![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие процессов памяти и профессиональное мастерство.⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Профессиональное мастерство, в котором основным механизмом является взаимосвязь общего и специального развития, проходит определенные этапы становления, начало которого следует отнести к периоду обучения в училищах и лицеях. Выявление способностей и их развитие у учащихся профессиональной школы требует применения соответствующих методик, с помощью которых можно определить уровень развития тех или иных свойств психических функций, процессов, действий и др. Если исходить из того, что способности для своего развития требуют известного уровня развития психических процессов и проявляются на их основе как свойство личности, о чем шла речь ранее, то в развитии способностей учащихся профессиональных школ следует обращать внимание на развитие у них психических функций и процессов в связи с требованиями профессии, которой они обучаются. Учащийся как будущий профессионал имеет дело с такими объектами, которые являются продуктом природы, техники, искусства, что называется «предметным миром профессии». В процессе приобретения профессии начинают развиваться необходимые для ее выполнения качества (сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, личностные), которые дают возможность пользоваться инструментами, материалом, аппаратурой и приборами. В деятельности наладчиков станков с программным управлением, оператора пульта управления, диспетчера оказываются важными функции принятия решения. Имеют значение оперативная память, оперативное мышление, профессиональная наблюдательность. Во многих профессиях важно наличие у специалиста сенсорной организации личности, которая является результатом развития способностей и в то же время предпосылкой в достижении более высоких показателей профессиональной деятельности. Надо полагать, что развитие сенсорной организации личности у специалиста происходит быстрее при наличии задатков, как анатомо-физиологических предпосылок развития способностей. Однако не менее успешно ее развитие происходит в процессе самой деятельности в условиях профессионального обучения и работы на производстве. У автослесарей имеет значение технический слух, характеризующийся повышенной степенью развития различительной слуховой чувствительности. Исследователи, изучавшие технический слух у слесарей-ремонтников и мастеров-диагностов сельскохозяйственных машин и механизмов, обнаружили у специалистов по сравнению с неспециалистами способность к более высокой дифференцировке звуков, чему способствуют постоянные упражнения и тренировки в процессе выполнения работы. Эти данные свидетельствуют о зависимости способности к звукоразличению от развития слуховой чувствительности, которая в данном случае является ведущей у специалиста по сравнению с неспециалистом. В слесарных профессиях при овладении умениями и выработке двигательных навыков большая роль принадлежит кинестезическому анализу, проявляющемуся в качестве избирательности и помехоустойчивости к шуму. Кинестезический анализ происходит в результате взаимосвязи кожно-двигательного и зрительного видов ощущений, благодаря чему обеспечивается взаимосвязанное функционирование анализаторных систем мозга, лежащих в основе познания и действия. В условиях машинно-ручного труда швейников приобретает значение осязание с его кожно-двигательной различительной способностью. Вопросы рубежного контроля: 1.Каковы особенности развития процессов и видов памяти в акмеологическом контексте. 2.Каковы методы развития процессов памяти в акмеологии. 3.Каковы методы развития видов памяти в профессиональном становлении личности. 4.Каково соотношение развития произвольной памяти и профессионального мастерства.
Задания для самостоятельной работы: 1.Подготовить литературный обзор по акмеологическим методам развития памяти. 2.Подобрать методы развития профессиональной памяти. Использованная литература: 1. https://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a022.shtml Психологический центр «Адалин» руководитель Анна Пономаренко. Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2. https://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a022.shtml(Автор: С.А. Минюрова 3. https://www.bookap.by.ru/index.shtm Общая психология, гл.2 Краснодар, 2004 г. Развитие памяти в 6-10 лет Евграфова Татьяна психолог лицея №230, г.Заречный, пензенская область Научная организация труда школьника. осознанное мышление. групповые занятия для учащихся 6—7-х классов окончание. см. № 38, 2002 г. 5. Учебно-методическое пособие // составили сотрудники кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПСа М.В.Иванов, А.С.Кармин, В.Е.Сараева, А.А.Отюгов, Х.Э.Штейнбах./ Отв. редактор - проф. А.С.Кармин. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1996 6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974 7. МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления (https://www.sverlo.info/113/ МНЕМОТЕХНИКА. Запоминание на основе визуального мышления. На базе учебного курса Школы рационального чтении М.: Школа рационального чтения, 2000.) 8. Аткинсон В. Воспитание памяти. Минск: «Беларуская Энцыклапедыя», 2005. 9. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии.- 688 с. память с. 217 – 243) 10. Андреев О.А. Тренируем свою память. Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 2003. 11. Гэймон Д., Брэгдон А. Аэробика для ума. М.: Изд-во Эксмо, 2004, 352 с. 12. Кутыркин В.А., Агафонов С.А., Дзюба И.А.твой досуг. ростов-на-Дону, 1985, 80 с. 13. Мэйсон, Дуглас Дж. Доктор памяти: забавные и простые методики для улучшения памяти. ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 192 с. 14. Андреев О.