно очевидно, что нельзя ожидать совпадения показателей развития соматического, нервно-физиологического, психофизиологического и психологического уровней структуры человека, о чем свидетельствует гетерохронность, являющаяся общей закономерностью его развития. Гетерохронность состоит в разновременной последовательности проявления функций организма и личности. Для достижения определенного уровня развития психических функций и процессов необходим соответствующий уровень развития физиологического механизма. Внутренним условием становления личности, как отмечал Б. Г. Ананьев, является относительно высокий уровень нервно-психического развития. В едином цикле человеческой жизни каждый возрастной период занимает определенное место, обусловленное связями с предшествующим этапом развития и последующим, при переходе к которому можно ожидать появления определенных новообразований, содержащихся в недрах данного возрастного периода в виде отдельных свойств. В последующих возрастах они могут приобрести определенность и устойчивость. Последовательность в расположении возрастных периодов на протяжении жизни человека обнаруживается в смене возрастных состояний — детство сменяется юностью, юность зрелостью, зрелость старением и старостью. Возрастные периоды жизни имеют в своей основе временные интервалы, сказывающиеся в индивидуально-психических особенностях человека и в осознании им своего места в том или ином возрастном периоде. В 1998—2001 годах в лаборатории психологии развития учащихся Института профессионально-технического образования РАО было выполнено исследование интеллектуального развития учащихся 15—17 лет с целью определения места ранней юности в системе возрастов жизненного цикла человека и выявления роли обучения и профессионального становления в эти годы. Исследование выполнялось в течение трех лет (в эксперименте принимали участие: О. А. Листвина, А. В. Ковальчук, Н. А. Шабалина, Л. В. Язева). В программу исследования вошли методики, отобранные, как наиболее валидные, из набора, использованного в углубленном изучении ранней зрелости. Применялись методы возрастных срезов и лонгитюдный. Обработка экспериментальных данных, полученных с помощью эмпирических методов, производилась с помощью математико-статистических приемов: средние показатели уровневой характеристики развития психических функций, корреляционный анализ в выявлении внутри-функциональных и межфункциональных связей. Изучению подлежали функции памяти, мышления, внимания, а также двигательный и речевой темп. Двигательный и речевой темп изучались с помощью методики лабиринтов и ассоциативного эксперимента. Испытуемыми были учащиеся общеобразовательной школы, профессиональных училищ и лицеев в количестве 280 человек. Каждый испытуемый должен был выполнить задания по 20 методикам. Анализ экспериментальных данных был произведен по всему возрастному составу (15—16—17-летних), отдельно по группам юношей и девушек, по группам учащихся общеобразовательной школы и профессиональной, а также по группам, разделенным в соответствии с профессиональной направленностью учащихся училищ и лицеев (профиль училища и лицея). Анализ результатов эксперимента по всем трем возрастам показал, что в ранней юности наблюдается неравномерность в развитии памяти, мышления, внимания. Так, например, 16-летние опережают 17-летних по показателям развития памяти и мышления. На высоком уровне оказались образное и долговременное сохранение по сравнению с другими процессами памяти. Обнаружен недостаточно высокий показатель развития механической памяти, что свидетельствует о недооценке ее. Тем самым в учебном процессе главным образом испытывает нагрузки смысловая память, на развитии которой сказываются связи с мышлением. Наблюдается опережение развития вербально-логического мышления, что также можно объяснить нагрузкой на него в учебной деятельности учащихся. Самые высокие показатели развития обнаружены в таких свойствах внимания, как устойчивость и распределение. Показатель развития концентрации внимания оказался самым низким. Сравнительный анализ данных по группам, разделенным в соответствии с полом, показал, что девушки опережают юношей в развитии смыслового запоминания, вербально-логического мышления, почти всех свойств внимания за исключением переключения и распределения, показатель развития которых оказался высоким у девушек и юношей.
|