А. Развитие космического сознания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 224 с. 15. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М.: Мир, 1993, 240 с. 16. Ляудис В.Я. Память в процессе развития.М.: МГУ, 1976. 17. Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. М.: Молодая гвардия, 1981, 272 с. 18. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с. 19. Авшарян Г.Э. Память. Секреты и механизмы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 96 с. 20. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985, 96 с. 21. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М.: Мир, 1993, 240 с. 22. выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999, 144 с. 23. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.М.: Просвещение, 1991 24. Мухина В.С. Детская психология. М.: просвещение, 1985, с.53, с.115. 25. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996, с. 7-29, 88 – 139 26. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. ростов-на-Дону, Феникс, 2005, 314 с. 27. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть I. Книга для учителей. М.: «Ось-89», 272 с. 28. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть II. Материалы к урокам психологическогор азвития. М.: «Ось-89», 272 с. 29. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. М.: Академия, 2005, 96 с. 30. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М.: Мир, 1993, 240 с. 31. Авшарян Г.Э. Память. Секреты и механизмы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 96 с. 32. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996, с. 7-29, 88 - 139 33. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. ростов-на-Дону, Феникс, 2005, 314 с. 34. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Основы профессиональной деятельности. Мастерская практического психолога. Самара: Бахрах-М, 2004, 288 с. 35. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. М.: Академия, 2005, 96 с. 36. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М.: Мир, 1993, 240 с. 37. Авшарян Г.Э. Память. Секреты и механизмы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 96 с. 38. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996, с. 7-29, 88 - 139 39. Игры в логопедической работе с детьми. порсобие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И.Селиверстова. М.: Просвещение, 1981 40. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. ростов-на-Дону, Феникс, 2005, 314 с. 41. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. СПб.: «Речь», «ТЦ Сфера», 2002, 136 с. 42. Слободяник Н.П. психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. практическое пособие.М.: Айрис-пресс, 2003, 256 с. 43. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург: У-фактория, 2005, 176 с. 44. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь. М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2003, 848 с. 45. Психология профессиональной деятельности. Лекции «В помощь преподавателю» / Под ред. А.А.Деркача. М.: РАГС, 2006. 46. Райгородский Д.Я. психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара: Бахрах-М, 2005, 768 с. 47. Деркач А.А. Акмеологические основы рпазвития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004, 752 с. 48. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб: речь, 2004. 49. Аткинсон В., Скотт Дж. Познай себя: развитие памяти и интеллекта. СПб.: Респект, 1994, с.384. 50. Аткинсон В. Сила мысли: память и уход за ней. М., 1996. 51. Вартанян Г.А. Организация и модуляция процессов памяти. Л.: Медицина, 1981. 52. Вартанян Г.А., Пирогов А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л.: Наука, 1988. 53. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. 54. Гейссельхарт Р.Р., Буркарт К. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. М., 2006. 55. Зинченко П.И. непроизвольное запоминание. М., 1996. 56. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания. 57. Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. Киев: наука, 1987. 58. Истомина З.М. развитие памяти. М.: просвещение, 1978, с.120. 59. Как сохранить и улучшить память. практические рекомендации и упражнения. М.: Евразия, 2000, с.30. 60. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти // журнал Дошкольное воспитание, 1985, № 8. 61. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я. романова. М.: ЧеР, 1998, с.816. 62. Лёзер Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.) М.: МИР, 1979. 63. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: МГУ, 1968. 64. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. 65. Надеждина В. 10 шагов к укреплению памяти. М.: АСТ, Харвест, 2006. 66. Никитина Т. Как развить суперпамять, или запоминаем быстро и легко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. 67. Развитие логической памяти у детей. Под ред. А.А.Смирнова. М.: просвещение, 1976. – с.256. 68. Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. СПб: Питер, 2000, с.720. 69. рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.: 1998, с.816. 70. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // психология памяти \ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998, с.816. 71. тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. Составители: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. СПб дельта, 1998, с.384. 72. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактически задания для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1994, с.144 73. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1997, с.240 74. Файгенберг И.М. Память и обучение. М.: ЦОЛИТУВ, 1974. 75. https://www.psychology.ru автор: Кириевская А.В. Педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Гармония» г. Перми. 76. https://www.effecton.ru Психологические тесты и коррекционные программы.
|